Система социальной защиты безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание

Целью данной работы есть детальное изучение существующих видов безработицы, а также ее основных причин.
Кроме этого работе будет дано определение безработицы, раскрыта ее экономическая сущность, понятие полной занятости, будут рассмотрены экономические циклы, как, основная причина безработицы, будет дано понятие издержек безработицы, уровня безработицы, связь безработицы с инфляцией, и методы борьбы с ней.

Содержание

Введение 3

Глава Ι.
Безработица: сущность, причины и типы 5
1.1. Понятие и сущность безработицы 5
1.2. Типы безработицы 10
1.3. Причины возникновения безработицы 16

Глава ΙΙ.
Экономические и социальные издержки безработицы.
Закон Оукена 22
2.1. Социально-экономические последствия безработицы 22
2.2. Закон Оукена 26

Глава ΙΙΙ.
Безработица в России. Особенности госрегулирования и социальная защита безработных 29
3.1. Динамика уровня безработицы в России 29
3.2. Социальная защита безработных 32

Заключение 37
Список использованной литературы 41
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.docx

— 74.10 Кб (Скачать документ)

      В каждый данный период в различных  странах уровни безработицы существенно  отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем, что эти страны могут оказаться  в разных фазах экономического цикла. Ежегодный средний уровень безработицы  в Соединенных Штатах ниже, чем  в Канаде, Австралии, Франции, Великобритании и России.

     Глава ΙΙΙ. Безработица в России. Особенности госрегулирования и социальная защита безработных

     3.1.  Динамика уровня  безработицы в  России

      Численность экономически активного населения к концу декабря 2008г. составила, по оценке, 75,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

      Преобладающая часть занятого населения сосредоточена  в организациях, не относящихся к  субъектам малого предпринимательства. В ноябре 2008г. в них работало 37,1 млн. человек, или 52,3% общей численности  занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 2,0 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в ноябре 2008г. составило 39,1 млн. и было меньше, чем в ноябре 2007г. на 0,2 млн. человек, или на 0,4%.

      В конце декабря 2008г., по оценке, 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного  населения, классифицировались как  безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях  службы занятости населения в  качестве безработных было зарегистрировано 1,5 млн. человек, в том числе 1,3 млн. человек получают пособие по безработице.

      Как видно  «... по данным таблицы 1», общая численность экономически активного населения России за период с 1992 года по 2007 год оставалась относительно стабильной. Следует отметить тенденцию роста экономически активного населения с 2000 года. В связи с экономическим ростом в этот же период наблюдалось снижение количества безработных - по сравнению с ситуацией  на конец 2000 года в 2007 году количество безработных снизилось в 1,67 раза. Снижение численности безработных связано также с расширением сферы приложения труда и активной деятельностью территориальных органов службы занятости.

      Однако  в связи с финансовым кризисом 2008 года, численность официальных  безработных на конец 2008 года составляет 5 800 тыс. человек. Это порождает крайне сложную социально-экономическую  ситуацию в экономике страны. Характерной  чертой безработицы в России в  кризисный период является то, что  она значительно ниже, чем можно  было бы ожидать из уровня спада  производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада  промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства.

      Данные  по динамике численности безработных  в период с 2008 по февраль 2009 приведены  в «(таблице 2)».

      Анализируя  данные «(таблицы 2)», можно отметить значительный рост численности безработных в период с сентября по декабрь 2008 года, что связанно, прежде всего, с последствиями экономического кризиса. В настоящий момент число безработных достигло максимума по абсолютному показателю за последние 2 года. В тоже время число официально зарегистрированных безработных значительно увеличилось лишь в декабре 2008 года. Основными причинами этого служит низкий уровень пособий по безработице, а также неоправданную надежду безработных на скорейшее решение проблемы трудоустройства. В первые месяцы 2009 года число безработных, в том числе официально зарегистрированных, значительно увеличился и достиг максимума за последние 17 лет.

     3.2.  Социальная защита  безработных

           Безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.

        Следует заметить, что экономика  каждого отдельно взятого государства  настолько индивидуальна, что  о прямом копировании чужого  опыта в области занятости  и социальной защиты безработных  не может быть и речи.

        Различают государственную активную  и пассивную политику занятости.

      Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических  мер, проводимых государством с целью  снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск  и подбор рабочих мест). Пассивная  политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)

      Основными принципами государственной политики в области занятости являются:

- обеспечение  равных возможностей всем трудоспособным  гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии,  политических убеждений, национальности  и социального положения в  реализации права на труд;

- поддержание  трудовой инициативы граждан,  содействие и поощрение в развитии  их способностей к производительному  и творческому труду;

- координация  деятельности в области занятости  с другими направлениями экономической  и социальной политики;

- участие  профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований  в разработке, реализации и контроле  за выполнением мер по обеспечению  занятости во взаимодействии  с органами государственного  управления;

- предоставление  социальных гарантий и компенсаций  безработным;

- обеспечение  социальной защиты в области  занятости, проведение специальных  мероприятий для трудоустройства  граждан, желающих работать;

- международное  сотрудничество в решении проблем  занятости населения, включая  профессиональную деятельность  граждан за рубежом и трудовую  деятельность иностранных граждан  у себя в стране, соблюдение  международных трудовых норм.

      Реализация  государственной политики занятости  населения осуществляется по следующим  основным направлениям:

а) создание правовой базы, регулирующей вопросы  занятости и социальной защиты безработных;

      Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

б) создание условий со стороны государства  для самозанятости населения.

      В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого  должна быть сформирована соответствующая  законодательная база, то есть, приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.

      Структурная перестройка централизованной экономики  и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурную  безработицу, которая характерна в  переходный период для России. На рынке  рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры.

г) Поощрение  территориальной мобильности рабочей  силы.

      Это значит, что государство должно оказывать  всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые  испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной  политики занятости должны быть мероприятия  по организованному набору рабочей  силы.

      Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена  со значительными материальными  и моральными издержками, поэтому  рассчитывать на успех в борьбе с  безработицей через переселение  людей в другие районы не приходится. Организованный же набор рабочей  силы позволяет решать вопросы трудоустройства  с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в  районах Дальнего Севера или в  районах, пораженных аварией на ЧАЭС).

д) Регулирование  международных потоков рабочей  силы.

          В этих целях должны быть  подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей  силы между государствами. В  свою очередь каждая из стран,  исходя из собственной экономической  ситуации, формирует внутреннее  законодательство, поощряющее или  ограничивающее

приток  иммигрантов в страну. В международной  практике всегда поощряется приток в  страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.

е) Регулирование  демографических процессов.

      Государство должно отслеживать процессы рождаемости  и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать  меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и  ситуация на рынке рабочей силы зависят  не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство  в области демографических процессов. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень  безработицы. Возникновение безработицы  в России связано с развитием  рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве основной предпосылки безработицы выступают  спад производства и структурные  преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных  в службе занятости; незанятость  и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии  МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного  рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью  обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной  службой занятости. Опыт прибалтийских  стран свидетельствует, что такое  прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью  социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы  к поиску нового рабочего места и  увеличивает продолжительность  безработицы, то в России низкие пособия  способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Информация о работе Система социальной защиты безработных