Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:48, курсовая работа
В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.
Введение 3
1.Сущность социальной политики государства 5
1.1.Социальная политика и принципы ее проведения 5
1.2.Основные направления социальной политики 9
2.Решение социальных проблем в развитых странах 17
3.Социальная политика в России 27
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Словарь 42
Приложения
Государственное
социальное обеспечение в США
включает две сферы – социальное
страхование и социальное вспомоществование.
Социальное страхование предусматривает
пенсии по старости, пособия по безработице,
медицинскую помощь престарелым и другие
статьи. Эта сфера забирает львиную долю
социальных расходов государства. Программы
социального страхования охватывают основную
часть американцев.
Вторая сфера государственного социального
обеспечения – социальное вспомоществование.
Это выплаты тем, кто по причине бедности
освобожден от налогов («пасынки бюджета»).
Программы социального вспомоществования
предусматривают материальную помощь
матерям-одиночкам, медицинскую помощь
бедным, выдачу продовольственных талонов,
жилищные пособия, бесплатное отопление,
установку кондиционера, завтраки для
детей в школах и т.д. Всего существует
180 подобных программ. [15]
3.Социальная политика в России.
В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни.[9,с.89] Согласно оценке Федерации европейских работодателей, по уровню заработной платы работников Россия замыкает в Европе четвертый десяток стран (оценка дана по состоянию на февраль 2004 г.). Неудивительно, что в стране сформировался устойчивый слой «новых бедных», т.е. тех граждан, которые даже при наличии постоянной работы имеют доходы ниже необходимых для нормального существования.[6,с.6]
Из всего
вышесказанного можно сделать
вывод, что России нужно
проводить социальную политику,
направленную на достижение
И еще одним важным обстоятельством, препятствующем проведению полноценной социальной политики, является то, что наше государство слишком мало выделяет средств для проведения социальной политики (в бюджете 2007 года – 0,75 трл.руб.)
Как мы видим теорий и споров по этому вопросу множество, а что происходит в РФ в данный момент? Попробую описать сложившуюся ситуацию.
Жилищная политика.
В Послании Президента
РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ
2004 г. проблема качества и доступности
жилья поставлена на первое место среди
других социально-экономических задач,
затрагивающих, как подчеркнул Президент
РФ, "практически каждого гражданина,
каждую российскую семью". В настоящее
время приняты четыре составляющих оценки
развития страны: реальные доходы граждан,
обеспеченность жильем, уровень образования
и здравоохранения. Два первых показателя
непосредственно связаны с проблемой
доступности жилья.
Проблема повышения обеспеченности граждан
жильем делится на две взаимосвязанные
задачи:
а) повышение объемов и качества жилищного
строительства, т.е. увеличение предложения
на рынке жилья;
б) повышение возможностей граждан по
приобретению жилья, т.е. увеличение платежеспособного
спроса на рынке жилья.
Общий объем жилищного фонда России - 2,85
млрд. кв. м (19 млн. жилых строений). Однако
из них 62,1% - старше 30 лет; 3,1% (88,7 млн. кв.
м) - ветхий и аварийный фонд, в котором
проживают более 2,5 млн. человек; более
15 млн. человек проживают в панельных зданиях,
построенных в 50 - 60 гг.; около 40 млн. человек
- в неблагоустроенных квартирах. Средняя
обеспеченность жильем в России составляет
19,7 кв. м на человека. Это в два-три раза
меньше, чем в развитых странах (например,
Мадрид - 24, Париж, Лондон - 32, Стокгольм
- 40 кв. м на человека).
Падение объемов строительства жилья
связано с тем, что в условиях перехода
к рынку доля капитальных вложений государства
в данный сектор экономики сократилась
с 85% в конце 80-х гг. до 20% в настоящее время.
В настоящее время наблюдается устойчивый
рост цены на жилье на первичном и вторичном
рынках (например, только за 2004 г. в регионах
цены выросли на 26%, в Москве - на 45%). Средняя
цена на первичном рынке в два-три раза
превышает себестоимость строительства.
Цена на вторичном рынке приближается
к цене на первичном рынке, что свидетельствует
о дефиците жилья.
Система ипотечного жилищного кредитования
разворачивается. В 2006 году в стране выдано
ипотечных кредитов на сумму более 220 млрд.
руб.[20] Однако при существующей законодательной
базе возникающие во многих регионах России
подобные схемы, в том числе схемы долевого
участия в строительстве и жилищно-накопительные
кооперативы, обладают повышенными рисками
для граждан, поскольку отсутствуют механизмы,
гарантирующие возвратность вложенных
ими средств. Все это привело к тому, что:
в очереди на улучшение жилищных условий
стоят 4,43 млн. семей (8,6%);
время ожидания в очереди на получение
социального жилья малоимущими гражданами
составляет 15 - 20 лет;
количество желающих улучшить жилищные
условия составляет 61% (31,6 млн. семей);
общая потребность в жилье составляет
порядка 1,57 млрд. кв. м (55% имеющегося фонда).
Из-за резкой
дифференциации населения по
уровню доходов решение
По оценкам экспертов, наиболее тяжелая
ситуация в этом вопросе сложится в 2007
г. [21]
Регулирование занятости в России.
Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости – это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.
Развитие новых форм хозяйствования связано не только с сокращением рабочей силы (при переводе государственных предприятий в кооперативные, арендные, акционерные), но и с предоставлением новых рабочих мест – преимущественно в так называемом малом предпринимательстве.
Разновидность политики на рынке занятости и переквалификации связана с улучшением качества информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей безработным рабочим, и с обеспечением географической мобильности работников. В этом состоит идея биржи труда, которая стремится распространить информацию о свободных рабочих местах для того, чтобы рынок труда функционировал быстрее и мобильнее. Снять напряженность на рынке труда позволит организация общественных работ. Видами общественных работ могут стать:
Защищенность трудоспособного населения от безработицы реализуется через подготовку и переподготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Кроме биржи труда в России существует фонд занятости, формируемый за счет отчислений предприятий и работающих. Существуют, так называемые, социальные гарантии со стороны государства, которые заключаются в защите права на труд, обеспечении пособий для нетрудоспособных и т.д. Эти государственные гарантии подкрепляются системой социального страхования. Помимо общих для всех стран, в России она имеет свои собственные задачи: формирование экономической основы обеспечения возмещения страховых рисков, структуризация страховых фондов, расширение гарантий обеспечения страховых выплат, развитие системы добровольного страхования. Сегодня в стране созданы 4 внебюджетных фонда в сфере социального страхования: пенсионный, занятости, медицинского и социального страхования. Их деятельность способствует смягчению рыночной трансформации экономики. С 2001 года в РФ введен единый социальный налог, плательщиками которого являются работодатели и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Средства ЕСН поступают в указанные внебюджетные фонды по прогрессивным ставкам, установленным Налоговым кодексом РФ. Однако следует отметить, что изменения в данной сфере отстают от изменений, которые происходят в общественно-экономической жизни страны. [9,с.91-92]
Политика формирования доходов.
По данным специалистов, дифференциация по доходам в России достигла такого уровня, что 10% «верхних слоев» населения обладает доходом, в 40-60 раз превышающим доход 10% «нижних» групп населения. Значительно увеличилось число лиц, находящихся за «чертой бедности», а средний класс так и не был сформирован. Однако, по словам официальных представителей власти, на данный момент ситуация начинает улучшаться. Так 8.02.2007г. на сессии Комиссии социального развития ООН представитель РФ Калашников предоставил данные, что численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 24,6% в 2002г. до 15,8% в 2006г. Реальные доходы населения выросли за четыре года на 58%, заработная плата – на 69%, средний размер пенсий на 40,9%. [19]
Что касается размера заработной платы, то действительно, если с 1 сентября 2005 по 30 апреля 2006 г МРОТ равнялся 800 рублей, а с 1 мая 2006г. она повысилась на 300 рублей до уровня в 1100 рублей, то на совещании представителей правительства, «Единой России», профсоюзов и объединения работодателей КСОРР в Госдуме принято решение о повышении минимального размера оплаты. Согласно проекту МРОТ с 1 сентября 2007 года будет повышен до 2500 рублей - на 25% больше, чем предполагалось ранее, а к концу 2008 года - до 4300 рублей.
Однако, не все так радужно, как кажется на первый взгляд. С.Ю.Глазьев, член-корреспондент РАН, депутат Государственной Думы в своей статье «Бюджет-2007:все тот же социально-экономический смысл» очень подробно описывает суть социальной политики в России: « Уровень социальных расходов государства в нашей стране – один из самых низких в мире. Чтобы достичь в этой области среднемировых стандартов, российскому государству надлежит увеличить социальные расходы на 4,9% ВВП, т.е. почти точно в объеме профицита федерального бюджета, спроектированного на 2007г. Иными словами, отмеченный профицита равен величине недофинансирования социальных расходов (в сравнении со среднемировыми показателями). … Таким образом, применительно к бюджету -2007, к сожалению, справедлив сформулированный в отношении бюджета-2006 тезис, согласно которому «в динамическом плане социальные параметры бюджетных проектировок трудно даже однозначно оценить.» … прирост не способен существенно улучшить состояние отраслей социальной сферы, ибо, основное бремя их финансирования сегодня сброшено «федеральным центром» на регионы». [4,с.12-13]
Если же рассматривать пенсионную систему, то она тоже оставляет желать лучшего. Этот вывод можно сделать из того, что по прогнозным данным через 50 лет трудоспособное население уже не сможет обеспечивать пенсионеров пенсиями, из-за увеличения доли пенсионеров. Возможны три направления реформирования: поэтапное увеличение пенсионного возраста в рамках распределительной пенсионной системы; поощрение иммиграции трудоспособного населения из регионов с высокой рождаемостью; переход к пенсионной системе, основанной на накопительных принципах. С точки зрения перспектив долгосрочного экономического роста третий вариант обладает существенными преимуществами. Но главной проблемой, связанной с переходом к накопительной системе, является поиск источников погашения пенсионного долга, накопленного в начале переходного периода в рамках действительной пенсионной системы. Взносы в сберегательную систему будут накапливаться на личных счетах работников и утратят характер налогов. [5,с.486]
Социальная защита граждан.
Помимо вышеприведенной
системы социального
На грани полного разрушения находятся практически все отрасли социальной сферы — образование, здравоохранение, культура, общественный транспорт и др. Их хроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной платы, материально-техническая необеспеченность привели к развалу многих предприятий и систем жизнеобеспечения, оттоку квалифицированных кадров. Значительно уменьшилась доступность социальных услуг для основной массы населения в результате резкого расширения их платности.
Не меньшую опасность для России заключает в себе угроза депопуляции в связи с ухудшением всех демографических показателей — рождаемости, смертности, естественного прироста, ожидаемой продолжительности жизни. Так, например прогнозируемой уровень смертности на 2007г. (15,8-16,3 человек на 1000 граждан страны) в несколько раз выше соответствующих показателей развитых стран. В основе этих негативных процессов, сопровождаемых снижением репродуктивного потенциала, ухудшением генофонда, лежат не столько чисто демографические закономерности, сколько социально-экономические факторы. Однако, следует отметить, что сейчас уделяется большое внимание проблеме рождаемости. Во исполнение установок президентского послания-2006 по стимулированию рождаемости на 2007 год запланированы дополнительные ассигнования (прямые расходы федерального бюджета на социальную поддержку материнства и детства возрастут на 33млрд.руб., вчетверо превысив уровень 2006г.; резко увеличатся расходы Фонда социального страхования, в том числе на 27млрд. – на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет), но этого недостаточно для принципиального улучшения демографической ситуации. Вследствие низкого уровня доходов работающего населения рождение ребенка резко повышает вероятность падения среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума (достаточно констатировать, что большинство российских семей с двумя и более детьми находятся именно в таком положении). Поэтому для гарантирования от бедности; семей, с имеющий детей, величина детских пособий должна, думается; устанавливаться на уровне: прожиточного минимума для ребенка, причем не только на полтора года, но и на весь период до его совершеннолетия. В октябре 2006 года был принят закон о выплате 250 тыс.руб. за рождение второго ребенка. Однако существует много негативных точек зрения на принятый законопроект. Его противники считают, что это «очередная схема высокоприбыльного бизнеса на ниве «социалки», закамуфлированная под заботу государства о расширенном воспроизводстве народонаселения.» [4,с.16] И в сущности они правы. В самом деле, почему 250 тыс. руб. за второго ребенка должны начисляться матерям на их счета не, скажем, в Сбербанке, а именно в Пенсионном фонде и находиться («прокручиваться»?) там три года, через которые только и можно будет сделать выбор относительно применения «материнского капитала»? Почему этот выбор исключает использование последнего, например, на крайне необходимое лечение ребенка (в том числе операционное), а допускает лишь три варианта, связанные с ипотечным строительством, оплатой учебы «чада» или (если то и другое отвергнуты) с переводом денег в накопительную часть пенсии матери? Третий вариант фактически означает исчезновение «материнского капитала», конечно, для его владельца, но не для Пенсионного фонда! Второй вариант — нахождение денег в этом фонде до поступления ребенка в вуз (т.е. в течение почти" полутора десятка лет!). Первый же вариант либо вообще невозможен (ипотечные кредиты выдают только «достаточно платежеспособным» просителям, а средняя зарплата, как уже отмечалось, проектируется на «смешном» уровне), либо чреват долговой кабалой (нынешние цены на жилье и проценты «годовых» по долгосрочным кредитам известны). Чтобы действительно повысить рождаемость, нужны не подобные издевательские схемы, а нормальная государственная социальная политика, прежде всего, стоит повторить, — в области доходов, в настоящее время вполне возможная. [4,с. 16]