Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

Содержание

Введение 3
1.Сущность социальной политики государства 5
1.1.Социальная политика и принципы ее проведения 5
1.2.Основные направления социальной политики 9
2.Решение социальных проблем в развитых странах 17
3.Социальная политика в России 27
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Словарь 42
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Социальная потика в развитых странах и в россии.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

Так же вызывает много споров ситуация вокруг монетаризации  льгот (замену денежными выплатами). События вокруг монетаризации льгот  сделали очевидными, с одной стороны, несостоятельность общественного  запроса на сильную социальную политику, с другой – отсутствие тривиального ответа на этот запрос.[14,с.52] Почти 50% льготников, обеспечивавшихся из федерального бюджета (11,8 млн. из 25,4 млн.чел) «сброшены» на региональный уровень. В результате большая часть (до двух третей) всех льготировавшихся теперь находятся в сфере социальных обязательств регионов. Однако большинство регионов имеют остродефицитные бюджеты, а значит, им будет трудно (а скорее, невозможно) обеспечить нормальный уровень жизни «льготников». Поэтому действительная рыночная альтернатива натуральному льготированию – не подачки в виде априори эквивалентных денежных компенсаций и мизерных добавок к пенсиям, а резкое (достойного, объективно необходимого уровня) повышение заработной платы и на этой основе – страховых выплат. [6,с.15-17]

В целом же написано множество программ, направленных на улучшение состояния России в  социальной сфере. Составлен план действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2007 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы). В него вошли разработка нормативных правовых актов по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования; здравоохранения; подготовка нормативных правовых актов по реализации приоритетного национального проекта в сфере обеспечения населения жильем и т.д. [17]Будет ли реализован данный план и каковы будут его итоги мы сможем судить лишь через определенный промежуток времени.

Теперь кратко опишем ситуацию в Пензенской области, пользуясь данными таблиц, представленных в приложениях данной курсовой работы.

Денежные доходы населения в январе 2007г. составили 6089,8 млн. руб., что на 35,6% больше, чем  в январе 2006г. В январе 2007 года денежные доходы на душу населения составляли 4325,2 руб. и выросли по сравнению с январем 2006г. на 35,6% (на 1136 руб.). Из общего объема денежных доходов население израсходовало 86% на покупку товаров и оплату услуг, оплату обязательных платежей и взносов – 8%, покупку валюты –3%.

Реальные располагаемые  денежные доходы (доходы за вычетом  обязательных платежей, скорректированные  на индекс потребительских цен) в  январе 2007г. по сравнению с январем 2006г. по предварительной оценке увеличились  на 24%. Начисленная средняя заработная плата работающих на предприятиях и в организациях области в 2006г. составила 6492,3 руб. и увеличилась по сравнению с 2005г. на 25,7%. Реальная заработная плата в 2006г. возросла по сравнению с 2005г. на 13,7%. Задолженность по заработной плате по состоянию на 1 февраля 2007г. составила 40,1 млн. руб. и уменьшилась по отношению к 1 февраля 2006г. на 15 млн. руб., или на 27,2 %. Численность экономически активного населения (ЭАН) на 1 февраля 2007 года составила 694,2 тыс. человек, в их числе 655,5 тыс. чел., или 94 % экономически активного населения были заняты в экономике и 38,7 тыс. чел. (5,6%) занимались поиском работы. В органах государственной службы занятости зарегистрировано в качестве безработных 9,1 тыс. человек или 1,3 % экономически активного населения.  [18] Приоритетными национальными проектами (ПНП) являются : ПНП «Здоровье», ПНП «Образование», ПНП «Развитие АПК» и ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Таким образом, для перехода к социально-ориентированной  экономике России необходима кардинальная реформа социальной сферы и переход экономики на устойчивую траекторию экономического  роста.

Как мы видим, нашему государству предстоит еще долгое время бороться с социальными  проблемами и совершенствовать социальную политику.  

 

Заключение.

    В данной работе были рассмотрены такие  немаловажные вопросы социальной политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях.

  В заключение данной курсовой работы можно сделать  вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ.

         Рассмотрев различные  типы социальной защиты в развитых странах, также можно сделать  вывод, что, не смотря на наличие некоторых  негативных моментов, существует множество  и положительных. И, на мой взгляд, намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нельзя не учитывать и того, что ресурсные потребности социальной сферы в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы. Это предъявляет не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.  
 

 

Список  используемой литературы.

1. Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС/ В.В.Антропов// Мировая экономика и международные отношения. – 2005. - №11. – с.70-77

2. Булатов А.С.  Экономика: Учебник/ А.С.Булатов.  – 3-е изд., перераб.и доп. –  М.: Экономистъ,2003. – 896 с.

3. Гарбузов В.  Социально-экономическая модель США/В.Гарбузов// Общество и экономика.- 2004.- №11-12.- с.228-277

4. Глазьев С.  Бюджет 2007: все тот же социально-экономический  смысл/С.Глазьев//Российский экономический  журнал.-2006.- №9-10. – с.3-28

5.Кочетков А.А.  Основы экономической теории: Курс лекций/А.А.Кочетков.-2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 492 с.

6.Куликов В.В.  Социальная политика как приоритет  и приоритеты социальной политики/В.В.Куликов,  В.Д.Роик// Российский экономический  журнал.- 2005.-№1.- с.3-17

7.Мадиевский  С. Социальная помощь в Германии/ С.Мадиевский// Мировая экономика  и международные отношения.-2003.-№10.-с.42-44

8.Миронов С.  Социальная политика: уточнение  задач, отладка механизмов/ С.Миронов// Общество и экономика.-2005.-№5.-с.5-12

9.Моисеев В.Е.Экономические  реформы России: учебно-методическое  пособие/В.Е.Моисеев, О.И.Уланова.- Пенза:  РИО ПГСХА, 2005.-с.76-93

10. Николаева  И.П.Экономическая теория: Учебник  для вузов/ И.П.Николаева.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.-510 с.

11.Сажина М.А.Экономическая теория: Учебник для вузов/М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков.- М.: Издательство НОРМА,2003. – 456с.

12.Сидорина Т.Ю.  Социальная политика- между экономикой  и социологией/Т.Ю.Сидорина//Общественные  науки и современность.-2005.-№6.-с.112-120

13.Стрежнева  М.В.Проблемы социальной политики в Европейском союзе/М.В.Стрежнева//Мировая экономика и международные отношения.-2006.-№8.-с.22-31

14.Якобсон Л.И.Социальная  политика: коридоры возможностей/Л.И.Якобсон//Общественные  науки и современность.-2006.-№2.-с.52-66

15.http: //orel.fio.ru

16. http: //tisbi.ru/science/vestnik

17. http: // www.government.ru

18. http: //www.penza.ru

19. http: // www.rian.ru

20. http: //www.ruslife.ru

21. http: //www.smix.biz/comm

 

Словарь.

Дифференциация доходов- различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого.

Жизненный уровень населения– совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения.

Индексация это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг.

Качество  жизни населения– совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения.

Минимальный уровень потребления- такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальными условиями существования.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Ограничительная социальная политика- сведение социальной политики к минимуму, к функции дополнять традиционные институты  социальной сферы.

Политика  доходов– правительственная политика воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы.

Потребительская корзина- набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления.

Располагаемые доходы— это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение.

Расширенная социальная политика- общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства.

Рациональный  уровень потребления- количество и структура потребления, наиболее благоприятная  для индивида.

Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Социальная  защита–поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника.

Социальная  политика государства - политика, направленная на изменение  уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов.

Социальные  трансферты— это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом.

Структурная безработица- безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства.

Трансфертные  платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которой плательщик непосредственно не получает товары или услуги.

Уровень занятости- процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент.

Фрикционная безработица– безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.

 

Приложения.

Приложение  № 1.

Величина  прожиточного минимума по Пензенской области  за IV квартал 2006 года

(рублей)

  В среднем  на душу населения  в т.ч. по социально – демографическим  группам 
трудоспособное  население  пенсионеры дети 
Величина  прожиточного минимума 2999 3251 2426 2874
Стоимость потребительской корзины- всего  2803 2932 2426 2874
в том  числе:            
продукты  питания  1225 1260 1090 1295
непродовольственные товары 548 550 508 606
услуги  1030 1122 828 9 73
Расходы по обязательным платежам и сборам 196 319 - -

Информация о работе Социальная политика государства