Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть сущность социальной политики, ее основные направления, принципы проведения, опираясь не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы этого вопроса, но и на различную специализированную литературу (журналы, газеты, сборники), где приведены фактические данные по вопросу проведения социальной политики в различных странах. Это поможет понять, на сколько теория отличается от практики, а также какие государства добились наибольших успехов в проведении социальной политики. Также в данной работе, мне хотелось бы отметить, что предпринимается в нашей стране в области социальной политики, какие положительные моменты и какие имеются сложности.

Содержание

Введение…..……………………………………….…………………………......3

1. Сущность социальной политики государства……………………………….4-11
1.1 Социальная политика и принципы ее проведения………………………....4-6
1.2. Основные направления социальной политики……………………………..6-14

2. Решение социальных проблем в развитых странах ……………………….14-18
2.1. Континентальная модель: Германия ……………………………………..12-14
2.2. Англосаксонская модель: Великобритания……………………………….14-15
2.3. Южно-европейская модель: Италия………………………………………15-16
2.4. Скандинавская модель: Швеция ….........................................................16-18
3.Социальная политика в России………………………………………………18-30
3.1. Жилищная политика…………………………………………………………..20-24
3.2. Регулирование занятости в России………………………………………..24-25
3.3. Политика формирования доходов………………………………………….25-28
3.4 Социальная защита граждан……………………………………………..…28-30
Заключение……………………………………………………………………...30-31
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

     Если  попытаться оценить долю россиян, жилье  которых соответствует общепринятым в российском обществе критериям "нормы", т.е. является отдельным, имеет все коммунальные удобства и обеспечивает не менее 18 кв.м на человека (от качества этого жилья мы сейчас отвлекаемся, т.е. это может быть и разваливающаяся пятиэтажка в райцентре, где ни о какой программе их сноса речь не идет), то оказывается, что в таких относительно благополучных жилищных условиях проживает чуть больше четверти россиян. Стоит ли удивляться, что при растущих ценах спрос на новое жилье по всей стране только увеличивается.

     А что же сами россияне, на которых  теперь возлагается решение их жилищных проблем? Они фактически оказались в ловушке, которую им, не желая этого, расставило государство. Граждане, воспользовавшись правом на приватизацию (практически три четверти проживающих в отдельных квартирах - их собственники), которая давала какой-то стартовый капитал, могли бы улучшить жилищные условия, однако, став собственниками жилья, они автоматически оказались вынуждены сами обслуживать свою собственность. При этом государство обязательств по своевременному ремонту частного жилья не выполнило, у большинства россиян денег для ремонта нет, жилищный фонд продолжает ветшать, а проблемы - обостряться.

     Как известно, основным решением жилищной проблемы является ипотека. В послании к Федеральному собранию в 2005 г. Президент  подчеркнул, что правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 г. минимум треть граждан страны могла приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.

     Однако, если иметь в виду только "сторону" получателя ипотечного кредита, нужны  как минимум три условия. Во-первых, желание его взять; во-вторых, возможность  его погасить; в-третьих - признание  банком этой возможности у заемщика.

     Судя  по данным исследования, за последние три года всего 1% россиян воспользовался ипотекой. Еще 2% готовы в ближайшем будущем воспользоваться этой услугой (причем пятая их часть собирается брать ипотечный кредит у частных лиц, т.е. налицо принципиальное непонимание сути ипотечного кредитования даже у проявляющей к нему интерес части населения). Желающие взять ипотечный кредит проживают в основном в областных городах и, в меньшей степени, в районных центрах. Половина их относится по своему уровню жизни к нижним 4 стратам, т.е. ни о каком ипотечном кредите по определению думать не может, поскольку относится к малообеспеченным слоям населения, которым с трудом хватает средств на текущие нужды.

     Таким образом, основная причина, по которой ипотека не способна достичь намеченных Президентом рубежей, это не только отсутствие у заявленной трети населения четко выраженной потребности решения своей жилищной проблемы, но и невозможность получить ипотечный кредит для значительной части тех, кто все-таки проявляет интерес к этой проблеме.

     Вывод: жилищная проблема - действительно исключительно сложная, острая и дорогостоящая с точки зрения ее решения. Огромная доля неблагоустроенного жилого фонда, с которым Россия вступила в XXI век и который еще долго будет оказывать влияние на общую ситуацию в жилищной сфере, низкая обеспеченность людей жилыми метрами, большая часть населения, вообще не имеющая отдельного жилья, - одна из главных задач, которую российскому обществу придется решать в обозримый период.

     3.2. Регулирование занятости в России

     Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости – это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

     Развитие новых форм хозяйствования связано не только с сокращением рабочей силы (при переводе государственных предприятий в кооперативные, арендные, акционерные), но и с предоставлением новых рабочих мест – преимущественно в так называемом малом предпринимательстве.

      Разновидность политики на рынке занятости и переквалификации связана с улучшением качества информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей безработным рабочим, и с обеспечением географической мобильности работников. В этом состоит идея биржи труда, которая стремится распространить информацию о свободных рабочих местах для того, чтобы рынок труда функционировал быстрее и мобильнее. Снять напряженность на рынке труда позволит организация общественных работ. Видами общественных работ могут стать: прокладка и ремонт автомобильных и железных дорог, трамвайных путей и мостов; освоение земель (осушение, ирригация, лесонасаждение, строительство поселков, сельских дорог и т.п.); возведение административных и жилых зданий; строительство электростанций и линий электропередач; добыча газа, нефти, их транспортировка; экологическая деятельность; оказание различных услуг (например, уход за больными и престарелыми).26

     Защищенность трудоспособного населения от безработицы реализуется через подготовку и переподготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Кроме биржи труда в России существует фонд занятости, формируемый за счет отчислений предприятий и работающих. Существуют, так называемые, социальные гарантии со стороны государства, которые заключаются в защите права на труд, обеспечении пособий для нетрудоспособных и т.д.  Эти государственные гарантии подкрепляются системой социального страхования. Помимо общих для всех стран, в России она имеет свои собственные задачи: формирование экономической основы обеспечения возмещения страховых рисков, структуризация страховых фондов, расширение гарантий обеспечения страховых выплат, развитие системы добровольного страхования. Сегодня в стране созданы 4 внебюджетных фонда в сфере социального страхования: пенсионный, занятости, медицинского и социального страхования. Их деятельность способствует смягчению рыночной трансформации экономики. С 2001 года в РФ введен единый социальный налог, плательщиками которого являются работодатели и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Средства ЕСН поступают в указанные внебюджетные  фонды по прогрессивным ставкам, установленным Налоговым кодексом РФ. Однако следует отметить, что изменения в данной сфере отстают от изменений, которые происходят в общественно-экономической жизни страны.27

     3.3. Политика формирования доходов

           По данным специалистов, дифференциация по доходам в России достигла такого уровня, что 10% «верхних слоев» населения обладает доходом, в 40-60 раз превышающим доход 10% «нижних» групп населения. Значительно увеличилось число лиц, находящихся за «чертой бедности», а средний класс так и не был сформирован. Однако, по словам официальных представителей власти, на данный момент ситуация начинает улучшаться.

           Так, по данным Гомкомстата России численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, установленного в целом по России, сократилась с 25 млн. человек в январе-сентябре 2006 г до 20,9 млн. человек в январе-сентябре 2007 г, а его доля в общей численности населения - с 17,7 процентов до 14,8 процентов соответственно.

          Реальные располагаемые денежные доходы населения России выросли в первом полугодии 2008 года на 11,3 процента в сопоставлении с апрелем месяцем предшествующего года. 
              В за первые четыре месяца текущего года реальные доходы в среднем повысились на 11,8 процента к аналогичному периоду 2007 года. К марту реальные доходы выросли на 7,5 процента.  
          В среднем номинальная начисленная заработная плата одного работника в июле 2008 года составила по России 16,253 тыс. руб., что на 28,1 процента выше показателя апреля прошлого года и на 0,5 процента больше, чем в марте данного года.  
         Реальная величина заработной платы выросла в июле 208 года на 12,1 процента по сравнению с июлем 2007 года и на 0,9 процента – по сравнению с июнем 2008 года.

           С 1 декабря 2008 года МРОТ "дорастят" до 4300 рублей, то есть до той суммы, которая будет составлять величину прожиточного минимума. Сейчас размер МРОТ - 1100 рублей, а прожиточного минимума - около 3700.

     Однако, не все так радужно, как кажется на первый взгляд. С.Ю.Глазьев, член-корреспондент РАН, депутат Государственной Думы в своей статье «Бюджет-2009: все тот же социально-экономический смысл» очень подробно описывает суть социальной политики в России: « Уровень социальных расходов государства в нашей стране – один из самых низких в мире. Чтобы достичь в этой области среднемировых стандартов, российскому государству надлежит увеличить социальные расходы на 4,9% ВВП, т.е. почти точно в объеме профицита федерального бюджета, спроектированного на 2009г. Иными словами, отмеченный профицита равен величине  недофинансирования социальных расходов (в сравнении со среднемировыми показателями). … Таким образом, применительно к бюджету -2009, к сожалению, справедлив сформулированный в отношении бюджета-2008 тезис, согласно которому «в динамическом плане социальные параметры бюджетных проектировок трудно даже однозначно оценить.» … прирост не способен существенно улучшить состояние отраслей социальной сферы, ибо, основное бремя их финансирования сегодня сброшено «федеральным центром» на регионы».

     Если же рассматривать пенсионную систему, то она тоже оставляет желать лучшего. Этот вывод можно сделать из того, что по прогнозным данным через 50 лет трудоспособное население уже не сможет обеспечивать пенсионеров пенсиями, из-за увеличения доли пенсионеров. Возможны три направления реформирования: поэтапное увеличение пенсионного возраста в рамках распределительной пенсионной системы; поощрение иммиграции трудоспособного населения из регионов с высокой рождаемостью; переход к пенсионной системе, основанной на накопительных принципах. С точки зрения перспектив долгосрочного экономического роста третий вариант обладает существенными преимуществами. Но главной проблемой, связанной с переходом к накопительной системе, является поиск источников погашения пенсионного долга, накопленного в начале переходного периода в рамках действительной пенсионной системы. Взносы в сберегательную систему будут накапливаться на личных счетах работников и утратят характер налогов.28

В мировой  практике при определении средней  пенсии принято отталкиваться от средней заработной платы, определяя так называемый коэффициент замещения (соотношение между средним размером пенсии и средней зарплатой). Согласно Конвенции международной организации труда (МОТ) N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (г. Женева, 28.06.1952 г.), величина средней пенсии не должна составлять менее 40% от прежней заработной платы (раздел XI). В Российской Федерации сегодня этот показатель значительно ниже и составляет в среднем 24%. Больше того, по оценкам многих специалистов, без принятия срочных корректирующих мер тенденция к снижению может продолжиться.

           В целом, как представляется, состояние российской пенсионной системы следует оценить как неудовлетворительное. Абсолютное большинство из 38-миллионной армии российских пенсионеров получают унизительно низкие пенсии.

          В отчетном году базовая часть трудовой пенсии была повышена: 1 апреля - на 250 рублей, 1 октября - на 160 рублей, 1 декабря - на 300 рублей. В итоге, однако, базовая часть трудовой пенсии по старости к концу 2007 года составила 1560 рублей в месяц. С учетом осеннего скачка цен на продовольственные товары (в среднем, по разным оценкам, на 20 - 30%) повышение пенсий в лучшем случае осталось практически незамеченным.

            Благосостояние российского пенсионера зависит от вида получаемой им пенсии, а также от того, в каком субъекте Российской Федерации он проживает. Во многих регионах страны размер пенсии оказывается ниже прожиточного минимума пенсионера. (При этом прожиточный минимум пенсионера составляет не более 80% от прожиточного минимума других категорий населения.) В частности, прожиточный минимум пенсионера превышает размер пенсии по случаю потери кормильца лишь в 9 субъектах Российской Федерации, пенсии по инвалидности - в 11, а социальной пенсии по возрасту - в 35 субъектах Российской Федерации. Между тем следует напомнить, что "привязка" размера пенсии к прожиточному минимуму, обеспечивающему чуть ли не биологическое выживание человека, - изобретение сугубо российское.

            Бессистемное повышение пенсий "вдогонку" росту цен вряд ли поможет восстановить социальную справедливость. Государство должно безотлагательно предпринять все необходимые меры для того, чтобы хотя бы приблизить размер российских трудовых пенсий к стандартам МОТ.29

           Инвалиды по-прежнему остаются одной из наиболее социально уязвимых групп населения нашей страны. В отчетном году ощутимых изменений в их положении не произошло. Общее количество инвалидов в Российской Федерации превышает 13 миллионов человек, 700 тысяч из них - дети. Российским инвалидам неимоверно трудно получить образование, найти работу, не всегда доступна бесплатная медицинская помощь, у них возникают большие проблемы с передвижением в пределах населенного пункта. Главное же в том, что забота об инвалидах пока не стала ни составной частью общественной морали, ни приоритетом государственной политики.

          В настоящее время лишь в 3 - 5% случаев удается восстановить трудоспособность инвалидов, устранив ограничения их жизнедеятельности.30

Информация о работе Социальная политика государства