Социальная политика в России на сегодняшний день

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание

Основная цель работы состоит в том, чтобы показать социальные проблемы в общем; социальные проблемы в России; программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения; повышению уровня доходов; меры по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Осветить результаты социальных реформ.
2. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий незащищенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований.

Содержание

Введение 2
Социальная политика государства 6
Понятие социальной экономики и сущность социальной политики государства 6
Функции и методы социальной политики 10
Государственная политика доходов 12
Основные направления социальной политики 17
Социальные проблемы современной России 23
Социальная политика государства в переходный период 29
Социальная политика в России на сегодняшний день 37
Заключение 42
Список используемой литературы 46

Работа состоит из  1 файл

Соц политика государства.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

Пособия по безработице - это особая форма выплат. Эти пособия в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма «присваивания звания» безработного и выплаты этого пособия. Средства фонда занятости ограничены, т. к. это фонд федерального масштаба. Лишь небольшое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, так как пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.

Стипендии.

Стипендия для студентов  ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента на стипендию невозможна без дополнительного заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам, пишущим кандидатские или докторские работы, соответствует средней оплате труда.

Особой формой поощрения  студентов и аспирантов ВУЗов  является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем  не менее, при существующем уровне цен  прожить на данные выплаты крайне сложно.

Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Система пенсионного обеспечения  не поставлена на должный уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств, и неизвестно, будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания практически встала на новый уровень в своём существовании - появилось множество мелких частных предприятий обслуживания населения по всем необходимым аспектам жизни человека.

В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество незаконченных преобразований.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям - с одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм, но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.

Существуют проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут  устроиться на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, и это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Среди частных проблем  совершенствования социальной политики основными являются следующие:

  • стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
  • погашение задолженности работникам по заработной плате;
  • расширение источников финансирования социальных услуг;
  • внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
  • введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

Все эти и другие явления  социальной жизни страны негативно  влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.

 

Социальная политика государства в переходный период

 

 

Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства для предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта - характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

Реальные условия и  задачи переходной экономики требуют более конкретного анализа и ответа на вопросы: необходима ли такая ориентация, что она собой представляет, каковы «слагаемые» социально-ориентированной переходной экономики, какими методами может достигаться «настройка» процессов саморегулирования на подобную ориентацию экономики. Одна из первых задач социальной ориентации экономики — достижение благосостояния человека. Под благосостоянием, как отмечалось, понимается такой уровень удовлетворения утилитарных потребностей, который создает необходимые предпосылки для ощущения большинством общества себя как общества, живущего в состоянии «блага». Более конкретными характеристиками благосостояния являются, прежде всего, уровень реального потребления, рассматриваемый как по своему минимальному значению, так и по средним величинам, а также уровню разрыва между наиболее высокодоходными и наименее богатыми, или (что точнее для переходной экономики) наиболее бедными слоями населения.

Социальная политика в переходный к рынку период должна строиться на трёх основных принципах:

  • приоритетности проблем социальной защищенности населения;
  • повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально - культурных и бытовых нужд населения и ликвидации на этой основе иждивенства;
  • организации нового механизма финансирования социальной сферы, то есть переходе от государственного патернализма к социальному партнерству.

Целью социальной политики в России в переходный период являлась разумная политика налогообложения, осуществление активной политики на рынке труда, стимулирование предпринимательской активности, обеспечение социальной защищенности от безработицы и инфляции.

Приоритетным направлением социальной политики являлось решение проблемы стабилизации финансирования социальной сферы, в том числе, за счет населения. Именно здесь были наибольшие сложности, поскольку сбор налогов для пополнения бюджета представлял собой трудно разрешимую задачу, так как социально - экономические механизмы и технологии сбора, аккумуляции и перераспределение средств были далеки от оптимальных.

Важное значение в социальной политике приобрел переход от социального иждивенства к социальным гарантиям со стороны государства. Эти гарантии подразумевают: защиту права на труд, обеспечение пособий для уже и еще нетрудоспособного населения, обеспечение личной безопасности граждан, обеспечение нормального уровня жизни за счет доходов от трудовой деятельности и пособий. Ключевое средство в решении этой задачи - развитие отношений самозащиты граждан при помощи государства в различных общественных и экономических формах, среди которых профсоюзы, страховые общества, местные и центральные органы власти, осуществление функции социальной защиты трудящихся.

Эти социальные гарантии подкрепляют систему социального страхования, которая имеет свои собственные задачи: формирование экономической основы обеспечения возмещения страховых рисков; структуризация страховых фондов; расширение гарантий обеспечения страховых выплат; развитие системы добровольного страхования.

Существует четыре внебюджетных фонда в сфере социального страхования: пенсионный, занятости, медицинского и социального страхования.

Но, кроме внебюджетных фондов социального страхования, существуют внебюджетные социальные фонды, также подкрепленные гарантиями государства, которые:

  • представляют собой элемент рыночного механизма политики доходов и заработной платы, государство косвенно регулирует их деятельность через законодательные процедуры;
  • в своей перспективе они должны стать основными организаторами социальных выплат и накопителями средств для них;
  • с переходом к рыночной экономике возрастает роль отдельных граждан как плательщиков страховых взносов и расширится круг видов страхования.

Важнейшей задачей социальной политики является предназначенная для конкретных групп населения социальная (адресная) поддержка со стороны государства слабозащищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Чем тяжелее экономическая ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый, национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения, крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем, снижаются доходы работающих. А это порождает новое социальное напряжение.

В этой ситуации необходимо понимать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможно. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной поддержке  отдельных слоев, групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Это социально уязвимые слои населения, доходы которых ниже прожиточного минимума.

Способом смягчения  экономического неравенства служит передача части доходов, изъятых  у богатейших граждан, беднейшим  группам населения через программы  социальной помощи.

Последние попытки реформирования социальной сферы в России зачастую подвергаются критике как раз  за то, что основная масса населения  экономически и финансово не самодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно понизят ее жизненный уровень. Но нельзя не видеть другого: несомненно, позитивной доминантой предлагаемых реформ является ослабление главного реформатора единства социального пространства России, связанного с множественностью социальных обязательств государства, не обеспеченных необходимыми ресурсами повсеместно, прежде всего, на муниципальном уровне.

В любое время и  во всех странах региональные и местные  власти сталкиваются с одной и той же проблемой: как согласовать свои (всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, которые не имеют окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон решения. Речь идет обо всем, относящемся к так называемой социальной сфере, - о социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве и т.п.

В России социальные функции  региональных и особенно местных  властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ресурсы  на их реализацию минимальны. И выход  из этого тупика должны сделать социальные обязательства государства, которые можно определить как конституционную или законодательную зафиксированную совокупность социальных благ (услуг, льгот, субсидий и т. п.), которые государство, и только оно, обязуется сделать доступными для своих граждан, причем гарантируя для определенной их части и по определенному кругу этих благ бесплатность последних (т.е. предоставление их за счет бюджетных ресурсов).

Использование шоковых  методов рыночных преобразований обнаружило острейшие проблемы не только в экономике, но и в социальной сфере, условиях жизнедеятельности всего населения. Это вызвало объективную необходимость большей социальной ориентации реформ, определение социальных приоритетов, социальной «цены» перехода к рыночной экономики и уточнения самого понятия ее социальной ориентации. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление экологических программ. Одним из самых сложных философских и нравственных вопросов является вопрос о сочетании рынка и социальной справедливости. Помимо очевидной связи социального развития с достижением социальной справедливости не менее важно при анализе социальной проблематики исходить из реального состояния современной экономики страны, которое продолжает ухудшаться. Не преодолен спад производства и инвестиционной деятельности, не происходит структурных перестроек, снижается покупательная способность предприятий и населения. Розничный товарооборот, включая услуги, в два с лишним раза превышает выпуск товаров народного потребления, что свидетельствует о беспрецедентном завышении издержек обращения и не способствует формированию механизма конкурентоспособного ценообразования. Последнее не только затрудняет реализацию крупномасштабных программ реконструкции народного хозяйства, но непосредственно влияет на социальное развитие, положение дел в товаропроизводящих отраслях, уровень жизни занятого и неработающего населения.

Реформы и развернувшийся экономический кризис обострил проблему бедности, привлекли к ней внимание общественности. Но, к сожалению, в России это было неизбежно из-за реформ экономики после «застоя» на протяжении 60-80 годов.

Никакое государство  не в силах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственной социальной помощи, справиться с проблемами социальной экономики. Всегда за чертой, границей официальной, узаконенной, обязательной государственной помощи будут находиться тысячи людей, которым способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадания к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.

Информация о работе Социальная политика в России на сегодняшний день