Социальная сфера в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа

Описание

Социальная сфера представляет собой сложную разветвленную многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие государства. Развитие социальной сферы - одна из наиболее важных задач государства. Она представляет собой обеспечение и развитие взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3 - 4
Глава 1. Социальная сфера, ее сущность, роль в экономике……….5-25
1.1Сущность социальной сферы……………………………………5 - 16
1.2. Структуры социальной сферы, регулируемые государством..17-25
Глава 2. Проблемы развития социальной сферы в России………26 - 38
2.1. Анализ уровня доходов населения Российской федерации…26 - 32
2.2. Безработица и занятость в Российской федерации……..… .33 - 38
Глава 3. Направления совершенствования социальной сферы в Российской Федерации. ……………………………………………….…..39-49
3.1 Механизмы совершенствования социальной сферы в Российской федерации…………………………………………………………………...39 - 48
Заключение……………………………………………………………..49
Список использованной литературы. ………………………………..50

Работа состоит из  1 файл

Государство и развитие социальное сферы.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

     Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая – очень высокие.

     Конкретная  формулировка отдельных положений  в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:

     - социально-экономическим и политическим  развитием той или иной страны;

     - степенью и характером вмешательства  государства в вопросы регулирования заработной платы;

     - традициями заключения коллективных  договоров;

     - социальной напряженностью в  обществе.

     Под доходами населения понимается сумма  денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

       Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

     Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.

     Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.

     Доходы  трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот   процесс  шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.                                            

     Индексация  доходов возможна со стороны, как  государства, так и предприятия,  которое  для этого отдаёт часть прибыли.

     Необходимо  учитывать, что на выплаты в порядке  индексации должна все же приходиться  незначительная доля общих доходов  трудящихся. В противоположной ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты  по труду и по созданной стоимости. Индексация же доходов переходит разумные границы своей основной функции - социальной защиты. В мировой практике индексация осуществляется через такой промежуток времени, как квартал или полгода. В некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в случае повышения индекса цен на заранее установленное число пунктов или процентов - на определенную, загодя оговоренную величину возрастает и заработная плата.

     Также государство должно обеспечивать защиту населения. Прежде всего, государство должно, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

     Анализ  мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения:

1.Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование.

2.Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы.

3.Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение).

4. Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые.

       Среди названных институтов социальной  защиты базовым (по объему финансовых  средств, массовости охвата разнообразию  и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 8% ВВП.  Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств, финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.

     В России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. - 75%, след. 4 мес. - 60%, в дальнейшем - 45%), по истечении года - минимальная заработная плата.

       В сегодняшних условиях такая  система порождает антистимулы2: выгоднее не работать, чем работать.

     Проблема  антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит  поддержание минимальных доходов на определенном уровне.

     Если  минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

     Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности государства в сфере занятости были:

     1) развитие НТР3 и повышение роли человека в общественном производстве;

     2) обеспечение общих условий воспроизводства,  в том числе воспроизводство рабочей силы;

     3)обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами;

     4)необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;

     5)способствование развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала общества;

     6)влияние идей и конкретных социальных  достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего) капитализма;

     Возникает вопрос, возможна ли безработица в  нашем обществе. Возможна и неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса и структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.

     Есть  два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить, одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной4. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство.  При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

     Эффективная занятость - это модель развития и  использования квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентирована на переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от формы собственности).

     Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются впервые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.

     Во  втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др..

     Обеспечение компенсации потери рабочего места  государством. Речь идет о пособиях по безработице, выплате подъемных  на новом месте жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб занятости, системы  переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

     Минимальная заработная плата является одним  из важнейших рычагов воспроизводства  рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе минимальной  зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др.

     Также государство участвует в  социальной защите населения. Понятие "социальная защита" впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

     Широкое применение международным сообществом категории "социальная защита" во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.

     Зачастую используют производный термин от "социальной защиты", а именно - "социальная защищенность". Их различие состоит в соотнесении действия и состояния:

     - для "социальной защиты" ключевым служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер по самозащите;

     - для "социальной защищенности" смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).

     Сложилось три методологических подхода к  трактовке данной категории: политэкономический, методологический и инструменталистский.

     К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: виды и организационно-правовые формы  социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход опирается на позиции (МОТ), рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи.

     Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий.

     Обобщив трактовки категории "социальная защита", можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).

     К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы.

Информация о работе Социальная сфера в Российской Федерации