Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа
Социальная сфера представляет собой сложную разветвленную многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие государства. Развитие социальной сферы - одна из наиболее важных задач государства. Она представляет собой обеспечение и развитие взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства
Введение ………………………………………………………………..3 - 4
Глава 1. Социальная сфера, ее сущность, роль в экономике……….5-25
1.1Сущность социальной сферы……………………………………5 - 16
1.2. Структуры социальной сферы, регулируемые государством..17-25
Глава 2. Проблемы развития социальной сферы в России………26 - 38
2.1. Анализ уровня доходов населения Российской федерации…26 - 32
2.2. Безработица и занятость в Российской федерации……..… .33 - 38
Глава 3. Направления совершенствования социальной сферы в Российской Федерации. ……………………………………………….…..39-49
3.1 Механизмы совершенствования социальной сферы в Российской федерации…………………………………………………………………...39 - 48
Заключение……………………………………………………………..49
Список использованной литературы. ………………………………..50
Социальная защита работников включает в себя следующие направления:
- создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;
-
обеспечение безопасных
-
обеспечение работников и
Все многообразие видов деятельности в социальной сфере, начиная от оказания помощи на дому престарелым и одиноким гражданам и заканчивая лоббированием социального законодательства, можно разделить на четыре главных направления: социальную защиту, социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь.
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1. Анализ уровня доходов населения
Поскольку в качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств, очевидно, что основной целью государства является повышение уровня и качества жизни на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
Рассмотрим проблемы развития социальной сферы в современный период в разрезе, учитывающем такие аспекты, как демографическая ситуация в стране, уровень доходов и качество жизни населения, борьба с бедностью и развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и т.д.).
Демографическая динамика играет определяющую роль в развитии человеческого капитала. Средняя ожидаемая продолжительность жизни является одним из важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной стороны, качество жизни в стране, с другой - комплекс поведенческих факторов, выражающихся в отношении людей к своему здоровью, своеобразной ответственности человека перед собой и обществом.
После переписи населения в 2011 году выяснилось, что населения Российской Федерации составляет 141,9 млн. человек (городское население-103,7, сельское-38,2), что на 2,2 миллиона человек, или на 1,6 процента меньше, чем после переписи населения 2002 года. Несмотря на то, что государство всеми силами старается предотвратить демографический кризис, населения страны постепенно сокращается.
Также, начиная с 2007 года, сокращается миграционный прирост населения (с 286 956 до 279 907 человек). В 2010 году миграция из стран СНГ составила 89,7%, что на 3,9% меньше чем в 2009. Всего за 2008-2010 гг. в России умерло 6,124 млн. чел., а родилось только 5,062 млн.
Даже беглая оценка современной демографической ситуации показывает, что она представляет реальную угрозу безопасности развития России. Проблемы демографического развития не столь очевидны, как, например, экономические, однако их роль не менее значима для страны, поскольку они затрагивают жизненные интересы ее населения. Следует учитывать, что даже при благоприятном стечении обстоятельств и эффективной демографической политике, направленной на рост рождаемости и сокращение смертности, естественный прирост еще длительное время будет минусовым, хотя за счет естественного движения население будет убывать несколько медленнее. Депопуляция5 в стране в значительной степени обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения. Эти тенденции носят долговременный, эволюционный характер и даже при обоснованной обеспокоенности общества, не могут быть в одночасье изменены на противоположные. Сложившиеся структура населения и параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать депопуляцию в стране.
В основе официально принятого в стране метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранение работоспособности, и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). Стоимостная (в денежной форме) оценка потребительской корзины, а также расходы по обязательным платежам и сборам составляют величину прожиточного минимума6. Показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума используются в России в качестве официально установленного показателя малообеспеченности (бедности).
При этом необходимо иметь в виду, что вначале к малоимущим (бедным) категориям населения в стране относились лица с уровнем располагаемых ресурсов ниже 60% минимального потребительского бюджета (МПБ). Местным органам власти рекомендовалось использовать данный норматив (60% МПБ) для отнесения граждан к категории нуждающихся и возможного оказания им помощи. Указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Граждане с уровнем среднедушевых доходов ниже 60% бюджета прожиточного минимума признаются нуждающимися, и им предоставляется право на получение государственной адресной социальной помощи.
Вместе с тем ситуация с бедностью в России остается сложной. Согласно официальной статистике, количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, хотя и сокращается, но все еще представляет значительную величину. С2008 года численность бедных сократилось с 18,9 млн. человек до 18,5 млн. человек.
К основным группам с высоким уровнем бедности относятся: проживающие в сельских районах, семьи с высокой степенью иждивенчества и др. Бедные и очень бедные слои населения заняты в основном в сельском хозяйстве и непрестижных видах работ в других секторах экономики.
Общий вывод состоит в том, что глубинной, корённой причиной бедности в России является низкооплачиваемая, малодоходная занятость. (Средняя заработная плата в России 26 118 рублей)Часто получение работы не является необходимым условием для того, чтобы выбраться из бедности. Поэтому серьезной проблемой становится все еще массовое явление «работающей бедноты» и поиск путей повышения заработной платы, надежности трудоустройства и социальной защиты на низкооплачиваемых видах труда.
Необходимо отметить, что существующая практика по борьбе с бедностью и социальной защиты населения не в полной мере учитывает происходящие в стране институциональные изменения на пути формирования социально ориентированной рыночной экономики. Действующая система выявления и социальной поддержки бедных слоев населения, находящихся в зоне риска, в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к условиям формирующейся рыночной экономики. В настоящее время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются все еще неэффективно, часто идут не в те семьи, которые являются действительно бедными. В результате беднейшая часть населения оказывается в более трудном положении, все большее распространение получает застойная (долговременная) бедность. Это ставит перед государством задачу, формирования новой политики в отношении проблемы бедности во взаимосвязи с политикой на рынке труда.
Главное
направление преодоления
Формирование доходов населения, ценообразование, регулирование обменного курса необходимо вести комплексно и синхронно. При этом следует иметь в виду, что повышение потребительских цен с целью их выравнивания с ценами сопредельных государств, повышение платы за жилищно-коммунальные и другие социальные услуги, в том числе снятие перекрестного субсидирования, требуют упреждающих адекватных мер в области доходов и социальной защиты населения.
Социальная сфера является важнейшим объектом государственного регулирования в экономической системе любого государства, тем более в современный период, переживающий глубокий экономический кризис. И если государственное регулирование, как показывает мировой опыт, является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо возрастает, ибо здесь имеют место несвойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством государственного вмешательства. Сюда следуют отнести и развитие социальной сферы, которая не может развиваться только на чисто коммерческой основе и на самотек рыночной стихии ее нельзя отпускать.
Кроме того, значимость и роль государства в отношении отраслей социальной сферы возрастает в связи с тем, что в экономике страны наряду с рыночной системой хозяйствования действует нерыночный сектор, куда относятся отрасли образования, культуры, здравоохранения и др. и их регулирование резко отличается от регулирования рыночным сектором.
Образование, составляя один из ключевых факторов международного престижа страны, позволяет ей сохранить довольно высокое место в международных рейтингах. Развитие экономики опирается на накопление человеческого капитала, в формировании которого важнейшую роль играет образование. С каждым годом количество ВУЗ-ов увеличивается. В 2008 году их было 660: 350 университеты, 165 академии, 145 институты. А 2009 году ВУЗ-ов было уже 662: 345 университеты, 177 академии и 140 институты. Таким образом, можно утверждать, что количество высших учебных заведений с каждым годом будет расти. Контингент студентов с 2008 года начал уменьшатся, так как в 92-94 года в стране был демографически кризис. Таким образом, в 2008 году числилось 1641,7 студентов, а в 2009 году их стало 1544,2.
Не смотря на имеющиеся успехи в образовательной сфере, выражающиеся в высоком уровне грамотности, широкой студенческой аудитории, инновационных образовательных технологиях, в данной сфере имеется и ряд проблем. Следует отметить хотя и возрастающее, но пока ещё недостаточное государственное финансирование образования. Но на данный период, государство старается развивать данную отрасль. Так президиум правительства РФ на заседании 11 ноября 2010 года одобрил проект федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы общей суммой 137 миллиардов рублей. По международным стандартам для динамичного развития сферы образования необходим уровень его общего финансирования не менее 10% от ВВП. Также в последние годы практически перестали открываться новые профессионально-технические училища, а старые - зачастую ликвидируются, что чревато нехваткой высококвалифицированных рабочих кадров на рынке труда. Наша школа в значительной степени ориентирована на знания, умения, навыки, а не на развитие творческого потенциала подрастающего поколения, имеющего решающее значение в формировании всесторонне, гармонично развитой личности.
Также
государство старается