Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:10, курсовая работа
На современном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.
Введение
На
современном этапе научно-
Термин «социальный» (от лат. «socialis» - общественный) характеризует все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни, которое отражает не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и степень удовлетворения духовных потребностей людей, продолжительность их жизни, условия внешней среды, морально-психологический, политический климат в обществе, душевный комфорт.
1.Сущность и основные направления социальной политики
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика. Политика – это:
-
отношения между социальными
группами, классами, государствами
по поводу завоевания по
-
система деятельности в
-
практическая деятельность по
реализации политического
-
участие во властных
-
искусство работы с людьми, умение
учитывать и выражать их
Центральным
субъектом политики является государство.
Неотъемлемый атрибут государства
– власть, обеспечивающая ему возможность
и способность оказывать
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти. Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп и общества в целом. Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения [7].
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития. В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития [10].
Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов. Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
-гуманизм, социальная справедливость;
-системность,
непрерывность,
-сбалансированность
целей и возможностей
-открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);
-демократизм
выработки и реализации
-действенный
контроль общества над
-адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения [7].
Содержание
социальной политики, ее цели и задачи
раскрываются в системе функций
– относительно самостоятельных, но
тесно связанных видов
-выражение,
защита, согласование интересов
социальных групп и слоев
-оптимальное
разрешение общественных
-интеграция
различных слоев населения,
-прогностическая;
-социальная защита населения;
-управление социальными процессами и др. [7].
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:
А)
социальная политика в широком смысле,
которая охватывает решения и
мероприятия, затрагивающие все
сферы жизни членов общества, включая
обеспечение последних
Б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов) [8].
На основе анализа деятельности современных государств можно выделить следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа. А также к числу ее основных направлений относится:
1)
здравоохранение и
2) поддержка семьи, материнства, детства и отцовства;
3) жилищная политика, коммунальное, бытовое обслуживание населения;
4) поддержка престарелых и инвалидов;
5)
социальное обслуживание
6) охрана окружающей природной среды;
7)
федеральное и местное (
Итак, по сути говоря, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране [2].Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения. Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны. Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств в данной области является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод [6].
2.Социальная защита населения
Коренные
изменения в социальной политике
государства в условиях жестких
бюджетных ограничений могут
быть успешными лишь при условии
введения новых механизмов функционирования
социального сектора и их совершенствования
по мере создания экономических предпосылок.
Государство стоит перед
Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено двумя способами:
-За
счет общих налоговых
-За
счет целевых налогов, т.е.
Расширение системы социальной защиты осуществляется в трех направлениях:
1)Расширение социальной сферы.
2)Расширение состава социально защищенных групп.
3)Увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.
Также, в зависимости от избранной модели социальной ориентации доли и объемы ресурсов, направляемых государством на социальные нужды, может существенно отличаться в зависимости от выбранной модели. При этом общая тенденция состоит в последовательном уменьшении доли затрат правительства при переходе от более к менее социально ориентированной модели.
Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска.