Социальная защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание

На современном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 44.02 Кб (Скачать документ)

    Наиболее  развитой системой социальной политики на сегодняшний день принято считать систему социальной политики датского государства.

    Так, оно через определенных механизм налогов, сборов и различных денежных платежей, а также их перераспределения  делает возможным осуществление  такой социальной политики, когда  в государстве не существует бедного  слоя населения, а уровень социальных противоречий снижен до такой степени, что возникновение различного рода социальных конфликтов практически  невозможно. Именно поэтому, Данию принято называть « государством всеобщего благосостояния» [11].

    Что же касается России, то здесь в плане  проведения социальной политики также  следует отдавать предпочтение государству, и не только потому, что частный  сектор, коммерческие и другие негосударственные  структуры до последнего времени  были слабы и неразвиты (сейчас о  них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что  они в значительной своей части  недостаточно цивилизованы, порой, криминальны (скрытие доходов, игнорирование налоговой системы) [1].

    Ныне  в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно  организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать  базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп  разработчиков.

    Пристальное внимание необходимо обратить на возможные  последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным сегодня в России. Безусловно, это требует оптимального подхода к проблеме приватизации, сроков осуществления разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты.

    Как показывает зарубежный (а теперь и  отечественный) опыт, одно из наиболее перспективных направлений в  решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России – сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется (в том числе) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщего системного кризиса [5].

    Но  сегодня, несмотря на оживление в  экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию  инвестиционных отраслей, и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно  только в комплексе с совершенствованием социальной политики.

    Главными  задачами сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения  уровня жизни и снижение числа  бедных. В ближайшие годы необходимо восстановить размеры личного потребления  на уровне 1991 года, повысив потребительские  расходы примерно в 1,8 раза [5]. Предстоит  перевод жилищно-коммунального хозяйства  на рыночные рельсы и его демонополизация. Одна из главных задач – это  необходимость повышения размера оплаты труда при одновременном повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т.п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем и другие социальные услуги.

    Итак, подводя итоги, можно сказать  о том, что на сегодняшний день в России положение ее граждан  пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт, что  государство пытается изменить эту  ситуацию посредством различных  мероприятий, проводимых в рамках социальной политики. Главная задача последней  состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и  осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественных отношений. Также, хотелось бы сказать о том, что выработка и претворение этих мер в жизнь должны носить обдуманный характер, т. е. опираться на уже имеющийся свой собственный опыт и опыт иностранных государств в данной сфере, что в свою очередь должно обеспечить эффективность социальной политики, а, значит, и рост благосостояния граждан, социальной справедливости в целом. 
 

 

Эссе  на тему «Как наполнить  Пенсионный фонд Российской Федерации? Проблемы и перспективы».

     Важнейшим звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды. Они образуют совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении центральных, региональных или местных органов власти и  имеющих целевое назначение.

     Внебюджетные  фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых  общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной  самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее важных среди них.

     Объем получаемых Пенсионным фондом РФ доходов  и выполняемых им пенсионных платежей в 2008 году составил более 2,1 триллиона  рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 39,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному  обеспечению, пенсии военнослужащих и  их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

     В соответствии с действующим законодательством  Пенсионный фонд РФ осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам  граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан  пенсии переводятся по месту их постоянного  проживания в 63 государствах.

     В настоящее время финансовое положение  Пенсионного фонда РФ не позволяет  одновременно обеспечить повышение  минимальных размеров пенсий до уровня прожиточного минимума и социально  справедливую дифференциацию пенсий в  зависимости от прошлого трудового  вклада.

     Решение этих задач невозможно без изменения  механизмов формирования, использования  и управления финансовыми ресурсами  Пенсионного Фонда РФ. Дальнейшее развитие сферы государственного пенсионного  обеспечения связано с переходом  к использованию технологии условно-накопительных  счетов.

     Два федеральных закона, подписанные  Президентом Российской Федерации 30 апреля текущего года (№ 56-ФЗ "О  дополнительных страховых взносах  на накопительную часть трудовой пенсии" и № 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах  на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке  формирования пенсионных накоплений"), открыли новую страницу в развитии современной пенсионной системы страны. Разработанные в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года эти федеральные законы создают экономические мотивации гражданам участвовать в системе обязательного пенсионного страхования России, уплачивая в ее бюджет дополнительные страховые взносы в размере, определяемом самим гражданином. Однако в настоящее время, в связи с сокращением рабочих мест, остановкой многих предприятий, реализация этих законов становится проблематичной.

     Многие  предложения по реформированию пенсионной системы являются дискуссионными, а  отдельные положения вступивших в силу законов и разрабатываемых  законопроектов, направленных на реализацию пенсионной реформы в России, - достаточно спорными. В условиях мирового экономического кризиса актуальными становятся теоретико-методологические и организационные  вопросы обеспечения реальной финансовой устойчивости Пенсионного фонда  России. Следовательно, в настоящее  время тема исследования «Проблема  финансовой устойчивости Пенсионного  Фонда РФ» актуальна и требует  дальнейшего рассмотрения.

     Чтобы исследовать теоретические вопросы  финансовой устойчивости Пенсионного  Фонда РФ, нужно:

     а) рассмотреть сущность, структуру  и основные задачи Пенсионного Фонда  РФ;

     б) изучить источники средств, формирующих  Пенсионный фонд;

     в) изучить перспективы действующей  пенсионной системы;

     г) рассмотреть проблемы финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ и пути ее решения.

     Теоретическую и методологическую основу для написания  курсовой работы составили:

     – теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных и  зарубежных авторов по данной теме;

     – нормативно-правовая база Российской Федерации, на основании которых  регулируется деятельность Пенсионного  Фонда РФ;

     – фактический материал Федеральной  Службы Государственной Статистики;

     – периодическая печать. 

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

     Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых  им пенсионных платежей в 2007 году составил более 1,9 триллиона рублей. За счет средств  Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

     В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и  свыше 38 миллионов пенсионеров. С  Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства  перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную  часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том  числе работающим пенсионерам.

     При этом ПФР - одна из немногих вертикально  интегрированных структур в современной  российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

     Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными  организациями, стремясь привлечь к  важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также  расширить круг аудитории, до которой  требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические  службы, общественные пункты сбора  вопросов населения, "горячие линии".

     Создание  ПФР стало вехой в решении  одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного  обеспечения к обязательному  пенсионному страхованию.

     ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

     Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

     И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые  взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

     Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно  изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула  идеологию и организацию системы  учета пенсионных прав. Вместо ранее  применявшихся методик учета  трудового стажа в ПФР уже  с 1997 года практически внедрена система  индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах  своих работников.

     По  мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе  России все острее ощущалась необходимость  ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и  на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом  не увенчались из-за нестабильности экономической  ситуации в стране и серьезных  финансовых потрясений. И только после  относительной стабилизации экономической  обстановки и поворота экономики  к подъему стало возможным  решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

Информация о работе Социальная защита