Современные факторы стабилизации экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание

Под факторами экономического роста в экономической теории понимают те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышение эффективности и качества роста.
По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые факторы непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.
К прямым относятся:

Содержание

Введение
Основная часть
2.1 Современные факторы стабилизации экономики России
2.1.1 Факторы развития нефтяного сектора
2.1.2 Факторы развития газовой промышленности
2.1.3 Факторы развития автомобильной промышленности
2.1.4 На пути к конвертируемому рублю
2.1.5 Малый бизнес в России
2.2 Факторы бюджетной политики России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Современные факторы стабилизации экономики России.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)
stify">     Речь  идет о повышении места и роли России в мировой экономике. Согласно оценке экспертов, чтобы достичь  такого же уровня душевого производства валового внутреннего продукта, как в современных Португалии и Испании, России понадобится примерно 15 лет при темпах экономического роста не менее 8% в год. Наша страна достигнет уровня душевого производства ВВП Великобритании или Франции, если темпы роста будут на уровне 10% в год.

     3 Повышение роли государства и  рынка

     Оптимальная система управления экономикой в  России призвана значительно повысить роль государства в выполнении общенациональных задач и обеспечить дальнейшее развитие рыночных отношений.

     Требуется:

     - избавиться от лишнего государственного вмешательства в экономику ( от разного рода разрешений, регистрации и иных норм и правил, не предусмотренных законом);

     - уменьшить число лицензируемых видов деятельности;

     - сократить государственный аппарат при проведении административной реформы.

     Большое экономическое значение имеет усиление роли государства в создании благоприятных  условий хозяйствования. Это предполагает поощрение частной и коллективной инициативы, а именно:

     - дальнейшее снижение ставок налогов на юридических лиц;

     - улучшение правовой защиты всех форм собственности;

     - создание благоприятного делового климата для отечественного капитала (уменьшить риски, повысить стимулы накопления капитала и т.д.).

     Нуждаются в дальнейшем развитии рыночные отношения. Вот, например, какие меры могут быть осуществлены:

     - перестройка экономической структуры оборонно-промышленного комплекса. Сейчас половину потребностей в обороне обеспечивают негосударственные предприятия. Целесообразно расширять участие негосударственных предприятий в оборонных исследованиях и в производстве вооружений, используя в этих целях конкурсную систему и систему государственных закупок продукции для ОПК;

     - снижение уровня импортных тарифов (это позволит снизить уровень потребительских цен);

     - вступление России во Всемирную торговую организацию.

     4 Сбалансированные действия государства  и рынка

     Смешанная система макроэкономического регулирования  предполагает одновременные и сбалансированные действия государства и рынка, позволяющие  избежать односторонних решений, целесообразно сложить средства государства, предпринимателей и населения. Россия добьется успеха, если одновременно будет осуществлять активную интеграцию в мировое хозяйство и защиту отечественных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников мирового рынка.

     Сейчас  очень важно избежать крайностей в социальной политике. Одна из них  состоит в том, что на государство  возлагается выполнение за счет бюджетных  средств всех социальных функций. Но в настоящее время не хватает государственных средств, например на медицину. Другая крайность состоит в предложении, чтобы сами пациенты полностью оплачивали медицинские услуги, что явно не соответствует их материальным возможностям.

     Эти крайности в социальной политике можно преодолеть, если одновременно осуществлять следующие меры:

     - государство обеспечивает всем гражданам доступность и бесплатность базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения;

     - социальные расходы государства перераспределяются в пользу самых уязвимых групп населения;

     - сокращается социальное неравенство посредством уменьшения помощи государства обеспеченным семьям;

     - предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. 

     2.1.1 Факторы развития  нефтяного сектора

     Тенденции изменения сырьевой базы диктуют  необходимость изменений, позволяющих  заменить экономический эффект снижения издержек путем экономии от масштаба на эффект специализации и инноваций.

     Видятся два главных направления по изменению ситуации - следует установить порядок лицензирования под конкретный проект, содержащий календарный план работ и схему их финансирования. Такой порядок будет способствовать привлечению реальных операторов, обосновавших свои возможности работать на конкретном объекте.

     Должны  следовать в направлении образования  небольших и средних высокоспециализированных и инновационных компаний, владеющих  эффективными технологиями выявления  и эксплуатации нефтяных объектов в  различных геологических условиях.

     Исходя  из своей специализации, компании ищут наиболее подходящие объекты, изучают  их и, в случае заинтересованности, подают заявку на лицензию с приложением  соответствующей документации. Они  становятся главными операторами лицензионного  объекта и привлекают сервисные компании в зависимости от характера предстоящих работ и собственной специализации. Это могут быть компании, специализирующиеся на бурении, геофизическом исследовании скважин, строительстве промысловых объектов, составлении проектов и смет и т.д. Параллельно организуется доступ потенциальных инвесторов к проектной документации, определяются первичные партнеры, доля их участия, разрабатывается схема финансирования.

     Логика  рыночных отношений, внутренний и внешний  спрос, состояние рынка инвестиций, возможности различных технологий и транспортной инфраструктуры - все это и многое другое будет влиять на возникновение и функционирование новых институтов в нефтегазовом секторе. При этом не исключается активное воздействие государства и компаний на этот процесс и представляется полезным использование опыта стран и регионов, нефтяная промышленность которых уже миновала ту стадию развития, в которую сейчас вступила Россия.  

     2.1.2 Факторы развития газовой промышленности

     В перспективе 2000 – 2010 г. исключительно важным направлением признано развитие отраслей высокоэффективных качественных видов жидкого и газообразного топлива для нефтехимии. К настоящему времени разведано запасов в европейских регионах России и Западной Сибири 40-45%. В то же время, Восточная Сибирь и Дальний Восток освоены только на 6-8%, а шельфы морей - лишь на 1 %. Именно на эти труднодоступные регионы (включая север Тюменской и Архангельской областей) приходится около 46% перспективных и около 80 % прогнозных ресурсов природного газа. В связи с этим очень важно не допустить развала геологических организаций и увеличить, масштабы геологоразведочных работ на газ для создания прочной сырьевой базы в будущем. Необходимо довести геологоразведочные работы до объемов, обеспечивающих в ближайшие несколько лет подготовку 400-500 млн. т. запасов нефти и до 1 трлн. куб. м газа. Основным поставщиком нефти остается Западно-Сибирский район. Отсюда традиционно нефть будет вывозиться в двух направлениях: на восток и запад. Поставка нефти в восточном направлении (в Восточную Сибирь и на Дальний Восток) в перспективе начнет снижаться за счет ожидаемого роста добычи нефти в этих районах. Это позволит организовать транспорт нефти на НПЗ Дальнего Востока.

     В западном направлении выделяются нефтедобывающие Уральский, Поволжский, Северо-Кавказский районы, потребности которых в нефти и нефтепродуктах увеличиваются. Хотя доля этих районов на российском рынке и в вывозе за рубеж продолжает уменьшаться, они по-прежнему будут играть активную роль. Наиболее перспективным районом по добыче нефти будет Север европейской части России.

     В "Энергетической стратегии" после 2000 г. в качестве главного приоритета по добыче топлива рассматривается  природный газ, способный обеспечить более 50% всего производства первичных топливно-энергетических ресурсов. Газовая промышленность будет развиваться, прежде всего, за счет крупных месторождений Тюменской и Томской, а также Оренбургской и Астраханской областей. Кроме того, большие надежды возлагаются на создание новых крупных центров по добыче природного газа и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В дальнейшем возможны формирование и экспорт потоков газа из этих районов.

     Требуется выполнить конкретную реконструкцию всей системы газоснабжения с целью осуществления поставок газа на внутри российские нужды и на экспорт для дальнейшего улучшения энергетической и экономической эффективности. Предусматривается ускорить газификацию сельской местности всех районов. Особую важность проблема газификации сел и городов приобретает и районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Намечено увеличить использование газа как моторного топлива, реконструировать существующие и строить новые электростанции в городах и селах страны. Помимо Западной Сибири важную роль и газоснабжении потребителей будут играть Уральский и Поволжский районы России.

     В ближайшей перспективе намечаются работы по вовлечению в хозяйственный  оборот новых месторождений газа полуострова Ямал, Западной Сибири и Восточной Сибири (Красноярский край и Иркутская область) и освоению месторождений, расположенных на континентальном шельфе, 70% территории которого перспективны в газоносном отношении. Для освоения перспективных месторождений потребуется привлечение иностранного капитала. Так, в Западной Сибири американская компания "Амоко" будет участвовать в эксплуатации Приобского месторождения. На базе Ардалинского месторождения Тимано-Печорской провинции работает российско-американское предприятие. Благоприятны перспективы совместного освоения месторождений шельфовой зоны острова Сахалин с привлечением японского и американского капиталов.

     Что касается экспорта, то крупнейшим на сегодняшний  день проектом "Газпрома" по увеличению поставок газа за рубеж является строительство трансконтинентальной газовой магистрали "Ямал-Европа" общей протяженностью 4000 км. Этот трубопровод пройдет от месторождений полуострова Ямал через Центральную Россию и Белоруссию в Польшу, Германию (от главной магистрали в будущем предполагается сооружение ответвлений в разные европейские страны).

     Интересными представляются многие другие проекты  транспортировки российского газа. Например, российско-болгарский проект для перекачки газа в Грецию (до этого российский газ поступал через Болгарию только в Турцию). Другой проект - новый южно-европейский газопровод, который должен пройти по территории Словакии, Венгрии, Словении с выходом в Северную Италию и соединить эти страны с магистралью "Ямал-Европа"

     Изучаются возможности транспортировки природного газа из России в Западную Европу северным маршрутом - через Финляндию, Швецию, Данию. А также - в страны Восточной Азии - КНР, КНДР и Республику Корея. 

     2.1.3 Факторы развития автомобильной промышленности

     В условиях экономического подъема Правительство РФ оказывает приоритетную поддержку отечественному автомобилестроению, которое, по его мнению, даст мощный импульс развитию ряда других отраслей экономики, таких как металлургическая и химическая промышленность, отмечают СМИ Запада. Когда среднегодовая зарплата в стране приближается к стоимости самой дешевой машины, начинается автомобильный бум, и Россия находится на пороге такого бума. Его надо встретить не засильем импортных автомобилей, а развитием собственного автомобилестроения. В то же время государство будет поддерживать лишь небольшое число автомобильных заводов: как свидетельствует мировая практика, 5-6 заводов смогут полностью насытить автомобильный рынок России. Обозреватели отмечают ярко выраженную ориентацию ведущих мировых автомобилестроительных фирм на создание совместных предприятий в РФ с целью выпуска популярных иномарок. Участие иностранных компаний в развитии автомобильной промышленности РФ в конечном итоге будет содействовать появлению конкурентоспособных российских автомобилей и повышению занятости населения

     Россия  имеет шансы стать мировым  лидером в производстве электромобилей нового поколения. Тенденция развития мирового автомобильного рынка такова, что уже к 2025 году половина транспорта планеты будет бегать на электричестве. У России есть серьезный шанс выбиться в лидеры по производству именно электромобилей. Уникальные конверсионные технологии позволяют получать электричество напрямую из бензина, керосина, природного газа, метанола, водорода или этилового спирта. КПД такой установки достигает 75% - в два раза выше, чем у бензинового мотора. В Миннауки закончена работа над концепцией развития российского электромобиля XXI века. По мнению ученых, некоторые отечественные разработки на 3-4 года опережают зарубежные. Но надо спешить. Если упустить момент, то конкуренты, как и в других областях, уйдут вперед. А догонять - значит проигрывать. 

Информация о работе Современные факторы стабилизации экономики России