Современные экономические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:09, статья

Описание

Меркантилизм
Кейнсианство
Монетаризм
Неоклассическое направление
Неокейнсианское направление
Институционально-социологическое

Работа состоит из  1 файл

Современные экономические школы.pptx

— 148.44 Кб (Скачать документ)

Основоположник  австрийской школы Карл Менгер (1840-1921) выдвинул теорию, согласно которой ценность благ обусловливается их полезностью для потребителя, а не издержками производства или затратами труда (как считали классики). Фридрих Визер (1851 — 1924) разработал теорию вменения — ценность средств производства определяется вмененной им ценностью потребительских благ. Евгений Бем-Баверк (1851 — 1914) разработал позитивную теорию капитала и теорию процента, основанную на учете фактора времени.

Теория  предельных величин послужила одним  из исходных пунктов для последующей  разработки положений и категорий, вошедших в арсенал экономической  науки. Она способствовала созданию теории потребительского поведения; явилась  одним из отправных параметров современной  теории цен, анализа взаимной связи  спроса и предложения, оценки эффективности, оптимизации производственных факторов.

 

Одно  из наиболее известных и признанных направлений экономической теории, предложившее свои рецепты регулирования  экономики, неразрывно связано с  именем и работами англичанина Джона  Мейнарда Кейнса (1883-1946).

В 30-е  гг., когда разрабатывалась и была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег», проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать  условия для роста производства и преодоления массовой безработицы.

 

  • Неокейнсианское направление

 

Заслуга Кейнса в том, что он предложил новый подход, разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Кейнс обратил внимание на то, что по мере роста общественного богатства проблема поддержания эффективного спроса становится все более сложной и актуальной.

Все большую часть  дохода люди склонны сберегать. Отождествление сбережений с реальным накоплением  не соответствует реальной практике; сэкономленные рубли и доллары  не переходят автоматически в  накопляемую часть общественного  продукта. Сбережения и инвестиции следует разделить. Если сбережения больше инвестиций, то экономическая  активность падает, темпы роста снижаются. Если сбережения меньше инвестиций, активность усиливается.

Кейнс выступил с критикой так называемого закона Сэя, который разделялся многими. Французский экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832) считал, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, что будто бы исключает общее перепроизводство товаров и услуг. Нарушения могут происходить по отдельным товарам или товарным группам в силу каких-либо внешних причин, а не в силу несовершенства самого хозяйственного механизма. Поэтому государству не следует вмешиваться в работу рыночного механизма.

Однако товары не просто обмениваются «товар на товар», а продаются и покупаются. Если спрос меньше произведенного в обществе продукта, то возникает несоответствие, часть продукции не находит сбыта. Цены не всегда успевают выравнивать  спрос и предложение, а в современных  условиях вообще имеют тенденцию  к росту, а не снижению.

Кейнс приходит к выводу: размеры производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса, его составляющих, факторов, влияющих на спрос. Совокупный спрос - это реальный объем национального производства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при данном уровне цен.

 

  • Институционально-социологическое

 

Институционализм – это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии.

Термин  «институционализм» впервые применен американским экономистом У. Гамильтоном в 1916 для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория «институт».

Принципиальное  отличие этой концепции от других состояло в том, что в ней экономические  процессы объяснялись не только экономическими, но и социально-политическими, правовыми, социально-психологическими, этическими условиями жизни, а также обычаями, традициями и привычками, существующими  как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. По мнению первых авторов этой теории, модель А. Смита homo economicus («экономического человека, непрерывно сопоставляющего полезность благ и тяготы их приобретения») безнадежно устарела. На самом деле экономическое поведение  человека в значительной мере определяется социально-правовым устройством общества и его «неписаными» законами, которые должна исследовать экономическая теория.  Поэтому в экономическом анализе предлагалось учитывать различного рода «институции», закрепленные обычаем, и «институты» (порядки, закрепленные в законах и в деятельности различного рода учреждений). «Институции» (обычаи, традиции, навыки) – это набор неформальных правил. В число формальных правил (институты) входит, с одной стороны, система учреждений (рынки, фирмы, профсоюзы, государство), с другой стороны – система правовых норм (законы, указы, постановления и т. д.).

В настоящее время понятие «институции» ушло из экономического лексикона. Термин «институты» вобрал в себя как  институции (обычаи), так и собственно институты (учреждения, законы), так  как объединил в себе как формальные, так и неформальные «правила игры».


Информация о работе Современные экономические школы