Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:29, контрольная работа
В структуре народного хозяйства происходил опережающий рост денежно-кредитной сферы по сравнению со сферой реального производства. На национальных финансовых рынках всех крупных экономически развитых стран резко вырос сектор краткосрочных финансовых операций - денежный рынок. Такие операции, характеризующиеся крупными объемами, высокой интенсивностью и подвижностью, стали важной, неотъемлемой частью национальных финансовых рынков.
Введение 3
1 Спрос на деньги и предложение денег 4
1.1 Теории трансакционного спроса на деньги 5
1.2 Портфельные теории спроса на деньги 8
2 Создание “новых денег” банками и мультипликатор денежного предложения 12
3 Тест 18
Заключение 19
Список литературы 21
Современные
портфельные теории спроса на деньги,
используя идеи Кейнса, предлагают
учитывать гораздо более
где - реальные ожидаемые доходы по акциям; - реальные ожидаемые доходы по облигациям; - ожидаемый темп инфляции; - накопленное богатство.
Спрос на деньги определяется как результат сравнения выгоды, получаемой хозяйственным агентом от запаса денег, и от дохода, приносимого альтернативными активами. При росте , , спрос на деньги падает; при росте потребность в деньгах растет, т. к. увеличивается общая сумма активов, а, следовательно, и абсолютная величина накопления каждого из них. Приведенная формула не только не противоречит, но вполне согласуется с вышеуказанной простой функцией спроса на деньги:
, так как при росте дохода увеличивается накопленное богатство индивида , а формула Фишера подсказывает нам, что при повышении темпа инфляции растет номинальный процент (альтернативные издержки хранения ликвидности) и, соответственно, падает спрос на деньги.
В состав денежной массы входят не только наличные деньги, количество которых жестко регулируется со стороны Центрального банка, но и деньги на текущих и срочных счетах в коммерческих банках. Это свидетельствует о том, что предложение денег зависит не только от политики Центрального банка, но и от действий коммерческих банков.
Рассмотрим подробнее роль коммерческих банков в изменении предложения денег в экономике. Вначале представим себе, что банки занимаются только пассивными операциями: они привлекают деньги клиентов на депозиты, но не выдают кредитов. Следовательно, банки не могут начислять проценты на депозиты. Привлеченные на депозиты денежные средства, не выданные в качестве кредитов, становятся банковскими резервами. В упрощенном случае, когда банки не выдают кредиты (хотя это трудно представить, так как противоречит интересам банков), но получают депозиты, направляемые в резервы, мы имеем систему 100%-го банковского резервирования.
Такая система (если бы она существовала) позволила бы банкам чувствовать себя очень уверенно - они могли бы вернуть деньги клиентам, даже если бы последние одновременно обратились за ними в банки. Однако банкиры уже давно обратили внимание на то, что вкладчики не обращаются одновременно в банки с просьбой о снятии денег со счетов (за исключением периодов крупных финансово-экономических потрясений). Кроме того, у банков появляются все новые вкладчики и, таким образом, новые депозиты. Все это позволяет банкам лишь часть полученных депозитов держать на счетах в качестве резервов, а остальную сумму - направлять на кредитование экономики и получать процентные платежи. Такая система называется частичным банковским резервированием.
В условиях частичного банковского резервирования коммерческие банки могут создавать новые деньги, когда они выдают кредиты. Однако, когда должники (население и фирмы) возвращают эти кредиты, новые деньги «уничтожаются» и денежная масса снова сокращается.
Более подробно процесс создания новых денег банками можно проследить на следующем примере. Допустим, что вкладчики (население и фирмы) поместили в качестве депозитов (D) на счета Сбербанка сумму 100 млн. руб. Часть полученной суммы банк обязан хранить в качестве резерва, который предназначается как для покрытия текущих расходов банка, так и для снижения степени риска неуплаты по обязательствам. Минимальные пределы обязательного резервного фонда банков устанавливаются в странах с рыночной экономикой законодательно и за выполнением этих требований следит Центральный банк, что играет важную роль в регулировании предложения денег (норма обязательных резервов, рассчитываемая как отношение резервов к депозитам, колеблется от 3 до 20%). Если норма обязательных резервов составляет 5%, то это значит, что Сбербанк обязан направить 5 млн. руб. из полученных 100 млн. руб. депозитов в резервный фонд (R), а остальные 95 млн. руб. могут быть выданы клиентам в качестве кредитов. При выдаче кредита банк переводит соответствующую сумму на текущий счет, которым в любой момент может воспользоваться клиент или выплачивает ее наличными. Результатом этих действий банка стало появление новых денег в размере 95 млн. руб. Собственно говоря, действия банка были очень просты: из сейфов банка были извлечены 95 млн. руб. (там они не являлись деньгами) и переданы клиентам - перевод на текущий счет или выдача наличными уже делает эту сумму новыми деньгами.
В то же время, необходимо учесть, что, когда срок кредита истечет и все 95 млн. руб. будут возвращены банку клиентами, настолько же уменьшится количество денег в обращении. Деньги включаются в состав денежной массы только тогда, когда их держат за пределами банковской системы.
Однако, следует учесть, что процесс создания новых денег не ограничивается одним банком. В любой стране с рыночной экономикой функционирует большое число коммерческих банков. Интересно проследить, какой эффект на изменение предложения денег оказывает в системе коммерческих банков первоначальный депозит в Сбербанке.
Допустим, что клиенты Сбербанка, получившие кредит в сумме 95 млн.руб., уплатили эти деньги различным физическим и юридическим лицам за предоставленные товары и услуги, а последние поместили вырученные деньги на депозитные счета в Московский муниципальный банк. Увеличение депозитов в последнем на 95 млн. руб. позволяет ему выдать новые кредиты. При этом банк обязан направить в резервный фонд 4,75 млн. руб. (согласно установленной норме обязательных резервов 5%) и, следовательно, новые кредиты могут быть предоставлены на сумму 90,25 млн., руб., а общий прирост предложения денег (с учетом операций этих двух банков) составит 185,25 млн. руб.
На следующем этапе хозяйственные агенты, получившие в качестве платежей за товары и услуги эти 90,25 млн. руб., вновь помещают их на депозиты, скажем, в Московский Сберегательный банк, который теперь может расширить сумму выданных кредитов на 85,74 млн. руб. (с учетом того, что 4,51 млн. руб. должны быть направлены в резервный фонд этого банка). Это увеличивает общую сумму новых денег, созданных банками, до 270,99 млн. руб.
Логика
рассуждений ведет нас к
100 млн.руб. + 95 млн.руб. + 90, 25 млн.руб. + 85,74 млн.руб. + ... = 100млн.руб. х(1 + 0,95+0,953 + 0.953 + . . . ) = 100млн.руб. х 1/ 1-0,95 = 100 млн.руб. х 1/ 0,05 = 2 млрд.руб.
Таким образом, при уровне резервных требований 5%, первоначальный депозит 100 млн.руб, породил мультипликационный эффект расширения банковских депозитов, что привело, в конечном счете, к приросту предложения денег на 2 млрд. руб.
Конкретно оценить масштабы расширения денежной массы в результате создания банками новых денег нозволяет депозитный мультипликатор (md). Он рассчитывается по формуле:
md=ΔM/ ΔD или md = (1/rr) x 100% (2.1)
где ΔM - прирост денежной массы, ΔD - первоначальный прирост депозитов, а rr - обязательная норма банковских резервов.
В нашем примере депозитный мультипликатор md = 20, т. е. возрастание депозитов в банковской системе на 1 руб. ведет к увеличению денежной массы на 20 руб.
Обратим внимание, что создание новых денег банками при системе частичного резервирования приводит к увеличению денежной массы, повышению ликвидности, но не к росту национального богатства. Дело в том, что заемщики не становятся богаче после получения кредитов, так как растут их долговые обязательства.
В нашем примере предполагалось, что все деньги, взятые в банках в качестве кредитов, вновь возвращаются туда в форме депозитов. Однако, в реальном мире заемщики могут оставить у себя часть полученной наличности. Это, несомненно, повлияет на величину мультипликатора денежного предложения. Кроме того, коммерческие банки могут иметь фактические резервы в сумме, превышающей обязательные резервы. Эта разница между фактическими и обязательными резервами называется избыточными резервами банков и также влияет на величину мультипликатора денежного предложения. Рассмотрим модель предложения денег с учетом указанных «утечек» в систему текущего обращения.
Предположим,
что население имеет
Введем понятие денежной базы (B), как суммы денежных средств у населения (наличность) и резервов коммерческих банков. Тогда, денежные агрегаты В и M1 могут быть записаны, как:
В = С + R (2.2)
M1 = C + D (2.3)
Поскольку, по определению С = cr x D, то, подставив это выражение уравнение (2.3), получим: M1= cr x D + D или M1 = (cr + 1) х D.
Также, по определению R = rr x D и, подставив это выражение в первое уравнение, получим: В = (сr х D) + (rr x D) или В = (cr + rr) x D.
Отсюда следует:
D = M1 / (cr+1) = B / (cr + rr) (2.4)
Равенство (4) можно переписать, как:
M1 = (cr+ 1)/(сr+ rr) х В (2.5)
Таким образом, уравнение (2.5) свидетельствует, что предложение денег в экономике пропорционально денежной базе. Коэффициент пропорциональности называется денежным мультипликатором и обозначается как mm . Тогда запишем:
mm = (сr+ 1 ) / (сr + rr) (2.6)
Следовательно, если население не имеет наличности на руках и все свои деньги держит на депозитах в банках (сr = 0), то денежный мультипликатор превращается в депозитный мультипликатор: 1/ rr.
Рассмотрим взаимосвязь между денежными агрегатами В и M1. Поскольку резервы составляют устойчивую долю от депозитов, любое увеличение резервов позволяет банкам увеличивать депозиты в большей пропорции и депозитный мультипликатор равен обратной величине от нормы банковских резервов. Денежный мультипликатор показывает результат воздействия прироста денежной базы на прирост денежного предложения. Так как денежная база оказывает мультиплицирующее воздействие на предложение денег, то ее часто называют деньгами повышенной силы.
Следовательно, модель предложения денег позволяет рассчитать денежный мультипликатор и показать, что величина денежного предложения находится в прямой зависимости от денежной базы, в обратной зависимости от нормы банковского резервирования и в прямой зависимости от коэффициента депонирования денег.
Важным
выводом, вытекающим из анализа модели
предложения денег, является то, что Центральный
банк не в состоянии полностью контролиро
вать предложение денег в стране. Он, конечно,
может жестко регулировать денежную базу,
но не может регламентировать фактическую
норму банковских резервов, как и соотношение
между наличностью и депозитами (коэффициент
депонирования денег).
1) Денежная масса:
А) не является постоянной величиной и изменяется в процессе банковской деятельности;
Б) это стоимость общепризнанных средств платежа;
В) уменьшается, когда долг банку оплачивается;
Г) характеризуется всем вышеизложенным;
Е) нет ни одной
правильной характеристики.
Информация о работе Создание “новых денег” банками и мультипликатор денежного предложения