Спрос и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание

Детальное изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОГО СПРОСА...................................................................................................................4
1.1 Понятие спроса..................................................................................................4
1.2 Закон спроса.......................................................................................................5
1.3 Факторы изменения спроса..............................................................................7
1.4 Спрос на ресурсы..........................................................................................10
2 СПРОС КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.......................................................................................................13
2.1 Взаимосвязь спроса и предложения...........................................................13
2.2 Экономический кругооборот........................................................................14
2.3 Понятие эластичности спроса ......................................................................16
3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СПРОСА. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА СПРОСА И ЭЛАСТИЧНОСТИ..........................................................22
3.1. Влияние спроса на экономическую деятельность фирмы......................22
3.2 Анализ и развитие теории потребительского спроса на современном этапе........................................................................................................................25
3.3 Практическое применение закона спроса и эластичности..........................28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................33

ПРИЛОЖЕНИЕ А - Динамическая спираль или циклические колебания спроса и предложения...........................................................................................34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Спрос и его функция. Закон спроса.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)


 

ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОГО СПРОСА...................................................................................................................4

1.1 Понятие спроса..................................................................................................4

1.2 Закон спроса.......................................................................................................5

1.3 Факторы изменения спроса..............................................................................7

1.4 Спрос  на  ресурсы..........................................................................................10

2 СПРОС КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.......................................................................................................13

2.1 Взаимосвязь  спроса  и  предложения...........................................................13

2.2 Экономический  кругооборот........................................................................14

2.3 Понятие эластичности  спроса ......................................................................16

3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СПРОСА. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА СПРОСА И ЭЛАСТИЧНОСТИ..........................................................22

3.1.  Влияние  спроса  на  экономическую деятельность фирмы......................22

3.2 Анализ и развитие теории потребительского спроса на современном этапе........................................................................................................................25

3.3 Практическое применение закона спроса и эластичности..........................28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................32

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................33

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А - Динамическая спираль или циклические колебания спроса и предложения...........................................................................................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Детальное изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому  на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как спрос.

Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром.

Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, раскрыть теоретические основы закона спроса. К задачам курсовой работы относятся: определение факторов определения спроса, эластичности, раскрытие взаимосвязи спроса и предложения. Также к основным задачам я решила отнести: практическое применение закона спроса и эластичности, а также анализ влияния спроса на деятельность предприятий в РК.

Анализ процессов, происходящих на потребительском рынке представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, спрос как фактор нельзя не учитывать всем предприятиям, занимающимся сбытом товара. Изучение спроса, по-моему мнению, является азами изучения как экономической теории, так и всех экономических дисциплин. Вследствие всего вышесказанного данная тема является актуальной для изучения.

При написании данной курсовой работы были использованы материалы ведущих экономистов современности, труды представителей различных экономических школ, аналитический материал отечественных и зарубежных изданий

Объектом изучения курсовой работы является спрос, следовательно, предметом являются все понятия, исходящие и непосредственно связанные со спросом: закон спроса, эластичность, взаимосвязь спроса с предложением, спрос на ресурсы, теория потребительского спроса и т.д.

Первая глава курсовой работы посвящена теоретическим аспектам понятий спрос и закон спроса. Также в ней наглядно описаны факторы изменения спроса.

Во второй главе спрос рассматривается под другим углом, а точнее как элемент рыночного механизма. Здесь подробно рассмотрены вопросы взаимосвязи с предложением, а также эластичности, ее классификации и основных видов.

В третьей главе мной была проведена аналитическая работа, касающаяся влияния спроса на деятельность предприятий. В качестве примера было рассмотрено предприятие на основе реально существующего. Мной были проведены расчеты. Помимо этого были освещены практические примеры действия законов спроса и эластичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОГО СПРОСА

 

1.1 Понятие спроса

 

 

Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары.

Термин «спрос» имеет для экономиста специфическое значение. Спрос – это то количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести в данный момент по определенной цене и при определенных условиях.

Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Спрос изо­бра­жа­ет­ся в ви­де гра­фи­ка, по­ка­зы­ваю­ще­го ко­ли­че­ст­во про­дук­та, ко­то­рое по­тре­би­те­ли го­то­вы и в со­стоя­нии ку­пить по не­ко­то­рой це­не из возмож­ных в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го пе­рио­да вре­ме­ни цен. Спрос вы­ра­жа­ет ряд аль­тер­на­тив­ных воз­мож­но­стей, ко­то­рые мож­но пред­ста­вить в ви­де таб­ли­цы. Он по­ка­зы­ва­ет то ко­ли­че­ст­во про­дук­та, на ко­то­рое (при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях) бу­дет предъ­яв­лен спрос при раз­ных це­нах. Спрос по­ка­зы­ва­ет ко­ли­че­ст­во продук­та, ко­то­рое по­тре­би­те­ли бу­дут по­ку­пать по раз­ным воз­мож­ным це­нам.

Це­на спро­са —  мак­си­маль­ная це­на, по ко­то­рой по­тре­би­тель го­тов ку­пить данную про­дук­цию.

Ве­ли­чи­ны спро­са долж­ны иметь оп­ре­де­лен­ное зна­че­ние и от­но­сить­ся к опре­де­лен­но­му от­рез­ку вре­ме­ни. Ко­рен­ное свой­ст­во спро­са за­клю­ча­ет­ся в следую­щем: при не­из­мен­но­сти всех про­чих па­ра­мет­ров сни­же­ние це­ны ве­дет к со­от­вет­ст­вую­ще­му воз­рас­та­нию ве­ли­чи­ны спро­са.

Об­рат­ную за­ви­си­мость ме­ж­ду це­ной про­дук­та и ве­ли­чи­ной спро­са мож­но изо­бра­зить в ви­де про­сто­го двух­мер­но­го гра­фи­ка, по­ка­зы­ваю­ще­го ве­ли­чи­ну спро­са на го­ри­зон­таль­ной оси, а це­ну на вер­ти­каль­ной  оси.

По­ме­ще­ние це­ны на вер­ти­каль­ной оси и ве­ли­чи­ны спро­са на горизонтальной — это эко­но­ми­че­ская тра­ди­ция. Ма­те­ма­тик по­мес­тил бы це­ны на го­ри­зон­таль­ной оси, а ве­ли­чи­ну спро­са на вер­ти­каль­ной, так как це­на — это не­за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная, а ве­ли­чи­на спро­са — за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. График спроса

 

Ка­ж­дая точ­ка гра­фи­ка пред­став­ля­ет со­бой кон­крет­ную це­ну и соответствующее ко­ли­че­ст­во про­дук­та, ко­то­рое по­тре­би­тель ре­шил ку­пить по дан­ной це­не. Гра­фик от­ра­жа­ет все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты со­от­но­ше­ния це­ны и ве­ли­чи­ны спро­са в сво­их при­де­лах. За­кон спро­са на­хо­дит от­ра­же­ние в нисходящем на­прав­ле­нии кри­вой спро­са. Гра­фик по­зво­ля­ет чет­ко пред­ста­вить оп­ре­де­лен­ную связь це­ны и спро­са, а так­же ма­ни­пу­ли­ро­вать раз­лич­ны­ми ее ком­би­на­ция­ми.

На лю­бом рын­ке вы­сту­па­ет мно­го по­ку­па­те­лей, по­это­му це­ле­со­об­раз­но гово­рить о ры­ноч­ном спро­се. Пе­ре­ход от шка­лы ин­ди­ви­ду­аль­но­го спро­са к шка­ле ры­ноч­но­го спро­са мо­жет быть лег­ко осу­ще­ст­в­лен по сред­ст­вам суммиро­ва­ния ве­ли­чин спро­са, предъ­яв­ляе­мо­го ка­ж­дым по­тре­би­те­лем при разных воз­мож­ных це­нах.

 

 

1.2 Закон спроса

 

 

Под ценой спроса понимается та максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить при покупке данного товара или его определенного количества. Понятно, что основное желание покупателя – купить товар подешевле и получше. А отсюда ясно, что чем ниже цена на товар, качество которого удовлетворяет покупателя, тем больше потребителей захотят приобрести именно этот товар. Данная ситуация формулируется в следующем законе спроса: При прочих равных условиях чем меньше цена, тем больше величина спроса, и наоборот.

Таблица 1

Гипотетическая зависимость между величиной спроса и значением цены

 

P

10

8

6

3.5

2.5

2

1.5

1.4

1.35

1.33

Qd

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


 

Из таблицы 1 видно, что при самой высокой цене товар практически не раскупается, а по мере снижения цены величина спроса возрастает, что и подтверждает закон спроса.

Анализируя график можно выделить следующие моменты :

1)                 кривая спроса D показывает, какое количество товара потребители приобрели бы при различных уровнях цен;

2)                 построенная по определенным точкам кривая D является функцией только одного параметра – цены;

3)                 Используя представленный график, можно вычислить конкретное числовое значение величины спроса Qo для такой-то цены Po, которая еще не устанавливалась при торговых операциях.

Вывод: и табличный, и графический способы четко выявляют  обратную зависимость величины спроса от изменения цены за единицу товара.

Что лежит в основе этого закона?[1] Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.

1)                 Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности согласуются с тем, что  нам показывает кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного  продукта больше по низкой цене, чем  по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта  они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителя охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2)                 В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второй чебурек дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый; третий приносит еще меньше удовольствия или полезности, чем второй и так далее. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3)                 На несколько  более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода  указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.  Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Приведу пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются  и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Информация о работе Спрос и его функции