Спрос и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание

Детальное изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОГО СПРОСА...................................................................................................................4
1.1 Понятие спроса..................................................................................................4
1.2 Закон спроса.......................................................................................................5
1.3 Факторы изменения спроса..............................................................................7
1.4 Спрос на ресурсы..........................................................................................10
2 СПРОС КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.......................................................................................................13
2.1 Взаимосвязь спроса и предложения...........................................................13
2.2 Экономический кругооборот........................................................................14
2.3 Понятие эластичности спроса ......................................................................16
3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СПРОСА. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА СПРОСА И ЭЛАСТИЧНОСТИ..........................................................22
3.1. Влияние спроса на экономическую деятельность фирмы......................22
3.2 Анализ и развитие теории потребительского спроса на современном этапе........................................................................................................................25
3.3 Практическое применение закона спроса и эластичности..........................28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................33

ПРИЛОЖЕНИЕ А - Динамическая спираль или циклические колебания спроса и предложения...........................................................................................34

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Спрос и его функция. Закон спроса.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)

 

По­сле ре­ше­ния за­да­чи бы­ли по­лу­че­ны сле­дую­щие дан­ные:

Таблица 5

Результаты расчетов по затратам

Ба­зис

Зна­че­ние

X8

2.14118

V5

279.4032

V1

83.69­941

X5

353.8334

X7

365.4372

X6

4.848736

X10

91.21426

F

273683

1. Ре­ко­мен­до­ван­ная для про­из­вод­ст­ва про­дук­ция— X5, X6,  X7, X8, X10  с раз­ме­ром про­из­вод­ст­ва (см. таб.)

2. Ос­тат­ки ре­сур­сов сы­рья— V5, V1 с раз­ме­ра­ми ос­тат­ка (см. таб.)

3. Раз­мер удель­ной при­бы­ли — F рав­ной   273­683 де­неж­ные еди­ни­цы

 

В ре­зуль­та­те про­ве­де­ния оп­ти­ми­за­ци­он­ных рас­че­тов по­лу­ча­ем сум­мар­ную при­быль 273­683 дан. ед. При этом пред­при­ятие про­из­во­дит:

91 тыс. ед. — рек­лам­ных про­спек­тов,

354 тыс. ед. — ат­ла­сов,

365 тыс. ед. — мо­но­гра­фий,

5 тыс. ед. — ка­та­ло­гов,

2 тыс. ед. — бро­шюр.

Не­из­рас­хо­до­ван­ны­ми ос­та­лись:

— кар­тон (279 тонн),

        — бу­ма­га оф­сет­ная (83,7 тон­ны).

Все ос­таль­ные за­па­сы рас­хо­ду­ют­ся пол­но­стью.

Для про­из­вод­ст­ва про­дук­ция вы­би­ра­лась по наи­мень­шим из­держ­кам на произ­вод­ст­во еди­ни­цы продукции и по наи­боль­шей при­бы­ли от реа­ли­за­ции еди­ни­цы то­ва­ра.

 

 

3.2 Анализ и Развитие теории потребительского спроса на современном этапе

 

 

Проведем, анализ различных теорий потребительского спроса разработанных как зарубежными, так и отечественными экономистами, в процессе их эволюции.

Классическую школу не интересовал процесс потребительского выбора вместе с его ценностными ориентирами, т.к. ценность определялась через трудовые затраты, и проблемы конкуренции, движения капитала, выравнивания нормы прибыли можно было решить и без модели потребителя. Считалось, что основные отношения – это отношения в сфере производства, а потребление как конечная цель является производным.

Маржиналистская школа обратила внимание теории на потребительский выбор. Однако одноцелевой методологический подход при этом практически сохранился,  ведь по аналогии с «собственным  интересом»  предпринимателя потребитель стал стремиться к «собственному удовольствию». На передний план здесь вышел суверенитет потребителя.

Основные положения теории потребительского спроса в неоклассическом варианте сводятся к следующему.

Под спросом в широком смысле слова, т.е. на произведенные товары и ресурсы, понимается количество продукта (ресурса), которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. подлежащая удовлетворению, обеспеченная денежным эквивалентом, и обязательно «вынесенная на рынок».

Существует обратная связь (при неизменности прочих условий) между величиной спроса на различные блага и их ценой, что именуется законом спроса. Исключение из закона спроса – рост цен на товары при одновременном повышении спроса на них (товары Гиффена).

В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения.

Различают действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный (это часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей). Неудовлетворенный спрос приобретает различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Различают эндогенный и экзогенный спрос. Эндогенный (внутренний) спрос образуется за счет внутренних источников, существующих в национальной экономике. Экзогенный спрос – внешний, вызван вмешательством сил внерыночного характера (государство, международные организации).

Точная оценка всех форм спроса (по величине, объему, характеру, по структуре, по отдельным товарам, по социально-экономическим группам населения, по регионам) позволяет более полно удовлетворить потребности субъектов (потребителей), разработать эффективные меры по регулированию потребительского спроса (в частности, сокращению и ликвидации неудовлетворенного спроса), правильно оценить рыночную конъюнктуру и занять хозяйствующим субъектом соответствующую рыночную нишу на потребительском рынке.

В последнее время появились теории потребительского спроса, соединяющие поведенческие подходы и исследующие толерантность потребителя к цене.

Под ценовой толерантностью покупателя понимается максимальное повышение цены, которое он принимает, не переходя на конкурирующий продукт и не отказываясь от покупки вообще. Толерантность покупателя к цене повышает рост удовлетворенности покупателя эксплуатацией продукции. Практическая значимость для производителя этого подхода заключена в поиске способов повышения этой толерантности.

Существует несколько важных детерминантов ценовой толерантности покупателя: качество продукта, удовлетворенность клиента, количество релевантных альтернатив покупки (размер воображаемого ассортимента), барьеры смены поставщика, справедливая цена, а также особая заинтересованность (увлеченность) потребителя в том или ином продукте.

Известный ученый У. Эдвард Деминг большое внимание уделял такому фактору потребительского спроса как ожидания потребителя, который в действительности ожидает только того, что производитель и его конкуренты ему позволили. Потребитель ничего не производит, и ни один из них не подал заявки на электрическую лампочку, телефон, факс, автомобиль и т.д. У образованного потребителя могла возникнуть смутная догадка об этих потребностях, он смог бы их внятно сформулировать, чтобы поставщик его понял. Умный потребитель будет прислушиваться к мнению поставщика, с которым он должен работать как система, и не пытаться перещеголять друг друга. Но потребитель быстро учится: он сравнивает между собой приобретаемые продукты, и даже удовлетворенный потребитель может переключиться на другого поставщика, если он выиграет от данного перехода.[5]

Систематизированные выше основные теоретические положения, раскрывающие теорию потребительского спроса в ее сложившихся вариантах, позволяют судить о том, что на данный момент институциональный подход к исследованию этого объекта в отечественной экономической науке еще не заявлен.

В рамках институционального подхода к развитию теории потребительского спроса выделена категория «институциональные детерминанты». Под институциональными понимаются, такие основополагающие факторы, которые обладают тремя основными признаками:

                  непосредственной связью с формальными и неформальными институтами;

                  формируют у субъектов определенные установки, нормы и правила их деятельности, в данном случае, их потребительского выбора, потребительского поведения;

                  агрегируют экономические, социальные, культурные, психологические стороны деятельности субъектов.

Это общие родовые черты институциональных детерминант как таковых. Детерминанты – это факторы базового порядка, определяющие наиболее существенные стороны развития процесса, объекта. Применительно к потребительскому спросу институциональные детерминанты приобретают особые характеристики, связанные с деятельностью субъектов как потребителей.

Институциональные детерминанты потребительского спроса формируются не так мгновенно, как ценовые или неценовые факторы, т.к. имеют непосредственную связь с существующими формальными и неформальными институтами. Так, индивиды не могут мгновенно изменить свои привычки и предпочтения, основанные на традициях, обычаях, складывающихся достаточно длительное время. Не могут быстро и постоянно изменяться формальные институты, например, законодательная база, права собственности, существующие организационные структуры. Поэтому процесс формирования институциональных детерминант потребительского спроса более сложен, длителен по сравнению с ценовыми и неценовыми факторами. Институциональные детерминанты более избирательно (селективно) действуют на индивидуальный потребительский спрос, тогда как ценовые факторы воздействуют и на индивидуальный, и на рыночный спрос потребителей в целом.

Необходимость институционального подхода к потребительскому спросу обусловлена еще и тем, что спрос на товары и услуги на определенных видах рынка не укладывается в неоклассические схемы, согласно которым более высокой цене данного товара соответствует более низкая величина спроса. С развитием и усложнением потребностей индивида, с расширением многообразия товаров по различным их категориям зависимость спроса от ценового фактора становится более вариантной. С улучшением дизайна и функциональных характеристик товара, спрос на него может приобретать зависимость прямо пропорциональную, т.е. на товары лучшего качества даже при возрастании цен спрос будет увеличиваться.

Нелинейность связи покупательского спроса с уровнем цен и дохода объясняется воздействием институциональных детерминант. Они, в отличие от таких традиционных факторов, как цена, доход, имеют более сложную природу и агрегируют в себе различные компоненты не только экономического порядка, но и внеэкономического (психологического, физиологического характера). Именно эти факторы потребительского спроса выступают на первый план в условиях общества «изобилия» (affluent society), где главной проблемой становится регулирование покупательского спроса населения, а основными вопросами для потребителя становится «что и где купить».

 

3.3. Практическое применение закона спроса и эластичности

 

Концепция эластичности спроса имет огромное практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью.

1. Переговоры об уровне эаработной платы. Объединенный  Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. Однако представитель компании "Форд мотор" утверждал, что, согласно существующим исследованиям, эластичность спроса на автомобили варьируется в пределах от 0,5 до 1,5. Он доказывал, что снижение цен поэтому привело бы к сокращению прибылей, или к убыткам производителей. В приведенном случае эластичность спроса на автомобили была центральным вопросом в отношениях между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

2. Небывалый урожай.

Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

3. Автоматизация.

Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих.Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу,так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

Информация о работе Спрос и его функции