Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание

Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос - намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары.

Содержание

1. Понятие спроса и предложения.
1.1. Основные категории: товар
1.2. Особенности и закономерности формирования.
2. Анализ действия закона спроса и предложения.
2.1. Основные тенденции закона спроса и предложения в современном мире.
2.2. Специфика проявления в современных условиях.
3. Проблемы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 27.06 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Сыктывкарский лесной институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального  образования 

«Санкт-Петербургский государственный

лесотехнический университет  имени С. М. Кирова»

 

(СЛИ)

 

 

Факультет экономики и управления

 

Кафедра «Экономики отраслевых производств»

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Микроэкономика

На тему: «Спрос и предложение»

 

 

Выполнил:                                                        Подлесный А. А., студент Б218 группы,

 спец: БУАиА., очной формы обучения.

 

 

Проверил:                                                        К. э. н., доцент

                                                                           Рабкин С. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2012.

 

План:

 

1. Понятие спроса и предложения.

1.1. Основные категории: товар

1.2. Особенности и закономерности  формирования.

2. Анализ действия закона спроса  и предложения.

2.1. Основные тенденции закона  спроса и предложения в современном  мире.

2.2. Специфика проявления в современных  условиях.

3. Проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие спроса и предложения.

Спрос.

Любой покупатель стремится максимально полно  удовлетворить все свои потребности  путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос - намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.

Ясно, что для исследования спроса удобно определить его количественную трактовку. В целях анализа под  спросом на определенный товар понимается зависимость платежеспособной потребности  покупателей, имеющих доступ к определенному  рынку, в определенном количестве этого  товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать  данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все  иные факторы, существенные для решения  о покупке, предполагаются неизменными.

Предположим, что существует некоторый набор потребностей покупателя, удовлетворяемых каждая своим товаром. На каждый из товаров существуют определенные цены, и покупатель решил для себя, что его общая удовлетворенность всеми покупками в целом будет оптимальна, если он купит эти товары в некоторых определенных количествах. При снижении цены на любой из товаров часть имеющихся у покупателя средств остается свободной для дополнительного использования и лучшего удовлетворения одной или нескольких его потребностей. В зависимости от приоритетов покупателя в удовлетворении своих различных потребностей может увеличиться спрос либо только на исследуемый товар, либо на любой другой из товаров, либо на несколько товаров, включая или исключая исследуемый, в любой пропорции. То есть со снижением цены спрос на товар по крайней мере не снизится.

 

  Кроме того, в реальности в большинстве случаев существуют близкие по назначению товары, способные удовлетворить одну и ту же потребность, но отличающиеся, например, по сложности извлечения из них пользы, по продолжительности временного интервала, в течение которого возможно извлечение из них пользы, по интенсивности удовлетворения ими соответствующей потребности покупателя. Предположим, что до снижения цены на исследуемый товар фиксированную сумму можно было с чуть большей пользой направить на покупку близкого другого товара: условно, 5 единиц товара-1 давало чуть меньшее удовлетворение по сравнению 15 единицами товара-2, и поэтому приобретался товар-2. Если же цена товара-1 снизилась, то у покупателя появляется возможность на те же деньги купить либо, скажем, 7 единиц товара-1, либо те же 15 единиц товара-2, количественный прирост товара-1 вполне может компенсировать разницу в степени полезности товара-1 и товара-2, и выбор будет сделан в пользу товара-1, на который снизилась цена. То есть снижение цены делает товар более привлекательным для покупателя по сравнению с альтернативным близким по назначению товаром, и спрос на подешевевший товар может возрасти еще и за счет выбора в его пользу по сравнению с альтернативным товаром (но может и остаться прежним, если количественный прирост недостаточен для покрытия разницы полезности).

Постоянство спроса на определенный товар при снижении цены на него хотя и вероятно, но не может бесконечно сохраняться при постепенном  дальнейшем снижении цены. Используя  сэкономленные на покупке данного  товара средства на повышенное удовлетворение иных потребностей, покупатель в конце концов неизбежно захочет лучше удовлетворить свою потребность, связанную именно с данным товаром, поскольку она будет отставать от удовлетворения иных потребностей. Тот же вывод сделует из того, что количественный возможный прирост данного товара по сравнению с альтернативным в конце концов приведет к выбору большего количества товара-1 по сравнению с прежним количеством товара-2.

  Измеряя спрос  количеством товаров, которые  покупатели готовы купить (Q), можно выразить зависимость спроса от цены (Р) некоторой убывающей функцией Q=D(Р) и наглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса:

  Ясно, что вышеприведенные рассуждения не могут претендовать на абсолютную точность в любой ситуации. Например, невозможно круглосуточно удовлетворять свою потребность в просмотре кинофильмов или бесконечно наращивать покупки стиральных машин даже при исключительно малой их цене; существенным является и то, является ли некоторое минимальное количество товара принципиально важным для физического выживания человека. Исходя из этих соображений об убывающем характере кривой спроса в общем случае можно вполне уверенно говорить лишь для «обычной» ситуации, и из этих соображений при «слишком» больших и «слишком» малых значениях О. поведение кривой спроса на вышеприведенном графике должно исследоваться особо.

На наличие  у покупателей желания и возможности  покупать данный товар по определенной цене (то есть на положение и точную форму вышеприведенной кривой D в осях Q и Р) влияет множество факторов, называемых неценовыми детерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но в реальности, естественно, могут изменяться.

 

  Благоприятное  для данного продукта изменение  потребительских вкусов или предпочтений (вызванное, например, проведением  активной рекламной кампании  для данного продукта, изменением  моды на данный продукт или  исследованием спроса на данный  продукт в ином географическом  регионе) будет означать, что спрос  возрос по каждой цене. Неблагоприятные  перемены в предпочтениях потребителей  вызовут уменьшение спроса.

Увеличение или уменьшение числа покупателей, имеющих доступ на данный рынок, обусловливает соответственно повышение и снижение спроса.

   Как уже отмечалось, нэ рынке обычно существуют товары, близкие к интересующему товару по хэрэктеру удовлетворяемой с их помощью потребности покупателя, т.е. интересующий товар входит в группу взаимозаменяемых товаров. В зэвисимости от изменений соотношения цен на взаимозаменяемые товары, появления на рынке нового близкого товарэ с лучшими потребительскими хэрэктеристиками спрос нэ конкретный товар из группы может изменяться: внутри группы спрос на одни товары растет зэ счет уменьшения спросэ нэ другие товары.

Извлечение пользы из многих товаров требует наличия у  потребителя некоторого другого  товарэ, т.е. двэ или несколько товэров могут являться взэимодополняющими (например, кофе в зернах и кофемолкэ). Повышение или уменьшение спроса на взаимодополняющий товар (например, в результате изменения его цены) приводит к соответственно повышению или уменьшению спроса и на данный товар.

Изменение общего дохода (бюджета) потребителей также  существенно влияет на спрос, причем в данном случае существенным оказывается  вид исследуемого товара. Товары, спрос  на которые изменяется в прямой зависимости  с изменением денежного дохода потребителей, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Однако существуют товары, спрос на которые  изменяется в противоположном направлении, то есть спрос возрастает при снижении доходов, - они называются товарами низшей категории и включают в  себя, например, хлеб, одежду секонд-хенд, восстановленные автопокрышки.

Потребительские ожидания относительно будущих цен  нэ товары (например, в связи с изменениями налоговой системы), относительно наличия существующих и иных товаров в будущем (например, при появлении информации об уходе с рынка крупного поставщика привычного товара или о скором начале выпуска товара, лучше удовлетворяющего соответствующие потребности) также способны изменить спрос в соответствующую сторону. Изменяющие спрос ожидания могут относиться и к собственному доходу потребителя в будущем.

Изменение неценовых параметров вызовет «смещение» кривой спроса на вышеприведенном графике Q=D(Р) (при этом под «смещением», естественно, не может пониматься сдвиг каждой точки кривой спроса вправо или влево на одно и то же значение ΔQ, параметрическая зависимость в общем случае предусматривает и некоторую графическую трансформацию кривой спроса).

Во избежание путаницы под термином «изменение спроса»  принято понимать изменение самой  функции Q=D(Р) («смещение» всей кривой спроса) под влиянием неценовых факторов, э под термином «изменение величины спроса» - реакцию спроса на изменение цены при постоянстве значений всех иных факторов (перемещение вдоль кривой спроса).

Для характеристики поведения  кривой спроса на определенном участке, как и для анализа многих других зависимостей, в экономике используется так называемая функция эластичности, отражающая степень чувствительности изменений одной величины к изменениям другой, или, точнее, на сколько процентов  изменится одна величина при определенном процентном изменении другой величины. То есть эластичность спроса по цене в  определенной точке кривой спроса будет  равна отношению процентного  изменения объема спроса к процентному  изменению уровня цен. Аналогичным  образом оказывается удобным  использовать понятие эластичности и для характеристики чувствительности спроса к изменениям неценовых параметров при фиксированной цене (эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса на один товар по цене на другой товар и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложение.

   Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками, предложены покупателям для покупки.

Для исследования предложения  удобно, как и для спроса, определить его количественную трактовку. В  целях анализа под предложением понимается зависимость количества товаров, которое поставщик готов  поставлять для продажи, от установленной  продажной цены на данный товар, если все иные факторы, включая уровень  организации деятельности поставщика, остаются неизменными. То есть аналогично функции спроса вводится функция  предложения Q=S(Р), где Р - продажная цена товара, Q -количество товара, которое будет поставляться продавцами на рынок при данной цене.

Любой поставщик имеет  цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной.

Любой поставщик имеет  цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной.

Очевидно, что  производить товаров «слишком мало»  невыгодно, т.к. любой поставщик несет  так называемые постоянные затраты, не зависящие от объема поставок (например, плата за аренду помещений, оплата труда  административного и обслуживающего персонала, амортизация стоимости  зданий и оборудования, которые имеют  физически и «морально» ограниченный срок службы независимо от степени  их эксплуатации). Ясно, что на чем  большее количество поставленных изделий  распределяются эти постоянные расходы, тем меньшая сумма «постоянной  себестоимости» будет у каждого  из изделий - если бы все расходы  поставщика были постоянными, то с наращиванием объема поставок себестоимость единицы  изделия монотонно убывала бы. Существование же некоторого ограничения  сверху на наращивание объема поставок объясняется тем, что для любого поставщика существует некоторое определенное количество поставляемого товара, превышение которого вызовет ускорение роста  переменных расходов, необходимых для  выпуска каждого дополнительного  изделия. Или, говоря иначе, при увеличении переменных расходов сверх некоторого критического значения количество дополнительно  произведенных изделий в расчете  на единицу вложенных переменных издержек будет постепенно уменьшаться - так называемый закон убывающей производительности. Это связано прежде всего с существованием технических и технологических ограничений на наращивание объема производства сверх некоторого количества в единицу времени для любого оборудования: оборудование будет давать все более частые сбои, за счет несоблюдения технологии увеличится количество брака и отходов. При этом бессмысленно далее увеличивать затраты на внеплановые ремонты, увеличивать интенсивность подачи сырья, увеличивать число рабочих смен или ставить около каждого станка по два рабочих. Утверждается, что закон убывающей производительности применим ко всем известным производственным процессам.

Информация о работе Спрос и предложение