Сравнительный анализ английской, французской и российской экономических школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:33, контрольная работа

Описание

Идеи представителей всех трех школ актуальны на сегодняшний день, так как они оказали огромное влияние на становление экономической науки в целом. Данное направление развивалось с 17-19в. Было выделено также отдельное направление экономики, как науки, благодаря заслугам представителей классических школ.

Работа состоит из  1 файл

Домашнее задание по истории экономических учений.docx

— 28.14 Кб (Скачать документ)

Домашнее  задание по истории экономических  учений 

«Сравнительный  анализ английской, французской и  российской экономических школ» 

Выполнила:

Пак Ирина 

Гр. ЭФ-502

Введение

Идеи представителей всех трех школ актуальны на сегодняшний  день, так как они оказали огромное влияние на становление экономической  науки в целом. Данное направление  развивалось с 17-19в. Было выделено также  отдельное направление  экономики, как науки, благодаря   заслугам представителей классических школ.

Теоретические характеристики
Меркантилизм Классическая  политическая экономия
Принцип эк. политики
Протекционизм Эк. либерализм
Предмет эк. анализа
Сфера обращения в отрыве от сферы произ-ва Сфера произ-ва  в отрыве от сферы обращения
Метод эк. анализа
Описание  внешнего 

проявления  экономических 

процессов.  Отсутствие 

системного  изучения  всех 

сфер экономики 

Причинноследственный,  

дедуктивный,  индуктивный 

методы  анализа,  а  также 

метод  логической 

абстракции.  Недооценка 

обратного  влияния  на  сферу 

производства  факторов 

сферы обращения

Концепция эк. роста
Преумножение  денежного 

богатства  страны  благодаря 

активному торговому балансу 

(положительному  сальдо  во 

внешней торговле)

Увеличение  национального 

богатства,  создаваемого 

производительным  трудом  в 

сфере  материального 

производства

ПРИНЦИП  ДОСТИЖЕНИЯ  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАВНОВЕСИЯ

государственное

регулирование

саморегулирование 

совокупного  спроса  и 

совокупного  предложения 

благодаря законам рынка 

Cущность денег
 
Дeньги ‐ изобретение людей,

фaктор  рoстa  национальногo

бoгaтства

Деньги  ‐  стихийно 

выделившийся  в  товарном 

мире  товар;  деньги  ‐ 

техническое  орудие,  вещь,

облегчающая  процесс 

обмена 

 

Основателями  классической школы являются:  У. Петти, П. Буагельбер, А. Смит, Д. Риккардо, Т. Мальтус,  Д.С. Миль.

Основные идеи представителей классической школы:

1. Главная  и  практически  единственная   цель  капиталиста  ‐  получение  максимальной 

прибыли за минимальный промежуток времени.

2.Увеличение богатства может происходить лишь за счет накопления капитала.

3. Человек  по  своей  природе  эгоистичен,  а  посему  самое  главное  для  него  ‐  это 

получение выгоды.

4. Самое лучшее развитие государства будет достигнуто лишь при либерализме.

5.  Величина  зарплаты  зависит,  и  всегда  будет  зависеть,  от  востребованности 

профессии на данный момент времени.

6.  Должна  существовать  свободная  конкуренция,  для  того  чтобы  работал  «принцип 

невидимой  руки  Провидения»,  т.  е.  то,  что  сегодня  принято  называть  законом 

спроса и предложения.

7.  В сделках каждый должен быть экономически подкован и иметь представление обо 

всем, что происходит на любом из рынков (земельном, трудовом, товарном и т. п.). 

Английская  классическая школа

Одновременно  с развитием экономики в 17 веке появилась необходимость  в формировании универсальной теории, в которой  были заложены как сущность  протекающих процессов, так и их закономерность. Следовательно, появились элементы управления над производством, богатством, итп.

Как известно, что  основателем и родоначальником  английской классической школы является У. Петти, в дальнейшем его идеи продолжили  А. Смит и Д. Риккардо.

Он написал  такие работы как: «Трактат о налогах  и сборах», «Кое-что о деньгах» , «Политическая анатомия Ирландии», «Политическая арифметика», «Слово мудрых».

В своих работах  Петти пытался перейти от меркантилизма к классической политэкономии, и несмотря на это все же его теории опирались на меркантилизм. Богатство у него было представлено драгоценными металлами, он считал что эта одна из самых лучших форм накопления капитала и удвоение его в том числе. За материальную основу выступала земля, материальные ресурсы. Создатель  богатства 

‐ труд в различных сферах материального производства. «Трудотец богатства, земля – его мать».  Торговля  представляется  им  как  лучшая  сфера  экономики,  так  как  только  в  ней возможно  наиболее  быстрое  увеличение  богатства.  После  нее  по  убывающей  идут производство и сельское хозяйство. Для анализа же всех экономических процессов он использует математические методы, логическую взаимосвязь. Также вносит большой вклад в развитие науки и выявляет основы трудовой теории стоимости, при этом определяя, что  мера стоимости  всех вещей - это труд, потраченный на их производство.  Выделяет взаимосвязь спроса и предложения, так как только при их взаимосвязях  устанавливается рыночная цена. Это были его основные идеи, которые были доработаны его последователями в дальнейшем 
 

Французская классическая школа

Ее родоначальником является П.Буагильбер. В разные периоды он занимал высокие посты, создал такие  известные работы как: Рассуждение  о  природе  богатства,  денег  и налогов»,«Розничная торговля Франции»,«Трактат о природе возделывания, торговле и пользе зерна». П. Буагильбер  выступал с критикой меркантилизма, а напротив- за развитие сельского хозяйства. Считал, что оно должно активно финансироваться государством. Богатство нации для него заключалось в количестве производимой продукции и в потребительских стоимостях соответственно. Деньги играли роль средства обмена товаров. Он считал, что деньги вредят экономике, т.к. «портят» истинную стоимость вещей и склонялся к простому товарообмену. Буагильбер сформулировал трудовую теорию стоимости денег. Истинная  стоимость  наиболее  верная  и 

состоит  из  труда,  затраченного  на  производство  определенной  вещи.  Стоимость  вещи  определяется количеством времени, необходимого для ее производства.   
 

Российская экономическая школа

До 17 века в России меркантилизма не существовало, она в развитии отставала от  Западных стран, это было очевидно как в натуральном хозяйстве, так и в ограничениях торговых операциях. Отсутствие меркантилизма в данное время можно объяснить тем, что до завоеваний Петра I  страна была отрезана  от морской торговли.

Тип  экономики  являлся  по  преимуществу  аграрным,  а  производство  было 

недостаточно  развито.  Своеобразие  экономики  России   не  позволяло  полностью 

применить  теоретические  разработки  зарубежных  экономистов  для  формирования 

государственной  экономической  политики.  Все  эти  объективные  факторы  вызвали 

необходимость разработки экономических теорий, которые будут применимы в России.  

Одной из особенностей формирования российской школы было изучение эволюции крестьянского хозяйства, а также отношение к земле для развития и будущего страны.

Направления российской экономической школы:

  1. Анализ экономических явлений.

    Этот анализ предполагает анализ экономики, а именно, изучение взаимосвязи с социологией, культурой, психологией, историей , политологией.

    Если сравнить западные школы с российской, то в западной  во главе анализа были эгоистические побуждения человека, а в российской всегда выступало изучение личности наряду с исследованием  природы, национального хозяйства, исторических функций государства. Данный подход был характерен для двух ученых начала 19 в. Н Мордвинова и А. Шторха, которые,собственно, были и у истоков национальной экономической россиской школы. Этими учеными были написаны и переведены на немецкий и французские языки учебники по политической экономии. Другой экономист Т. Степанов критиковал идеи А. Смита о рациональности «экономического человека», при этом заявляя что политическая экономия не  терпит эгоизма. Очевидно, что, российская политическая экономия обращала внимания на нравственные начала, при этом выступая против материализма классической школы, которая видит повсюду лишь меновые ценности.

  1. Народное хозяйство как целое и роль государства.

    Формирование  и развитие национального хозяйства  и роли государства прослеживается в работах И . Посошкова. Так например, С. Витте отвергал отвергал космополитизм классической школы политической экономии, при этом выделял, что политическая экономия должна принимать идею национальности за точку отсчета. Со времен правления Петра Iправительство давала развитие промышленности и торговли, а не частный капитал.

  Во второй половине 19.в стал развиваться капитализм и российская экономическая школа стала выступать за протекционизскую политику.  В 20 веке после революций уже в то время Советская Россия была на пути к новой экономической политики и организации госплана и поэтому здесь уже необходимо было государственное регулирование экономики необходимость которого  обосновывалась работах Г. М. Кржижановского, Н. Д. Кондратьева и др.

  1. Разработка проблем многоукладной экономики

    Разработка  проблем многоукладной экономики  началась после отмены крепостного  права. Экономисты этого периода  преуспевали только в этих проблемах, так были созданы кредитные товарищества, становление кооперации. Немаловажную роль в разработке данных проблем сыграл

    А. И Чупров. Он также издал книгу «Очерки по теории статистики »,благодаря этому труду он и стоял во главе русской статистической школы .

    М. И. Туган-Барановский внес свой вклад в теоретическое обоснование проблем кооперации, он один из первых, кто заставил европейских ученых прислушаться к движению российской экономической науки. 

  1. Аграрный  вопрос и способы его решения

    Дискуссии по данному вопросу были после отмены крепостного права. Здесь были отмечены следующие экономисты это А. И  Васильчиков и В. П. Воронцов.

    Они критиковали  западноевропейский капитализм и считали, что Россия должна идти по другому  пути. В поисках решения вариантов аграрного вопроса важную роль играла позиция В.И Ленина и его соратников.

  Большую научную работу в области аграрных отношений проделал А. В. Чаянов, которого почитают не только в России. Так, в  Китае Чаянова рассматривают  как главного теоретика блестяще проведенной там аграрной реформы. 
 

Основные выводы

Английская и Французская школы были основаны примерно в один и тот же период, но по своему развитию и уровню Англия  превзошла Францию, не говоря уже и о России.

В Англии бурно развивалось капиталистическое производство как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Что касается Франции, то здесь капиталистическое развитие тормозилось феодально-абсолютистским строем. 

. В Англии меркантилистская политика значительно ускорила накопление капитала и развитие капитализма. Во Франции политика Кольбера привела к росту мануфактурного производства в некоторых отраслях, но одновременно эта политика еще больше ухудшила положение сельского хозяйства. 
Отражением этих особенностей в развитии капитализма были существенные различия между английской и французской классической политической экономией. Маркс подчеркивал,что контраст между английской и французской классической школой проявился уже у Петти и Буагильбера, а затем повторился у завершителей классической политической экономии — Рикардо и Сисмонди. 
Прежде всего характерно различное отношение к меркантилизму. Петти расстался с меркантилистскими взглядами, но не вел активной борьбы с меркантилизмом. Буагильбер всегда относился к меркантилизму резко отрицательно и считал борьбу против него своей важнейшей задачей. 
С точки зрения Петти, погоня за деньгами -- основной стимул экономического развития, Буагильбер видел в деньгах источник всех бед товаропроизводителя. В то время как Петти был сторонником развития промышленности, Буагильбер выступал в защиту сельского хозяйства. Петти — идеолог промышленной буржуазии, Буагильбер выражал интересы мелкой буржуазии. 
В дальнейшем английская классическая школа в наиболее яркой форме защищала интересы промышленной буржуазии эпохи становления капитализма. Во Франции учение физиократов отражало интересы капиталистических фермеров, а Сисмонди, как и Буагильбер, был идеологом мелкой буржуазии. 
Для английских классиков на первом плане — развитие производительных сил. Защищая капитализм и критикуя феодализм, они доказывали, что капитализм создает наиболее благоприятные условия для развития производства. Французская классическая школа считала целью производства потребление и вследствие этого не поняла прогрессивной роли капитализма. В то время как Рикардо рассматривал капитализм как естественный и совершенный строй, Сисмонди открыто выступил с критикой капитализма. «Если в лице Рикардо, — пишет Маркс, - политическая экономия беспощадно делает свои конечные выводы и этим завершается, то Сисмонди дополняет этот итог, представляя на себе самом ее сомнения». 
В центре внимания английских классиков всегда была меновая стоимость, тогда как во Франции на первом плане была потребительная стоимость.

Информация о работе Сравнительный анализ английской, французской и российской экономических школ