Становление и развитие рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка своей специфичностью. В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
С точки зрения товарного хозяйства рынок ценных бумаг подобен рынку любого другого товара, т.к. ценная бумага – это тоже товар, который обращается на рынке, и отражает имущественные отношения. Ценная бумага - это и титул собственности, и долговое обязательство, это право на получение дохода и обязательство этот доход выплачивать.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие рынка ценных бумаг, его субъекты и объекты
1.1 Основные понятия рынка ценных бумаг и его значение 4
1.2 Цели, задачи и функции рынка ценных бумаг 7
1.3 Субъекты рынка ценных бумаг 9
1.4 Объекты рынка ценных бумаг и их классификация 10
Глава 2. Основные этапы развития рынка ценных бумаг.
2.1 Появление фондового рынка (1990-1992г.) 14
2.2 Эпоха приватизации (1993-1994г.) 16
2.3 Эпоха акций и облигаций (1995-1998г.) 17
2.4 Посткризисный период (1998г.) 20
2.5 Период бурного развития (2000-2007г.) 21
2.6 Мировой финансовый кризис 2008г. и посткризисный период 22
Глава 3. Особенности и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
3.1. Современное состояние российского рынка на примере государственных ценных бумаг 25
3.2 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России 28
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 35

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)


* До 1998 г. – трлн. рублей.

 

Быстрое нарастание внутреннего государственного долга происходило, прежде всего, за счет заимствований на рынке государственных ценных бумаг, которые осуществлялись по сверхвысоким ценам и на короткий срок.

Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссии, т.к. только на этом пути становится возможным снижение инфляционных процессов в российской экономике.

Основными держателями государственных ценных бумаг в России, остается банковский сектор. Высокая надежность государственных ценных бумаг является привлекательным фактором при формировании инвестиционного портфеля банков.

Наряду с ценными бумагами, эмитированными Правительством РФ, на фондовом рынке обращаются субфедеральные и муниципальные облигации. Появление облигаций субъектов РФ было связано со стремлением преодолеть негативные последствия для российской экономики, которые имели место вследствие неплатежей государственных предприятий и региональных администраций. В настоящее время к облигационным займам прибегают в основном для покрытия бюджетного дефицита или для выполнения конкретных целевых программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России

 

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования РЦБ. В данном аспекте можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению курса ценных бумаг. Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же, как отмечалось выше, большую часть современного РЦБ составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

В России большая  часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.

3. Улучшение качественных характеристик рынка:

- наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;

- пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на  российском рынке никак не меньше 40%. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо: 1) создание  государственной долгосрочной концепции  и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг); У правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг - это фактически обязательный атрибут полноценно функционирующего государства. 2) формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;

В настоящее  время большую часть рынка  ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д. Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к РЦБ, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы этими делами, в России нет. 3) формирование  сильной Комиссии по ценным  бумагам и фондовому рынку,  которая сможет объединить ресурсы  государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг; 4) ускоренное  создание жесткой регулятивной  инфраструктуры рынка и ее  правовой базы для ограничения  рисков инвесторов; 5) создание  системы отчетности и публикации  макро- и микроэкономической информации  о состоянии рынка ценных бумаг;

Также, нет  единой системы выставления отчетов  по рынку ценных бумаг.

Этим занимаются или интернет - сайты, или журналы,  но ни первые, ни последние не охватывают всю ширь поставленных вопросов. Так например, в интернет можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень мало аналитики. 6) формирование  активно действующей системы  контроля за небанковскими инвестиционными  институтами; 7) государственная поддержка образования в области фондового рынка; 8) преодоление  опережающего развития рынка  государственных ценных бумаг,  которое переключает большую  часть денежных ресурсов на  обслуживание непроизводительных  расходов государства, сокращая поступление средств в производство. Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя ресурсы, мешая развиваться производству. Эту проблему тоже необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и переносе капитала на производственный сектор.

5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.

6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.

7. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как отмечалось выше, в России нет обще принятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги,  к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна будет руководствоваться скорее всего принципами стран Запада, вероятнее всего США.

8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:

а) создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;

б) передачи части прав по регулированию рынка регионам;

в) введение представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;

г) государственной поддержки саморегулируемых организаций;

д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка.

Основными перспективами развития современного РЦБ на нынешнем этапе являются:

 

 Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к РЦБ. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличения их собственных капиталов(концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры РЦБ (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время РЦБ притягивает все большие капиталы общества.

 

 Интернационализация РЦБ означает, что национальный капитал переходя границы стран, формирует мировой РЦБ, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. РЦБ принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

 

 Надежность РЦБ и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усилением государственного контроля за ним. Масштабы и значение РЦБ таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к РЦБ, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка, поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка – государством.

 

 Компьютеризация РЦБ – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой деятельности за последнее время. Без компьютеризации РЦБ в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рынка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на РЦБ.

 

 Нововведения на РЦБ. К ним относятся: - Новые инструменты РЦБ, которыми являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

 

- Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

 

- Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

 

 Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

 

 Развитие РЦБ вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, РЦБ оттягивает на себя капиталы , но с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию. Несмотря на то, что рынок ценных бумаг в России имеет ряд проблем в своем развитии, он имеет гораздо больший набор перспектив для дальнейшего развития в ногу с НТП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Переход российской экономики к рынку потребовал возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. В свою очередь встала необходимость четкого правового оформления ценных бумаг. В сфере правового регулирования отношений связанных с обращением ценных бумаг на современном этапе нормы Гражданского Кодекса РФ играют основополагающую роль, что немаловажно для обеспечения устойчивости и стабильности таких отношений в целом.

Общепризнанными источниками финансирования экономики является государственный бюджет, субсидии, прибыль хозяйствующих субъектов. В условиях современной России государственный бюджет не имеет достаточной финансовой жесткости. Его исполнение зависит от большого числа факторов, от социально – политической ситуации в стране и мире. Возможности бюджетного финансирования развития национального хозяйства весьма ограничены. Кроме того, не все российские предприятия имеют прибыль. А если она есть, то основные направления ее использования – погашение задолженности по заработной плате, расчеты с партнерами, пополнение оборотных средств, создание резервов и погашение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Информация о работе Становление и развитие рынка ценных бумаг в России