Становление экономики и её предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:35, реферат

Описание

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Предмет экономики…………………………………………………….4
2. Возникновение экономической науки………………………………...5
3. Этапы становления и развития…………………………………………8
3.1 Меркантилизм и физиократизм……………………………………8
3.2 Классическая политэкономия………………………………….…11
3.3 Неоклассическая политэкономия. Марксизм…………...……….13
3.4 Маржинализм…………………...………………………….……...15
3.5 Кейнсианство, неокейнсианство………………………………….16
3.6 Институционализм………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

Реферат Экономика становление и предмет.docx

— 43.85 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

    1. Предмет экономики…………………………………………………….4
    2. Возникновение экономической науки………………………………...5

3. Этапы становления и  развития…………………………………………8

3.1 Меркантилизм и физиократизм……………………………………8

3.2 Классическая политэкономия………………………………….…11

3.3 Неоклассическая политэкономия.  Марксизм…………...……….13

3.4 Маржинализм…………………...………………………….……...15

3.5 Кейнсианство, неокейнсианство………………………………….16

3.6 Институционализм………………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере  формируется экономический потенциал  общества, производятся различные блага  для удовлетворения физиологических  и духовных потребностей людей.

Английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.

Для многих поколений советских  людей основным источником экономических  знаний была политическая экономия, состоящая  из двух разделов: капитализма и  социализма. Случилось так, что экономическая  теория была подменена традиционными  догмами, схоластическими представлениями  и декларативными положениями. Отвергались  все достижения современной экономической  мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.

Сегодня интерес образованных людей к экономике, как науке  все более возрастает. Объясняется  это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и  особенно в России. Выпускники высших учебных заведений в современных  условиях должны уметь разбираться  в широком круге экономических  вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественного  развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание.

Поэтому изучение возникновения и развития экономики, как науки очень важно на современном этапе развития общества.

1. Предмет экономики

 

Представления о предмет  экономической теории менялись в  ходе углубления знаний о хозяйственной  деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время  считалось, что предметом этой науки  являются причины роста материального  благополучия людей.

В дальнейшем представления о предмете экономики, как науки все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Действительно, все мы живем  в мире ограниченных возможностей и  редких ресурсов. Ограничено количество пригодных для производства сельскохозяйственной продукции земель,  доступных  для извлечения и использования  полезных ископаемых, запасов сырья, материалов и энергии.

Категория редкости ресурсов в экономической науке понимается  как их недостаточность для достижения огромного множества различных  целей, которые ставят перед собой  люди. При этом предполагается, что  потребности людей, лежащие в  основе их целей, в принципе безграничны. Наличие безграничных потребностей в условиях ограниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило  перед людьми проблему выбора способов и путей альтернативного использования  редких ресурсов в соответствии со степенью важности тех целей, которые  они перед собой ставят.

Итак, экономическая теория изучает деятельность (поведение) людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

 

2. Возникновение экономической науки

 

Экономическая наука отражает те же этапы развития, что и экономическая  реальность, то есть можно выделить предысторию экономической науки, этап становления, развития и совершенствования.

К предыстории науки следует  отнести различные взгляды древних  мыслителей, теологов, философов, политических деятелей. Ценные экономические идеи можно также найти в различных  «ересях», «домостроях», политических контрактах между государствами. 
Древнейшими зачатками экономической мысли считаются дошедшие до нас письменные источники Древнего Египта, Месопотамии, Древних Индии, Китая и Греции. Когда основным было натуральное хозяйство, дорыночная экономика анализировалась философами и религиозными деятелями, доказывавшими преимущества натурального хозяйства, осуждавшими спекулятивные торгово-ростовщические сделки как безнравственные и считавшими рабство нормальным и вечным явлением.

Ксенофонт, Платон и Аристотель анализировали проблемы разделения труда, обмена, стоимости и цены, денежного обращения, богатства  и гармоничного «идеального» общества.

Значительного развития экономическая  мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями  в этой области являлись известные  древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические  и политические условия в Древней  Греции повлияли на развитие взглядов этих мыслителей.

Природные условия в  Древней Греции отличаются от природных  условий древневосточных стран  тем, что здесь для нормального  занятия земледелием нет необходимости  строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные  условия для развития частной  собственности на землю, на земельный  участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские  хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.

Рабовладельческий строй представляет первую классовою антагонистическую общественно-экономическую формацию.

Социальная структура  полисов предполагала существование  трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и  рабов самых разных категорий.

Владение земельным  участком рассматривалось как полноценная  гарантия выполнения гражданином своих  обязанностей перед полисом, перед  всем гражданским коллективом.

В Китае первое рабовладельческое  государство возникло в 2 тыс. до н.э. Коллективный трактат «Гуань-Цзы» относится  к периоду дальнейшего развития рабства, ремесла, торговли. Труд провозглашается  в нем источником могущества государства, и выдвигается важная идея об эквивалентности  обмена «Гуань-Цзы» содержит вывод  в том, что народ создает доход  для знатных и прибыль для  торговцев.

Важнейшим памятником Древней  Индии является «Артшастра», создал которую Каутилье Вишнугупте. Её цель укрепить рабовладельческое государство. «Артшастра призывает развивать  производственные силы, регулировать цены на товары и соблюдать активный баланс государственного бюджета.

Основателями экономической  мысли Древнего Рима были Катан Старший (234–149 г. до н.э.). одним из трудов Катана стала книга «Земледелие»; Граххи Тиберий и Гай; Варрон (116–27 г. до н.э.), Колумелла (1 век до н.э.).

В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н.э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

Экономические взгляды  Платона и Аристотеля формировались  в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между  рабами и рабовладельцами, что, несомненно, сильно отражалось в их трудах.

Экономическая мысль древнего мира характеризуется защитой господствовавшего  натурального рабовладельческого хозяйства. С этой позиции рассматривались  товарно-денежные отношения, в связи  с чем выдвигалась идея эквивалентного обмена вещей, по их стоимости. Однако, последняя не рассматривалась ещё  как закон цен.

Деньги рассматриваются  как абсолютная форма богатства (при этом частное и национальное богатство не различается). Предметом  исследования выступает почти исключительно  сфера обращения. Накопление богатства (в денежной форме) происходит в форме  прибыли от внешней торговли или  же непосредственно в ходе добычи благородных металлов.

В экономических учениях  феодального общества присущий ему  способ рассматривается как естественный. По мере его развития усиливается  интерес к проблемам товарно-денежных отношений, а разложение феодализма – возникновением буржуазной политической экономии.

 

 

 

3. Этапы становления и развития

3.1 Меркантилизм и физиократизм.

 

Как наука экономика возникла в XVI–XVIII веках. Это – период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (от англ. merchant – денежный).

Сущность их учения –  в специфическом определении  источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально – только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса.

В рамках эпохи меркантилизма  различают ранний и поздний меркантилизм. Различие этих двух эпох состоит в том, какими методами страна обогащалась благородными металлами.

Представители раннего меркантилизма делают ставку на административные методы по удержанию благородных металлов в стране. Например, иностранным купцам под страхом суровых наказаний запрещалось вывозить из страны золото и серебро. Деньги же, вырученные от продажи товаров предписывалось тратить на территории данной страны. Конечно, это препятствовало развитию внешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике позднего меркантилизма, которая предполагала увеличение количества в стране золота и серебра с помощью не административных, а экономических методов, т.е. всех методов, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е. превышению экспорта товаров над их импортом, ибо положительная разница в виде драгоценных металлов останется внутри страны.

Таким образом, составляющая позднего меркантилизма – политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.

Антуан Монкретьен (1575–1621 гг.), известный меркантилист, ввел в научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактат по политической экономии» в 1615 г. Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.

Таким образом, основными  идеями меркантилистов являются:

  • Главный объект анализа – торговля и денежные отношения как наиболее развитые в то время экономические формы.
  • Меркантилисты устанавливают понятие «торговый баланс», подчеркивают, что главным источником богатства страны является внешняя торговля.
  • В качестве полноценных денег признаются лишь благородные металлы. Однако Джон Локк в тот период первым выдвигает идею бумажных денег, которая закладывается в основу банковской системы Франции.

Этап становления экономической  науки включает в себя и учение физиократов: Ф. Кенэ, А. Тюрго («физио» – земля, «кратос» – власть). Эта школа возникла во Франции в середине XVIII века. Ее основателем был придворный медик Франсуа Кенэ. Физиократов считают предтечей появления классической школы. Одной из основных заслуг этой школы является то, что в отличие от меркантилистов, они считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в сельском хозяйстве. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Для того времени это были очень прогрессивные взгляды.

Физиократы выступали  с решительной критикой меркантилизма. В противоположность меркантилистам, сосредоточившим свое внимание на анализе  явлений в сфере обращения, к  анализу производства. Они исследовали  вопрос о происхождении прибавочного продукта в сфере производства. В  этом состоит главная научная  заслуга физиократов.

Кенэ выдвинул учение об эквивалентности обмена. Он доказал, что «обмен или торговля не порождают  богатств, совершение обмена, ничего, стало  быть не производит [4] и объяснил это  тем, что в сфере обмена, в условиях свободной конкуренции происходит обмен равновеликих стоимостей, которыми товары обладают ещё до того, как поступают на рынок. Отсюда следовало, в обмене богатство не создается и прибыль не возникает.

Информация о работе Становление экономики и её предмет