Становление рыночной экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание

Экономика СССР, которая существовала до перестройки, была создана еще при И.В. Сталине, и претерпела лишь незначительные изменения в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку и годовые планы были основными механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы. В соответствии с экономической политикой, Государственный комитет по планированию - Госплан формулировал производственные планы на заранее определенные периоды.

Работа состоит из  1 файл

МОЙ КУРСАЧ.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

Экономика СССР, которая существовала до перестройки, была создана еще при И.В. Сталине, и претерпела лишь незначительные изменения  в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку  и годовые планы были основными  механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы. В соответствии с экономической политикой, Государственный комитет по планированию - Госплан формулировал производственные планы на заранее определенные периоды. Региональные комитеты затем делали конкретные планы по выпуску определенного количества единиц продукции для каждого государственного предприятия и по сельско-хозяственной продукции для каждого колхоза или совхоза. Централизованная плановая система базировалась на предположении если по каждому виду продукции будет выполнен или перевыполнен план, то спрос и предложение будут сбалансированы.

Прибыль, рыночные отношения спроса и предложения  рассматривались как пережитки  капитализма, которые со временем должны себя изжить и исчезнуть. Цены на продукцию устанавливались административным путем, причем искусственно занижались цены на продукцию именно тяжелой промышленности для стимулирования спроса на нее. 
Роль правительства заключалась в том, чтобы обеспечивать выполнение этих планов. Ответственность за выполнение планов шла от самых высших чинов до простых работников. На государственном уровне, около семидесяти министерств и государственных комитетов, отвечали за свои отрасли экономики, контролировали экономическую активность в им подчиненных секторах. Региональные комитеты отчитывались перед государственными за выполнение планов в им подчиненных регионах. 
Планы устанавливались как на добычу полезных ископаемых, так и на производство конечных товаров и услуг для потребления. Теоретически, но не практически, централизованная плановая система обеспечивала баланс выпуска продукции между секторами экономики. При плановой экономике государство выполняло распределяющую функцию, которую выполняют цены при рыночных отношениях. В Советском союзе цены фактически нужны были только для обеспечения учета. Правительство устанавливало цены на все продукты, базируясь на роли каждого такого продукта в экономике и, реже, исходя из себестоимости производства, но никак не на основе экономических критериев (спроса и предложения). Такая система приводила к появлению аномалий. Так, например, цены на хлеб были значительно ниже себестоимости его производства, а промышленность обеспечивалась сырьем и топливом по ценам ниже рыночных. 
Плановая система позволила советским лидерам эффективно перераспределять ресурсы во время кризисов, а также быстро восстановить экономику СССР после второй мировой войны. Быстрое восстановление экономики после войны, а также преимущественное развитие оборонной промышленности в последующие годы сделали Советский союз супердержавой.
 

Предпосылки 

Осенью 1991-го года положение в экономике СССР ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский  рынок практически не существовал. Прилавки магазинах в городах  были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 года правительство закупило менее 20% урожая. Дефицит бюджета составлял 20% ВВП и практически вышел из под контроля. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991г. страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и  достигли небывало низкого уровня – всего 289,6 т, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали  большие проблемы с энерго- и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива. 

2 варианта действий 

Экстремально  тяжелое состояние экономики  СССР требовало чрезвычайно быстрых  и решительных мер. Перед Российским правительством во главе с президентом  Ельциным, когда оно взяло на себя ответственность за судьбу страны, открывались два варианта дальнейших действий.

В соответствии с первым вариантом необходимо было стабилизировать экономическую  обстановку при помощи традиционных советских методов – ужесточения  снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного повышения, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров.

Второй вариант  предполагал быстрое проведение рыночных реформ в сочетании с  некоторыми мерами, направленными на стабилизацию ситуации, - ограничением бюджетного дефицита, рестриктивной денежной политикой и т.п. Институциональные реформы должны были бы проводиться одновременно с мероприятиями по макроэкономической стабилизации.

     Первый  вариант был более понятен  руководителям всех уровней и  народу, воспитанному в полном доверии к государству и ожидавшему от него быстрейшего преодоления хозяйственных трудностей. Однако для реализации этого варианта требовались политические и организационные механизмы, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Но государственные институты были ослаблены, а вертикаль власти практически распалась.

     Второй  вариант был малопонятен и  населению, и хозйяственным руководителям. Ясно было лишь, что он связан с болезненными шагами. Экономика страны должна была очень быстро перейти в совершенно новую ситуацию.

     После некоторого колебания президент  Ельцин сделал выбор в пользу второго  варианта, и в ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство, состоявшее в  основном из молодых ученых-экономистов. Первым вице-премьером, определившим экономическую стратегию, а также министром экономики и финансов стал Е.Т.Гайдар, вице-премьером по социальным вопросам был назначен А.Н.Шохин, председателем Комитета по управлению государственным имуществом – А.Б.Чубайс.

     Основными задачами правительства объявлялась макроэкономическая и финансовая стабилизация одновременно с переходом к рыночным отношениям и приватизацией государственной собственности во всех сферах экономики. В число стандартных мероприятий в подобной ситуации входили либерализация цен на основные товары и услуги, ужесточение кредитной, финансово-денежной политики, выход из товарного дефицита, отказ от множественности курсов рубля и постепенная стабилизация валютного курса, структурная перестройка и т.д.

     Уже тогда проявился первый конфликт между демократической формой принятия решений и потребностями быстро трансформирующейся экономики в оперативном управлении. В результате на том же Съезде народных депутатов осенью 1991 г. было принято постановление о предоставлении президенту дополнительных полномочий в области принятия решений, связанных с реализацией реформы.

     В октябре 1991г. на Съезде народных депутатов  РСФСР Б.Н.Ельцин официально известил о начале экономической реформы: с января 1992г. государство отказывается от контроля за ценами. Реформы были недостаточно подготовлены, но оттягивать их далее стало невозможно – государство обанкротилось и не могло, как прежде, снабжать население и предприятия товарами и кредитами по твердым ценам.

     В ноябре 1991г. выходит указ, заложивший основы последующей жесткой налоговой системы России: налог на прибыль был установлен в размере 40%, введен налог на добавленную стоимость в размере 28%.

     Тогда же был подписан указ о либерализации  внешнеэкономической деятельности в России, согласно которому экспортом и импортом было разрешено заниматься всем желающим. Был введен плавающий курс рубля и разрешена деятельность обменных пунктов. Выходит указ президента «О приватизации» - уже в 1992 году планировалось приватизировать от 50 до 70% предприятий в разных отраслях.

     В январе 1992 года либерализация цен  вступила в силу: государство перестало контролировать цены почти на все товары и услуги (за исключением энергоносителей, транспорта, хлеба, молока, водки, ряда тарифов). Тогда же Центробанк отменил ограничения на рост кредитных ставок. Устранение жесткого контроля за ценами со стороны государства в стане сразу же привело к небывалому росту абсолютно всех цен: к концу 1992 г. цены выросли примерно в 100-150 раз (при росте средней зарплаты в 10-15 раз).

     Динамика  изменения реального ВВП России за 1991-2009 гг. представлена на рисунке 1.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – динамика изменения ВВП России 

     Была  ликвидирована почти вся система  централизованного распределения  ресурсов, что вместе с либерализацией цен ударило по деятельности товарных бирж, их число стало резко сокращаться.

     После либерализации цен усилился кризис неплатежей: и слабые, и сильные предприятия, лишившись оборотных средств, которые раньше беспрепятственно поступали из Госбанка, были опутаны сложными взаиморасчетами с поставщиками и потребителями, что создавало для них дополнительные трудности в процессе адаптации к рыночным отношениям.

     В августе 1992г. началась массовая ваучерная  приватизация, передавшая большинство  предприятий в частные руки и разгрузившая бюджет.

     В результате летнего ослабления жесткой  кредитно-денежной политики ускорился  рост цен (средне-месячный уровень инфляции достиг 21%) и произошло обвальное  падение курса рубля.

     К концу 1992 г. в стране шла острая борьба между двумя ярко выраженными группами интересов по вопросу инфляции. Сторонники инфляции выступали за продолжение мощного государственного финансирования народного хозяйства через кредитную и бюджетную систему. Сторонники антиинфляционного варианта – представители бизнеса, сумевшие приспособиться к рынку, - были заинтересованы в макроэкономической стабильности. Борьба между этими группировками в первой половине 1993 г. привела к неустойчивому экономическому положению, что выразилось в колебании уровня инфляции от 12 до 35% в месяц.

     На  смену явной денежной эмиссии  пришла политика «мягкого инфляционизма», суть которой состояла в выборочной поддержке национальных предпринимателей. Государство стало фактически подавлять  конкуренцию во многих отраслях.

     К сентябрю 1993 г. противоречия между властями зашли в тупик и достигли критического состояния.  Законодательная власть стала олицетворять все консервативные силы в обществе, препятствующие реформам. 

       В результате президент Ельцин 21 сентября 1993г. издал указ о  роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Был ликвидирован принятый Верховным Советом федеральный бюджет.

     В течение ноября была проведена почти  полная либерализация сельскохозяйственного  сектора, включая цены на зерно. Президент  издал указ о частной собственности на землю.

     В 1993 г. выходит новая Конституция  РФ. 

     В 1994 г. ваучерная приватизация окончена. Провозглашается второй этап – денежная приватизация. Происходит принятие нового таможенного тарифа, сопровождающегося отменой экспортных квот, отказ от кредитования бюджетного дефицита. Основные институты рынка в стране к этому времени были созданы.

     В 1995 г. принята Комплексная программа  стимулирования отечественных и  иностранных инвестиций в экономику  России.

     Весной 1996 г. МВФ полностью признал российские реформы и в подтверждение этого принял решение о выделении России кредита по программе «расширенного доступа».Поступления этого кредита позволили стабилизировать финансовое состояние хозяйства и вызвали доверие западных инвесторов.

Особенности российского пути развития рыночной экономики

     Россия  начала переход на рыночные принципы, опираясь на единый народнохозяйственный комплекс национальной экономики, охватывавший всю территорию страны и опиравшийся  на соответствующую энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру. Не с чистого листа, а обладая громадным потенциалом, страна выставила себе рыночные ориентиры. Общество поддержало перемены и поверило в то, что рыночная мотивация приведёт к росту эффективности экономики и повышению уже достигнутого на тот момент уровня жизни населения.

     Россия  – единственная в мире страна, обладающая самой большой территорией, которая  покрывает десяток часовых поясов и имеет практически все природные  зоны. Вовлечение всей территории в  экономический оборот было одним из результатов советского периода развития. Для страны характерен также многонациональный состав населения, этнические группы которого проживают, как правило, на исторически закреплённой за ними территории. В условиях рыночного развития сохранение единства страны невозможно без обеспечения единого рыночного пространства на всей территории России. А это невозможно достичь без учёта территориального, национально-культурного, социально-исторического и других факторов. Снять такие противоречия возможно путём гармонизации общенациональных, общегосударственных и частных интересов, что особенно актуально для российских условий.

Информация о работе Становление рыночной экономики в России