Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:59, курсовая работа
Экономика СССР, которая существовала до перестройки, была создана еще при И.В. Сталине, и претерпела лишь незначительные изменения в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку и годовые планы были основными механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы. В соответствии с экономической политикой, Государственный комитет по планированию - Госплан формулировал производственные планы на заранее определенные периоды.
Экономика СССР, которая существовала до перестройки, была создана еще при И.В. Сталине, и претерпела лишь незначительные изменения в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку и годовые планы были основными механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы. В соответствии с экономической политикой, Государственный комитет по планированию - Госплан формулировал производственные планы на заранее определенные периоды. Региональные комитеты затем делали конкретные планы по выпуску определенного количества единиц продукции для каждого государственного предприятия и по сельско-хозяственной продукции для каждого колхоза или совхоза. Централизованная плановая система базировалась на предположении если по каждому виду продукции будет выполнен или перевыполнен план, то спрос и предложение будут сбалансированы.
Прибыль, рыночные
отношения спроса и предложения
рассматривались как пережитки
капитализма, которые со временем должны
себя изжить и исчезнуть. Цены на продукцию
устанавливались административным путем,
причем искусственно занижались цены
на продукцию именно тяжелой промышленности
для стимулирования спроса на нее.
Роль правительства заключалась в том,
чтобы обеспечивать выполнение этих планов.
Ответственность за выполнение планов
шла от самых высших чинов до простых работников.
На государственном уровне, около семидесяти
министерств и государственных комитетов,
отвечали за свои отрасли экономики, контролировали
экономическую активность в им подчиненных
секторах. Региональные комитеты отчитывались
перед государственными за выполнение
планов в им подчиненных регионах.
Планы устанавливались как на добычу полезных
ископаемых, так и на производство конечных
товаров и услуг для потребления. Теоретически,
но не практически, централизованная плановая
система обеспечивала баланс выпуска
продукции между секторами экономики.
При плановой экономике государство выполняло
распределяющую функцию, которую выполняют
цены при рыночных отношениях. В Советском
союзе цены фактически нужны были только
для обеспечения учета. Правительство
устанавливало цены на все продукты, базируясь
на роли каждого такого продукта в экономике
и, реже, исходя из себестоимости производства,
но никак не на основе экономических критериев
(спроса и предложения). Такая система
приводила к появлению аномалий. Так, например,
цены на хлеб были значительно ниже себестоимости
его производства, а промышленность обеспечивалась
сырьем и топливом по ценам ниже рыночных.
Плановая система позволила советским
лидерам эффективно перераспределять
ресурсы во время кризисов, а также быстро
восстановить экономику СССР после второй
мировой войны. Быстрое восстановление
экономики после войны, а также преимущественное
развитие оборонной промышленности в
последующие годы сделали Советский союз
супердержавой.
Предпосылки
Осенью 1991-го года
положение в экономике СССР ухудшалось
буквально на глазах и приближалось
к катастрофическому. Потребительский
рынок практически не существовал.
Прилавки магазинах в городах
были пустыми, торговля проводилась по
талонам и карточкам, которые повсеместно
не обеспечивались ресурсами. Причем реальная
угроза голода в крупных городах возникла
не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия
в стране. Сельскохозяйственным предприятиям
было невыгодно продавать государству
урожай по официальным ценам и они выжидали
роста закупочных цен. А поскольку цены
на «черном» рынке были в несколько раз
выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой
за рубеж. Так, к ноябрю 1991 года правительство
закупило менее 20% урожая. Дефицит бюджета
составлял 20% ВВП и практически вышел из
под контроля. Иностранные кредиты были
полностью исчерпаны, и зарубежные банки
не хотели больше предоставлять их, поскольку
в декабре 1991г. страна не могла выплатить
по ним проценты. Золотовалютные резервы
были исчерпаны и достигли небывало
низкого уровня – всего 289,6 т, что было
несопоставимо с неотложными финансовыми
обязательствами и потребностями страны.
В преддверии зимы города испытывали
большие проблемы с энерго- и теплоснабжением
из-за неритмичных поставок топлива.
2 варианта действий
Экстремально тяжелое состояние экономики СССР требовало чрезвычайно быстрых и решительных мер. Перед Российским правительством во главе с президентом Ельциным, когда оно взяло на себя ответственность за судьбу страны, открывались два варианта дальнейших действий.
В соответствии
с первым вариантом необходимо было
стабилизировать экономическую
обстановку при помощи традиционных
советских методов –
Второй вариант предполагал быстрое проведение рыночных реформ в сочетании с некоторыми мерами, направленными на стабилизацию ситуации, - ограничением бюджетного дефицита, рестриктивной денежной политикой и т.п. Институциональные реформы должны были бы проводиться одновременно с мероприятиями по макроэкономической стабилизации.
Первый вариант был более понятен руководителям всех уровней и народу, воспитанному в полном доверии к государству и ожидавшему от него быстрейшего преодоления хозяйственных трудностей. Однако для реализации этого варианта требовались политические и организационные механизмы, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Но государственные институты были ослаблены, а вертикаль власти практически распалась.
Второй вариант был малопонятен и населению, и хозйяственным руководителям. Ясно было лишь, что он связан с болезненными шагами. Экономика страны должна была очень быстро перейти в совершенно новую ситуацию.
После некоторого колебания президент Ельцин сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство, состоявшее в основном из молодых ученых-экономистов. Первым вице-премьером, определившим экономическую стратегию, а также министром экономики и финансов стал Е.Т.Гайдар, вице-премьером по социальным вопросам был назначен А.Н.Шохин, председателем Комитета по управлению государственным имуществом – А.Б.Чубайс.
Основными задачами правительства объявлялась макроэкономическая и финансовая стабилизация одновременно с переходом к рыночным отношениям и приватизацией государственной собственности во всех сферах экономики. В число стандартных мероприятий в подобной ситуации входили либерализация цен на основные товары и услуги, ужесточение кредитной, финансово-денежной политики, выход из товарного дефицита, отказ от множественности курсов рубля и постепенная стабилизация валютного курса, структурная перестройка и т.д.
Уже тогда проявился первый конфликт между демократической формой принятия решений и потребностями быстро трансформирующейся экономики в оперативном управлении. В результате на том же Съезде народных депутатов осенью 1991 г. было принято постановление о предоставлении президенту дополнительных полномочий в области принятия решений, связанных с реализацией реформы.
В октябре 1991г. на Съезде народных депутатов РСФСР Б.Н.Ельцин официально известил о начале экономической реформы: с января 1992г. государство отказывается от контроля за ценами. Реформы были недостаточно подготовлены, но оттягивать их далее стало невозможно – государство обанкротилось и не могло, как прежде, снабжать население и предприятия товарами и кредитами по твердым ценам.
В ноябре 1991г. выходит указ, заложивший основы последующей жесткой налоговой системы России: налог на прибыль был установлен в размере 40%, введен налог на добавленную стоимость в размере 28%.
Тогда
же был подписан указ о либерализации
внешнеэкономической
В январе 1992 года либерализация цен вступила в силу: государство перестало контролировать цены почти на все товары и услуги (за исключением энергоносителей, транспорта, хлеба, молока, водки, ряда тарифов). Тогда же Центробанк отменил ограничения на рост кредитных ставок. Устранение жесткого контроля за ценами со стороны государства в стане сразу же привело к небывалому росту абсолютно всех цен: к концу 1992 г. цены выросли примерно в 100-150 раз (при росте средней зарплаты в 10-15 раз).
Динамика изменения реального ВВП России за 1991-2009 гг. представлена на рисунке 1.
Рисунок
1 – динамика изменения ВВП России
Была
ликвидирована почти вся
После либерализации цен усилился кризис неплатежей: и слабые, и сильные предприятия, лишившись оборотных средств, которые раньше беспрепятственно поступали из Госбанка, были опутаны сложными взаиморасчетами с поставщиками и потребителями, что создавало для них дополнительные трудности в процессе адаптации к рыночным отношениям.
В августе 1992г. началась массовая ваучерная приватизация, передавшая большинство предприятий в частные руки и разгрузившая бюджет.
В результате летнего ослабления жесткой кредитно-денежной политики ускорился рост цен (средне-месячный уровень инфляции достиг 21%) и произошло обвальное падение курса рубля.
К концу 1992 г. в стране шла острая борьба между двумя ярко выраженными группами интересов по вопросу инфляции. Сторонники инфляции выступали за продолжение мощного государственного финансирования народного хозяйства через кредитную и бюджетную систему. Сторонники антиинфляционного варианта – представители бизнеса, сумевшие приспособиться к рынку, - были заинтересованы в макроэкономической стабильности. Борьба между этими группировками в первой половине 1993 г. привела к неустойчивому экономическому положению, что выразилось в колебании уровня инфляции от 12 до 35% в месяц.
На смену явной денежной эмиссии пришла политика «мягкого инфляционизма», суть которой состояла в выборочной поддержке национальных предпринимателей. Государство стало фактически подавлять конкуренцию во многих отраслях.
К сентябрю 1993 г. противоречия между властями зашли в тупик и достигли критического состояния. Законодательная власть стала олицетворять все консервативные силы в обществе, препятствующие реформам.
В результате президент Ельцин 21 сентября 1993г. издал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Был ликвидирован принятый Верховным Советом федеральный бюджет.
В
течение ноября была проведена почти
полная либерализация
В 1993 г. выходит новая Конституция РФ.
В 1994 г. ваучерная приватизация окончена. Провозглашается второй этап – денежная приватизация. Происходит принятие нового таможенного тарифа, сопровождающегося отменой экспортных квот, отказ от кредитования бюджетного дефицита. Основные институты рынка в стране к этому времени были созданы.
В 1995 г. принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России.
Весной 1996 г. МВФ полностью признал российские реформы и в подтверждение этого принял решение о выделении России кредита по программе «расширенного доступа».Поступления этого кредита позволили стабилизировать финансовое состояние хозяйства и вызвали доверие западных инвесторов.
Россия
начала переход на рыночные принципы,
опираясь на единый народнохозяйственный
комплекс национальной экономики, охватывавший
всю территорию страны и опиравшийся
на соответствующую
Россия
– единственная в мире страна, обладающая
самой большой территорией, которая
покрывает десяток часовых