Становление рыночной экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание

Экономика СССР, которая существовала до перестройки, была создана еще при И.В. Сталине, и претерпела лишь незначительные изменения в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку и годовые планы были основными механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы. В соответствии с экономической политикой, Государственный комитет по планированию - Госплан формулировал производственные планы на заранее определенные периоды.

Работа состоит из  1 файл

МОЙ КУРСАЧ.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

     Резкий переход на ориентацию только на частные интересы неизбежно приводит (о чём свидетельствует опыт российского переходного периода) к формированию угрозы целостности страны, созданию основ для противоречий между 89 российскими регионами.  

     Кроме того, само геополитическое положение России, по существу выступающей связующим звеном между  Востоком и Западом, Севером и Югом, даёт несомненные преимущества стране в её рыночном развитии.

Однако структура экономики и хозяйствующих субъектов допереходной России носили смешанный характер, несмотря на тотальное господство государственной собственности. Поэтому с самого начала рыночное строительство могло разворачиваться как построение не чисто рыночной модели, а модели рыночной смешанной экономики.

Особую роль в механизме функционирования российской экономики до 1991 г. играла административно-партийная система. Поэтому когда не стало партийного принуждения, в общественных отношениях возникла пустота, которая долгое время держала экономику в стопоре, ибо важнейшие черты ответственности бизнеса и государства перед обществом, обычные для нормальных демократических условий, на время оказались отодвинутыми из практики российских рыночных преобразований. И в этом также проявилась особенность российского пути к рыночной экономике.

Ценовая политика

     Под инфляцией понимается процесс обесценивания  или снижения покупательной способности  денег. Различают два вида инфляции – открытую и скрытую. Открытая, или ценовая инфляция проявляется в росте общего уровня цен. Скрытая, или подавленная возникает в условиях, когда государство в той или иной степени осуществляет административный контроль за  ценами, препятствуя их повышению, и проявляется в усилении дефицита.

     В механизме ценообразования административной системы в СССР цены устанавливались  и изменялись по решению государственных  органов.

     Либерализация цен привела к усилению неплатежей. Реальная денежная масса сократилась до 12-15% от ее долиберализационного объема. Начались невыплаты зарплаты, отсутствие сбыта.

     Либерализация цен поставила перед предприятиями  проблему самостоятельного формирования стратегии и тактики ценообразования.

     Появилась ценовая дискриминация. Существовало три уровня цен на одну и ту же продукцию. Самый низкий уровень цен предприятия держали для узкого круга своих традиционных потребителей. Цены для новых партнеров - государственных предприятий устанавливались выше в 2-2,5 раза. Самые высокие цены выставлялись для новых негосударственных структур.

     Динамика  цен на потребительском рынке: сначала резкий скачок до состояния гиперинфляции (в результате либерализации цен), затем постепенное затухание. Это обусловлено состоянием оптовых рынков и динамикой доходов.

     Другой  фактор, определявший динамику потребительских  цен, - это спрос. Недостаточно жесткая  эмиссионная политика очень быстро вызвала ускорение инфляции на потребительском  рынке. Ужесточение же денежной политики и сдерживание роста заработной платы постепенно снижали ее.

     Положение с ценами принципиально изменилось после августа 1998 г. Значительное количество средств, замороженных в финансовой системе, привели к общему снижению покупательной способности населения. Вместе с сокращением бюджетного дефицита в результате подорожания нефти на внешнем рынке и умеренной эмиссии это позволило в 1999 г. сократить инфляцию до уровня 36,5%.

     Динамика  показателей инфляции за последние 18 лет представлена в таблице

     Таблица – Индекс потребительских цен

Год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Инфляция, % 160,4 2508,8 839,9 215,1 131,3 21,8 11,0 84,4 36,5 20,2
Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009  
Инфляция, % 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9 9,0 11,9 13,3 8,8  
 

     Положение предприятий в ходе экономической реформы

     Большинство предприятий страны оказались неготовыми к переходу работы в рыночных условиях, что привело к убыткам и  падению эффективности производства.

     Можно выделить следующие причины, способствующие возникновению проблем с выполнением предприятиями своих обязательств:

     - политическая и экономическая  нестабильность в стране;

     - разрушение единого экономического  пространства в рамках бывшего  СССР;

     - ранее сложившиеся структурные  перекосы в экономике страны  – в результате особенно тяжелое положение в базовых и высокотехнологичных отраслях;

     - отсутствие необходимых оборотных  средств, связанное с резким  ростом цен на потребляемую  продукцию;

     - отсутствие соответствующего условиям  переходного периода налогового  законодательства.

     В конце 1993 г. начался новый этап развития экономических отношений в рамках переходного периода.

     1) Началась структурная перестройка  экономики. При этом наблюдается  тенденция перехода общего кризиса  экономики в структурный кризис  производства в конкретных отраслях: машиностроение, оборонные предприятия, тяжелая промышленность, сельское хозяйство.

     2) Обострились проблемы неплатежей  между предприятиями. В результате  предприятия электроэнергетики,  нефтедобычи, транспорта, сельского  хозяйства, предприятия оборонных отраслей были вынуждены отпускать своим партнерам продукцию без гарантий ее оплаты.

     3) Государство попыталось решить  проблему платежной дисциплины  без осуществления дополнительной  денежной эмиссии, рыночными механизмами. 

     4) В процессе приватизации изменились организационно-правовая форма и собственник большинства бывших государственных предприятий. Началось формирование рынка ценных бумаг приватизируемых предприятий, начали создаваться условия для привлечения инвестиций.

     Промышленное  производство в целом прошло пик своего падения в 1993-1994 гг., после чего началось постепенное сокращение отрицательных приростов, а на рубеже 1998-1999 гг. пройден нулевой рубеж и с 1999 г. началось нарастание темпов роста промышленности. К концу 1990-х годов основные элементы хозяйственного механизма в сфере производства созданы: взаимоотношения предприятий между собой, государством, банковской и другими сферами рынка. Однако, есть определенные проблемы с недостаточным развитием малого бизнеса в России, которые до сих пор остаются одними из важнейших задач функционирования полноценного рынка.

     Расширение  самостоятельности подтолкнуло  предприятия к активной работе с  иностранными партнерами. По мере усиления спросовых ограничений внутри страны кризис сбыта стал толкать предприятия на внешние рынки. Но многие предприятия столкнулись с определенными трудностями, например, неконкурентоспособность отечественной продукции. 

     Приватизация

     Никакой рынок не может существовать без  развитого института частной  собственности. Вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из важных вопросов экономических реформ. Номенклатура, активная часть директората предприятий преподносили экономически малограмотному населению как равнозначные процессы приватизации и разгосударствления, создавая в целом безразличное и отрицательное отношение к ним.

     Приватизация  – это процесс продажи (передачи) частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий. Синоним этого – «денационализация». Приватизация является формальной (внеэкономической) предпосылкой для экономической реализации частной собственности в процессе перехода от плановой экономики к рыночной.

     Разгосударствление  – процесс модификации управленческой модели госпредприятия без отчуждения имущественных прав, полного или  частичного изменения юридического статуса.

     До  начала реформ все изменения форм собственности ограничивались арендой и различными формами хозрасчета. С декабря 1990 г. после принятия в России Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в промышленности начали создаваться первые акционерные общества, как правило, с преобладанием государственной собственности.

   С ноября 1991 г. начался этап форсированной  приватизации. В его основу был  положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:

  • повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
  • создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  • привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
  • содействие процессу финансовой стабилизации РФ;
  • создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.

   В РФ Программа  приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе  малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.

     Программа приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников.

     На  начало 1991 г. в стране насчитывалось  от 150 до 320 тыс. мелких (до 200 занятых), 22 тыс. средних (200-1000 занятых), 8700 крупных (1000-10000 занятых) предприятий, включая 2700 оборонных, и около ста предприятий-гигантов (свыше 1000 занятых). На начало 1993 г. в Госкомимуществе РФ было зарегистрировано около 205 тыс. госпредприятий на самостоятельном балансе, подлежащих приватизации. К середине 1995 г. были приватизированы только 120 тыс. предприятий, что составило 52,5% предприятий. Если добавить к ним предприятий, созданные вне приватизационного процесса, частный сектор составил к этому времени около двух третей народного хозяйства, создав экономическую базу необратимости реформ.

     Процессы  приватизации включали в себя не только переход в частную собственность  предприятий, но и приватизацию жилья. В июле 1991 г. был издан Акт «О приватизации жилья в России», в  соответствии с которым граждане и их семьи, живущие в государственных квартирах, могли по желанию приобрести по чисто символическим ценам законные права собственности, включая право продавать, отдавать в наем или завещать свои квартиры. Всего к началу 1995 г. в стране было приобретено в собственность почти 11 млн. квартир. Одновременно с этим в городах возник рынок жилья, что явилось несомненным признаком развития рыночной экономики.

     Кроме того, имела место приватизация земли. Противниками приватизации земли были руководителя колхозов, совхозов, чиновники агропромышленного комплекса, стремившиеся сохранить в своих руках функции управления сельским хозяйством. Приватизация земли усложнялась огромными масштабами аграрного сектора, высокой степенью монополизации снабженческо-сбытовых и перерабатывающих организаций АПК. На местах почти не существовала полноценная регистрация земельных площадей, отсутствовали земельные инспектора для ее проведения. В декабре 1991 г. правительство приняло постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую стандартную форму ассоциаций. Большая часть колхозов была преобразована в форму партнерства. К концу 1993 г. 95% колхозов и совхозов произвели необходимые преобразования. Вторым шагом в осуществлении земельной реформы было дальнейшее развитие семейных ферм, их переход от арендной формы к частному хозяйству.  Еще одним направлением стало развитие личных подсобных хозяйств. Произошла массовая приватизация земельных участков, тем самым увеличилось количество частных собственников земли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Становление рыночной экономики в России