Сущность государственной экономической политики, её связь с государственным регулированием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:40, доклад

Описание

Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы. Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………...5
Основные понятия государственной экономической
политики…………………………………………………………………………..5
1.2. Принципы экономической политики государства……………........................10
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕЭКОНОМИКИ…………………12
Объекты государственного регулирования экономики………………............12
2.2. Цели и средства государственного регулирования экономики……………..16

Работа состоит из  1 файл

гос.эконом.политика.docx

— 36.85 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

факультет экономики и менеджмента

кафедра экономики

 

 

 

Доклад

По дисциплине: «Государственная экономическая политика»

На тему: «Сущность государственной экономической  политики, её связь с государственным  регулированием»

 

 

 

                                                                         Выполнила: студентка IV курса, 47 группы

очной формы обучения, 5 лет,

специальность финансы и кредит

Копыткина Дарья Олеговна

Проверила:   к.э.н., доцент Сукманов Э. В.

Дата:

Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

Курск 2011

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………...5

    1. Основные понятия государственной экономической

 политики…………………………………………………………………………..5

1.2. Принципы экономической политики государства……………........................10

   2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕЭКОНОМИКИ…………………12

    1. Объекты государственного регулирования экономики………………............12

2.2. Цели и средства государственного регулирования экономики……………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный рынок невозможен без вмешательства  государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к  нарушению не только микро-, но и  макропропорций, а следовательно, к  финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и  процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы. Государственное регулирование  в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении. В системе  мер государственного регулирования  выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это  совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический  аспект - систематическое научное  исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К  научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей  научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя  из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука  рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования  и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего  общества.

В системе  экономических целей обеспечение  экономического роста считается  ведущей конкретной задачей. Ее решение  связывается с абсолютным и относительным  увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена  другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного  использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач  означает достижение в рамках национального  хозяйства относительного макроэкономического  равновесия и создает более благоприятные  условия для достижения внешнеэкономического равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

    1. Основные понятия государственной экономической политики

 

Государственное регулирование смешанной экономики  представляет собой систему типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической  системы к изменяющимся условиям.

По мере развития хозяйства возникали и  обострялись экономические и  социальные проблемы, которые не могли  быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения  воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные  кризисы, массовая безработица, нарушения  в денежном обращении, обострившаяся  конкуренция на мировых рынках требовали  государственной экономической  политики.

Теоретически  понятие государственной экономической  политики шире понятия государственного регулирования экономики, так как  первая может основываться и на принципе невмешательства государства в  хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.

 

Объективная возможность государственного регулирования  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в  действительность, заключается в  нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное  регулирование экономики.

В современных  условиях государственное регулирование  экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные  задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование  занятости, поощрение прогрессивных  сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических  и социальных проблем в той  или иной стране в конкретный период.

В своем  достижении экономика любой страны подчинена прежде всего объективным  историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основание утверждать, что путь ее задан, предопределен  свыше, проистекает из начертанной  судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим  лишь частично, во многом траектория движения не продиктована однозначно, а зависит  от устремлений и воли своих главных  действующих субъектов: государства, предприятий и граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в  разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями  обладает в этом смысле государство  в лице правительства в широком  смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти. Правительство  избирает путь, проводит определенную линию действий для реализации избранной  социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок  и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

Таким образом, экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.

Во многом экономическая политика государства  ситуационно обусловлена в том  смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической  обстановкой, ранее принятыми решениями  и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой  и мировой конъюнктурой – состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической  активности, тенденциями роста и  спада, спросом и предложением на товары и услуги.

Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные  процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет  или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой движения макроэкономических показателей роста, возникновение  экономического спада, уменьшение спроса и предложения, угасание предпринимательской  активности. Соответственно, следует выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).

В зависимости  от того, в какой фазе находится  национальная экономика, формируется  тот или иной тип экономической  политики правительства, государства. Чаще всего индикатором на который  реагирует конструктор государственной  экономической политики, является величина и динамика валовой внутренней продукции, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости  и безработицы. Экономическая политика тесно связана с государственной  внутренней и внешней политикой  и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая  политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной  политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние  на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.

Социальные  аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные  ассигнования, вынуждено учитывать  социальную реакцию разных слоев  населения в особенности ведущих  групп. Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие  на отдельные элементы планируемой  и проводимой в стране государственной  экономической политики.

Намечаемая  экономическая политика находит  самое яркое проявление в структуре  планируемого государственного бюджета, целевых государственных программах, государственных законах, параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся  в условиях государственного кредитования, ставках государственного налогового обложения и предоставляемых льготах, государственном воздействии на импорт и экспорт в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлено прежде всего нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменение позиций правительства либо сменой его состава.

Экономическая политика проводится государством посредством  использования находящего в его  распоряжении инструментария совокупности рычагов воздействия на экономические  процессы и агентов хозяйственной  деятельности. Она реализуется через  законы, президентские указы, правительственные  постановления и другие нормативные  акты, текущие оперативные постановления  и решения государственных органов.

Конкретными инструментами проведения государственной  экономической политики выступают  прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные  расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность государственных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми  для их осуществления мерами. Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты  экономической политики, такие как  общая масса и доступность  денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, нормы резервирования, другие централизованно  устанавливаемые нормативы).

Информация о работе Сущность государственной экономической политики, её связь с государственным регулированием