Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:40, доклад
Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы. Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную.
Введение……………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………...5
Основные понятия государственной экономической
политики…………………………………………………………………………..5
1.2. Принципы экономической политики государства……………........................10
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕЭКОНОМИКИ…………………12
Объекты государственного регулирования экономики………………............12
2.2. Цели и средства государственного регулирования экономики……………..16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
факультет экономики и менеджмента
кафедра экономики
Доклад
По дисциплине: «Государственная экономическая политика»
На тему:
«Сущность государственной
очной формы обучения, 5 лет,
специальность финансы и кредит
Копыткина Дарья Олеговна
Проверила: к.э.н., доцент Сукманов Э. В.
Дата:
Оценка:
Курск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………
политики………………………………………………………
1.2. Принципы
экономической политики государства……………..............
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕЭКОНОМИКИ…………………
2.2. Цели и средства государственного регулирования экономики……………..16
ВВЕДЕНИЕ
Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы. Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества.
В системе
экономических целей
Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия.
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Государственное
регулирование смешанной
По мере развития хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Теоретически
понятие государственной
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
В современных
условиях государственное регулирование
экономики является составной частью
воспроизводства. Оно решает различные
задачи: это, например, стимулирование
экономического роста, регулирование
занятости, поощрение прогрессивных
сдвигов в отраслевой и региональной
структуре, поддержка экспорта. Конкретные
направления, формы, масштабы государственного
регулирования экономики
В своем
достижении экономика любой страны
подчинена прежде всего объективным
историческим и экономическим
Таким образом, экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.
Во многом
экономическая политика государства
ситуационно обусловлена в том
смысле, что она непосредственным
образом диктуется
Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой движения макроэкономических показателей роста, возникновение экономического спада, уменьшение спроса и предложения, угасание предпринимательской активности. Соответственно, следует выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).
В зависимости
от того, в какой фазе находится
национальная экономика, формируется
тот или иной тип экономической
политики правительства, государства.
Чаще всего индикатором на который
реагирует конструктор
Социальные
аспекты экономической политики
проявляются в том, что правительство,
принимая экономические решения, формируя
бюджет, выделяя государственные
ассигнования, вынуждено учитывать
социальную реакцию разных слоев
населения в особенности
Намечаемая
экономическая политика находит
самое яркое проявление в структуре
планируемого государственного бюджета,
целевых государственных
Экономическая
политика проводится государством посредством
использования находящего в его
распоряжении инструментария совокупности
рычагов воздействия на экономические
процессы и агентов хозяйственной
деятельности. Она реализуется через
законы, президентские указы, правительственные
постановления и другие нормативные
акты, текущие оперативные
Конкретными
инструментами проведения государственной
экономической политики выступают
прежде всего такие фискальные рычаги
воздействия, инструменты фискальной
политики, как налоги, государственные
расходы, трансферты. С помощью фискальных
инструментов государство способно
изменять величину и направленность
государственных потоков в