Сущность государственной экономической политики, её связь с государственным регулированием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:40, доклад

Описание

Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы. Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………...5
Основные понятия государственной экономической
политики…………………………………………………………………………..5
1.2. Принципы экономической политики государства……………........................10
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕЭКОНОМИКИ…………………12
Объекты государственного регулирования экономики………………............12
2.2. Цели и средства государственного регулирования экономики……………..16

Работа состоит из  1 файл

гос.эконом.политика.docx

— 36.85 Кб (Скачать документ)

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства, и получаемых предпринимательских  доходов, а так же доходов разных социальных групп, введение запретов и  ограничений на отдельные виды экономической  деятельности. Широко используемым инструментом государственной экономической  политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз  товаров, капитала.

 

    1. Принципы экономической политики государства

 

Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства  на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении. В системе  мер государственного регулирования  выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это  совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический  аспект - систематическое научное  исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К  научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей  научного аспекта является формирование экономического мышления.

Экономическая политика - система целенаправленных мер государства в области управления экономикой.

 

Значимое  место в формировании экономической  политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние  на экономическую политику оказывает  также каждая личность (в роли потребителя  и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Новые задачи экономической политики, необходимость выхода из кризисной  ситуации сделали актуальным принятие новых организационных решений, концентрацию усилий государства на формирование более эффективных  подходов к государственному регулированию  экономики.

Речь  идет в первую очередь об изменении  базовых принципов формирования и проведения экономической политики государства, выраженных в усилении его экономической функции и  наращивания эффективности экономики  в условиях неуклонного обострения международной конкуренции.

Сложная система субъектов экономической  политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

1. Экономическая  политика всегда испытывает на  себе определяющее воздействие  двух факторов: постоянно меняющейся  хозяйственной ситуации и уровня  экономического мышления.

2. Эффект  экономической политики выше  в том случае, когда она увязана  с реалиями данной страны: учтены  политический расклад сил, производственно-технический  потенциал, состояние социальной  структуры, институциональный порядок  общегосударственного и местного  управления и т. д. 

3. Экономическая  политика является решающим средством  поддержания политического курса  страны.

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

 

    1. . Объекты государственного регулирования экономики

 

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также  ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем  настоятельно необходимо для нормального  функционирования экономики и поддержания  социальной стабильности.

 

Основные  объекты государственного регулирования  экономики - это:

 

    • экономический цикл;

 

    • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

 

    • условия накопления капитала;

 

    • занятость;

 

    • денежное обращение;

 

    • платежный баланс;

 

    • цены

 

    • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

 

    • условия конкуренции;

 

    • социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

 

    • подготовка и переподготовка кадров;

 

    • окружающая среда;

 

    • внешнеэкономические связи.

 

Очевидно, перечисляемые объекты могут  носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные  отрасли, территориальные комплексы  и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения  между профсоюзами и объединениями  предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Суть государственной антициклической  политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области  отраслевой и территориальной структуры  также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных  капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным  отраслям и регионам. В одних случаях  поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся  в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых  отраслей и видов производств - носителей  научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным  изменениям внутри отраслей, между  отраслями и во всем народном хозяйстве  в целом, к повышению его эффективности  и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Постоянным  объектом внимания государственных  регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования  денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность  для экономики. Регулирование денежного  обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным  показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно  осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса  путем воздействия на экспорт  и импорт, движение капитала, повышение  и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и  участия в международной экономической  интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся  влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в  развитии научных исследований и  внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных  знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики  различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие  иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный  цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

 

 

 

 

 

2.2  Цели и средства государственного регулирования экономики

 

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления  которых генеральная цель не может  быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами  государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический  цикл; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.

Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более  важной и подчинить себе другие в  зависимости от реальной хозяйственной  и социальной ситуации, уровня осознания  этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени  системы приоритетов целей. Любая  из вышеназванных целей может  служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях кризиса первичной  целью становится выход из кризиса  в узком конкретном смысле - оживление  конъюнктуры. Все остальные цели подчиняются ей. Между целями экономической политики существует иерархическая подчиненность.

 

Основные  экономические средства - это:

 

    • регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
    • установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
    • операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Минимально  необходимые границы регулирования  реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством  общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства  в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму  и инфляции, развитием фундаментальных  исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Государство выполняет свои функции, применяя экономические  и административные методы. Они взаимосвязаны  и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Информация о работе Сущность государственной экономической политики, её связь с государственным регулированием