Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа
Целью исследования является история развития денег, экономическая роль денег и ступень их развития, а также рассмотрение исследование причин инфляции, рост цен в России, инфляционные процессы и перспективные направления антиинфляционной политики в РФ.
Степень разработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.
Задачи:
1. ознакомится с эволюцией денег;
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 – 4
1. Деньги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Эволюция денег. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 6
1.2 Сущность и функции денег. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 7 – 16
1. 3 Экономическая роль денег и ступени их развития. Товар и деньги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 – 19
2. Причины инфляции и роста цен в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 – 25
3. Современный уровень инфляции и задачи антиинфляционной политики России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
3. 1 Инфляционные процессы в России на начало 2008 года. . . . . . . . 26 – 27
3.2 Перспективные направления антиинфляционной политики в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 – 31
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32 – 33
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34 – 35
Приложение 1:
Показатели инфляции в России в 2000–2009 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 – 38
Приложение 2:
Темпы роста денежной базы в широком определении и денежной массы М2 и уровень снижения инфляции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Приложение 3:
Основные экономические показатели в 2008 году (в % к соответствующему периоду предыдущего года). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Деньги
существуют и действуют там, где
хозяйственная жизнь
Экономическое понятие «товар» подразумевает любой продукт, участие которого в хозяйственной жизни совершается посредством купли-продажи. В условиях господства натурального хозяйства, когда продукты производились в основном для собственного потребления, они еще не являлись товарами. Развитие разделения труда, которое сопровождалось возникновением регулярного обмена продуктами труда, привело к становлению товарного хозяйства, при котором продукты стали производиться специально для продажи и таким образом становились товарами.
Для того чтобы какой-либо продукт стал товаром, он должен отвечать следующим условиям:
– он должен производиться не для собственного потребления, а для продажи;
– он должен удовлетворять определенным потребностям, то есть обладать полезностью; причем товар должен быть полезным для покупателя, что находит свое подтверждение в факте купли-продажи;
– он должен обладать стоимостью. Стоимость товара – это некие затраты, связанные с ним, причем не индивидуальные затраты производителя (себестоимость), а затраты, признанные обществом, что также должно быть подтверждено посредством купли-продажи.
Только совокупность всех этих трех условий делает продукт товаром. Отсутствие любого из них означает, что данные продукт товаром не является. Например, когда какой-либо продукт производится для личного потребления или его невозможно купить или продать – тогда этот продукт товаром не является [2, с. 8 – 9].
Общая тенденция экономического прогресса общество сопряжена с последовательным превращением на протяжении определенных исторических периодов всех продуктов в товары, обращающихся на соответствующих рынках.
С точки зрения полезности невозможно найти единую меру, с помощью которой можно было бы сравнить различные товары. Например, сигареты для курильщика обладают определенной ценностью, тогда как для некурящего человека они абсолютно бесполезны. Или другой пример: два человека могут по-разному оценить полезность того или иного товара. Так, для фотомодели одежда имеет первостепенное значение, большую ценность, чем калорийные продукты питания, а для спортсмена – наоборот.
Стоимость товаров делает их соизмеримыми и предопределяет их способность обмениваться друг на друга. С позиции стоимости можно сравнить одежду, продукты питания, сигареты и все другие товары. На рынке происходит обмен, совершаются сделки купли-продажи товаров. В обмене участвуют с одной стороны продавцы – владельцы товаров, а с другой стороны покупатели, готовые приобрести эти товары. Товары обмениваются друг на друга в определенных пропорциях. Мерой стоимости одного товара становится какое-то количество другого товара. Этот товар постепенно превращается в деньги.
Тот факт, что покупатель, как представитель общества купил какой-либо товар, означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся владельцем и продавцом данного товара. До момента продажи товары являлись продуктами хозяйственной частной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общественного богатства.
Появление
товаров и развитие товарного обращения
повлекло за собой появление и развитие
денег. Движущей силой развития денег
служит прогресс товарных отношений. Каждая
новая ступень развития денег порождается
потребностями соответствующей ступени
зрелости товарных отношений. В современных
условиях товаром являются не только продукты
материального производства и услуги,
но и факторы производства, а также сами
предприятия как хозяйственные ячейки.
Новым условиям соответствуют развитие
новых форм денег [1 ,с. 12 – 14].
С
экономической точки зрения деньги
можно определить как средство выражения
стоимости товаров, меру стоимости,
всеобщий эквивалент множества стоимостей
товаров. Используя деньги в качестве
всеобщего эквивалента, мы можем
измерить стоимости всех товаров, присутствующих
на рынке, и сравнить их между собой.
2.
Причины инфляции
и роста цен
в России
Инфляция – это переполнение канала товарно-денежного обращения излишним количеством неполноценных денег, т.е. нарушение соответствия совокупного спроса и совокупного предложения на национальном товарно-денежном рынке [14, с. 261].
В настоящее время инфляция – одна из самых острых тем не только в России, но и за рубежом. Но в то время как мировое сообщество переживает спад инфляции, в России этот показатель до сих пор составляет двузначное число. Более того, прогнозы по инфляции на конец года сильно различаются, что затрудняет экономическое планирование [7, с.386].
В развитых странах, остро страдающих от финансового кризиса, единственной отрадой для потребителей в текущей ситуации стало снижение темпов роста цен, а местами и дефляция (снижение цен).
Так, согласно недавним заявлениям руководителя Европейского Центробанка Жан-Клода Трише, инфляционное давление в еврозоне падает, а к середине текущего года может быть зафиксировано снижение потребительских цен. В марте этого года инфляция в еврозоне уже замедлилась до 0,6% в годовом исчислении. Это самое низкое значение инфляции за все время существования евро. В феврале уровень инфляции в еврозоне составлял 1,2%.
У виновника кризиса – США – инфляция также резко замедлилась. Потребительские цены в США с января 2008 по январь 2009 вообще не изменились.
Дефляция, конечно, явление весьма опасное. Она снижает прибыли и усложняет выплату долгов. Нашей стране дефляция не грозит. В России даже кризис спроса не привел к существенному снижению темпов роста цен. В 2008 г. инфляция составила 13,3%, а что будет в этом году – предсказать практически невозможно. Существующие прогнозы (как официальные, так и частные) поражают разбросом ожиданий (Прил. 1).
Так, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев высказывается за то, что инфляция в России по итогам года может быть ниже 12%. Несколькими днями ранее помощник президента РФ Аркадий Дворкович озвучил прогноз, что инфляция в России в 2009 г. составит 13–14%.
Примерно такого же мнения придерживается Центробанк. 25 марта ЦБ сообщил, что не будет пересматривать прогноз по инфляции на 2009 г., оставив его на уровне 13%.
Однако некоторые зарубежные институты говорят о значительно меньших цифрах. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в конце марта опубликовала отчет, в котором прогнозировала, что инфляция в этом году в России составит всего 8%, а в 2010 г. вообще упадет до 6%.
В 2009 г. инфляция в России может составить порядка 15–17%, а ожидаемый уровень экономического спада будет равен 2%. Такое заявление сделал аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poor’s Феликс Эйгель. По словам эксперта экономика страны начнет восстанавливаться только спустя год: в 2010 г. ВВП должен немного вырасти, после чего экономика войдет в период постепенного восстановления.
Возникает вопрос, что же действительно влияет на инфляцию в России? Аналитик Rye, Man and Gor Securities назвал три версии причин высокой инфляции в России. Согласно первой версии, рост цен вызван ростом тарифов (в том числе на электроэнергию, на газ). По второй версии, ЦБ вообще не контролирует денежную массу. Рублевая масса в стране снизилась лишь потому, что многие «ушли в доллары». С учетом долларов, денежная масса в России не снизилась, а увеличилась. По третьей версии, российская экономика малоконкурентна, компании не заинтересованы в том, чтобы снижать цены [5, с. 12 – 14].
Академик РАН Нигматулин Роберт Искандерович особое внимание уделил разбалансированности экономики, считая данный фактор существенным для контроля и снижения инфляции в России: «У нас, она (инфляция) происходит на фоне ослабления производительных сил. Я утверждаю, что у нас падает реальное производство». По его мнению, основными причинами являются: несбалансированная экономика, коррупция, монополизм.
По словам Нигматулина, в 70-е годы существовал основной метод контроля за экономикой – межотраслевой баланс, который сейчас отсутствует. Основная идея сбалансированной экономики, уверен он, состоит в том, что зарплаты трудящихся должны соотноситься с ценами, то есть работающий «должен получать такую зарплату, чтобы по сбалансированным ценам оплатить электричество, квартиру, хлеб, транспорт».
В качестве критерия сбалансированности Нигматулин предлагает определить стоимость 1 л бензина. По его словам, «во всех странах в 3–4 раза килограмм хлеба дороже бензина. Сейчас у нас бензин стоит примерно 20 руб., значит, килограмм хлеба должен стоить столько, чтобы компенсировать затраты крестьянского труда, хлебопеков, тракторов-то есть, 80 руб. А он стоит, как литр бензина… Поездка в метро, в автобусе – это примерно два литра бензина. Минимальные заработные платы: куда бы вы не поехали, она – примерно 1000 литров бензина. Сравните, какая бы минимальная зарплата при нынешней цене бензина должна была бы быть у нас? 20 тыс. руб., что, конечно, фантастически!».
Балансирование экономики академик предлагает начать с балансирования внутренней цены бензина: «внутренняя цена никоим образом не должна подстраиваться под нынешней курс доллара к рублю». «Она должна считаться в рублях, а уже курс доллара должен соответственно по рыночным механизмам подстраиваться к этой цене», – считает он.
Президент Центра изучения постиндустриального общества Владислав Иноземцев остановился на такой особенности российской инфляции, как наиболее быстрое повышение цен самых общедоступных продуктов, товаров и услуг: «…быстрее всего дорожают продукты питания, дорожают коммунальные услуги, дорожают товары народного потребления. И наиболее дешевые из них, наиболее доступные, дорожают быстрее всего». Иноземцев утверждает, что политика целенаправленного быстрого удорожания осуществляется «осознано из-за желания государства получать импортные пошлины».
Поэтому, по его мнению, одной из причин высокой инфляции является «излишнее рвение нашей таможни, и четкое желание правительства извлекать значительную часть доходов и таможенных пошлин на самые широко используемые товары. На сегодняшний день таможня обеспечивает порядка 30% доходной части российского бюджета, в США – 0,15%. Этим все сказано» [2, с. 23 – 24].
Член
Правления Института
«У нас на фоне высоких цен может получиться такая ситуация, когда в магазине будет мало людей, но предприниматель снижать цены не сможет, потому что его принуждают к этому издержки». «Получается заколдованный круг», – утверждает Гонтмахер.
Вопрос финансовой активности населения затронул президент группы «ЦИРКОН» Игорь Задорин. По его словам, самооценка материального положения населения не ухудшается, но изменился принципиальный взгляд на будущее: инфляция провоцирует спрос на повышение зарплаты. Кроме того, считает он, происходит «уменьшение сберегательного горизонта», то есть люди уже меньше планируют свою жизнь на долгие годы. Ощущая инфляцию, население предпочитает краткосрочные жизненные стратегии. Более того, подчеркнул Задорин, наблюдается «некоторое бегство от денег», которое из потребительских трат перешло в инвестирование (банки, депозиты), но с негативным оттенком: люди готовы к рисковым инвестициям, что может снова привести к возникновению финансовых пирамид.
Завкафедрой
международных валютно-
Инфляция – это переполнение каналов денежного обращения. В строгом смысле слова, инфляция – это рост цен, обусловленный дешевизной денег и эмиссионной деятельностью ЦБ. И именно с этой классической инфляцией борется наше Министерство финансов во главе с Алексеем Кудриным, пояснил профессор Владимир Евстигнеев.
Однако в настоящее время в России рост цен лишь в малой степени обусловлен эмиссионной деятельностью Центрального Банка.
Рост
цен, который некорректно