Сущность и функции финансов. Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание

Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и особенности финансов 4
1.1. Необходимость и сущность финансов 4
1.2. Особенности финансов 11
1.3. Признаки финансов 15
Глава II. Функции финансов 17
2.1. Распределительная функция 17
2.2. Контрольная функция 20
2.3. Другие функции 22
Глава III. Финансовая система Российской Федерации 24
3.1 Финансовая система Российской Федерации 24
3.2 Государственный бюджет 27
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Кур.раб.по эконом.теории.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

Конечная цель распределения  и перераспределения национального  дохода и ВВП, совершаемых с помощью  финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово - хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

 

2.2. Контрольная  функция

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

Контрольная функция  проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен  на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач  финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция  финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной  системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и  контрольная функции – это  две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и  тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает  финансовая информация. Она заключена  в финансовых показателях, имеющихся  в бухгалтерской, статистической и  оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. 
Финансовая дисциплина5 – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

 

2.3. Другие функции.

К числу дискуссионных  относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы  выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом, об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Помимо распределительной  и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы  выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные  расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения  обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что, ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных  вопросов обуславливает необходимость  дальнейшей разработки теоретических  проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

Глава III. Финансовая система

3.1.Финансовая  система Российской Федерации

Анализ закономерностей  развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства  свидетельствует о наличии общих  признаков в их содержании. Это  обусловлено сочинением объективных  причин и условий  функционирования финансов. Среди этих условий  выделяет два: развитие товарно-денежных отношений  и  существование  государства  как  субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется  особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система  РФ включает  следующие  звенья  финансовых  отношении: государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные  финансовые отношения можно разбить  на две подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие  потребности  расширенного  воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение  финансовой системы  на   отдельные   звенья   обусловлено различиями в задачах  каждого  звена,  а  также  в  методах  формирования  и использования  централизованных   и   децентрализованных   фондов   денежных средств.  Общегосударственные  централизованные  фонды   денежных ресурсов создаются путем  распределения  и  перераспределения  национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую  выполняет государство  в  области  экономического  и социального  развития,  приводит  к  необходимости   централизации   в   его распоряжении   значительной   части   финансовых   ресурсов.   Формами    их использования являются  бюджетные и внебюджетные  фонды,   обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических  и социальных задач. Иные формы и методы  образования и использования денежных  фондов применяются   кредитными   и   страховыми   звеньями   финансовой   системы.

Децентрализованные фонды  денежных средств образуются из денежных  доходов  и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение  сферы деятельности и применение особых способов и форм образования  и  использования  денежных  фондов  в  каждом  отдельном звене, финансовая система — единая система, так  как  базируется  на  едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы  предприятий,  поскольку они  непосредственно  участвуют  в  процессе   материального   производства.

Источником  централизованных   государственных   фондов   денежных   средств выступает   национальный   доход,   создаваемый   в   сфере    материального  производства.

Общегосударственным финансам  принадлежит  ведущая  роль:  в  обеспечении определенных   темпов   развития   всех   отраслей   народного    хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и  регионами страны, производственной  и  непроизводственной  сферами,  а  также  формами собственности,  отдельными  группами   и   слоями   населения.   Эффективное использование  финансовых  ресурсов  возможно  лишь   на   основе   активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы  органически связаны с финансами  предприятий.

С одной стороны, главным  источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в  сфере материального производства. С другой стороны, процесс  расширенного воспроизводства  осуществляется не  только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие  может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством  заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему  государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и  потребления, используя для этого  налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

 

    1. Государственный бюджет

Государственный бюджет6 - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием  РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения  общегосударственных и социальных задач.

ГБ характеризуется  следующими чертами:

    • носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета;
    • формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

    • перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • финансовое обеспечение финансовой политики;
    • контроль за образованием  и  использованием  централизованного  фонда денежных средств.

Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система