Сущность и функции финансов. Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание

Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и особенности финансов 4
1.1. Необходимость и сущность финансов 4
1.2. Особенности финансов 11
1.3. Признаки финансов 15
Глава II. Функции финансов 17
2.1. Распределительная функция 17
2.2. Контрольная функция 20
2.3. Другие функции 22
Глава III. Финансовая система Российской Федерации 24
3.1 Финансовая система Российской Федерации 24
3.2 Государственный бюджет 27
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Кур.раб.по эконом.теории.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

В управлении бюджетным  процессом принимают участие  все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное  место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Бюджетное устройство - это  организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура - включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе  РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.

Единой правовой базой  бюджетной системы является Конституция  РФ  и  Закон “Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ” Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят  своими  доходами  и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность  всех бюджетов, входящих в государственную  бюджетную систему.

Свод федерального бюджета  и бюджетов субъектов Федерации  образуют понятие “Консолидированный бюджет” РФ. Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный  федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие  в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой  сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и  на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительств РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция как таковая, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.

Кредитные ресурсы7 - средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.

В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным регулятором  стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.

На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95% от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется < 100 % плановых расходов регионального бюджета.

Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В целях  сбалансированности бюджетов устанавливаются  предельные  размеры  дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов - это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

Все доходы и расходы  располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г. отмечается, что БК включает:

    • классификацию доходов бюджетов РФ;
    • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
    • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
    • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
    • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    • классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и субъектов РФ;
    • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
    • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетный процесс - это  регламентированная законодательством  деятельность  органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом  РФ “Об основах бюджетного устройства  и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).

Принципы организации  бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод. Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу. Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение  в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение  14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия. В случае  несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если за него при  повторном голосовании проголосовало не  менее  2/3 общего числа членов Думы. Принятый Федеральный Закон в  течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона - 7 дней. Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.

Исполнение бюджета8 - это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других  платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах, утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах. Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов  по подразделениям бюджетной  классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное  казначейство  РФ (ФК) -  структуру  МФ,  которое  осуществляет  с  единого  (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные  счета,  открытые  казначейством  в учреждениях банковской  системы служат для транзитного перемещения бюджетных  средств на счеты субъектов, финансируемых за  счет  федерального бюджета.  Казначейство информирует  о  результатах  исполнения  ФБ  министра финансов - ежедневно, а высшие органы государственной власти - ежемесячно.

Главное  управление Федерального казначейства МФ РФ:

    • организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов;
    • доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;
    • ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;
    • организует распределение  в установленных размерах  доходов между  ФБ  и бюджетами субъектов РФ;
    • осуществляют   управление     доходами   и   расходами   ФБ   и    иными централизованными ресурсами;
    • регулируют   финансовые   отношения    между   ФБ   и   государственными внебюджетными  фондами;
    • организует и осуществляет  ведение  операций  по  учету  государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.

Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о  ходе исполнения ФБ и ежеквартально  — отчет. Составлением отчета  занимается  Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет  докладывается Федеральному собранию, которое его   утверждает. Счетная палата, осуществляет контроль за исполнением ФБ.

Бюджетный дефицит и его  причины. Необходимость   осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие  экономики,  отражающих необходимость  государственного  регулирования  экономической   конъюнктуры, стремление  обеспечить  прогрессивные  сдвиги  в   структуре   общественного производства. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).

Кризисные явления в  экономике,  ее  развал,  неэффективность  финансово - кредитных  связей,  неспособность  правительства  держать   под    контролем финансовую ситуацию в стране. При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить:

    • бюджетный дефицит  допустим  даже  для  здоровой  экономики  в  отдельные периоды ее развития.
    • величина  БД не должна превышать2-3% валового национального продукта.
    • дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к  эмиссии денежных средств  и  возрастанию  инфляционных  процессов  и  использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего,  так и внешнего).

Для  преодоления  бюджетного  дефицита   необходимо   лечение   “больной” экономики.

Заключение

И в заключение курсовой работы можно сделать вывод, что  финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении  и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

В курсовой работе были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная – эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция – обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

Таким образом, в курсовой работе раскрыты следующие вопросы: необходимость и сущность финансов, и функции финансов, и финансовая система.

Список литературы

    1. Беляев Ю.А. «Финансы местного самоуправления», Финансы, 2005 г., № 11.
    2. Блуцевская Ю.А. «Финансовые потоки между основными секторами экономики». / Вопросы экономики. №6, 2003 г.
    3. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2002 г.
    4. Гринкевич Л.С. «Основы финансов предприятий», Томск 2000 г.
    5. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. «Финансы». (Учебник), С-Пб: 2000 г.
    6. Ковалев В.В. «Финансы», М., 2003 г.
    7. Королев Г.Н. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» 2003 г. / Банкир №2, 2003 г.
    8. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., 2003 г.
    9. Романовский М.В. «Финансы. Денежное обращение и кредит», М., 2001 г.
    10. г Родионова М.В. «Финансы», 1998.
    11. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., 2003 г., стр. 247-250
    12. Родионова М.В. «Финансы», 1998 г., стр. 68-70
    13. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2002 г.
    14. Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004 г.
    15. Ковалева А.А. «Финансы и кредит». - Уч. пособие, М.: Финансы и статистика, 2003 г.

Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система