Сущность и функции финансов. Финансовая система.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

Финансы – это не только экономическая, но и историческая категория. Их существование насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах.

Перефразируя известное изречение, можно сказать, что финансы являются концентрируемым выражением экономики. В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с созданием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении предпринимателей, государства, и предназначены для выполнения ими хозяйственных и управленческих функций.

Работа состоит из  1 файл

Сущность и функции финансов. Финансовая система.docx

— 85.19 Кб (Скачать документ)

2. Контрольная  функция. Контрольная функция  проявляется в контроле за  распределением ВВП по соответствующим  фондам и расходованием их  по целевому назначению.

Финансовый контроль направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий.

3. Помимо  распределительной и контрольной  функции финансы выполняют также  регулирующую функцию. Эта функция  связана с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налоги, государственный  кредит) в процесс воспроизводства. 

4. В  условиях рыночных отношений  финансы должны также выполнять  стабилизационную функцию. Ее  содержание заключается в том,  чтобы обеспечить для всех  хозяйствующих субъектов и граждан  стабильные условия в экономических  и социальных отношениях. Особое  значение при этом имеет вопрос  о стабильности финансового законодательства.

Основоположники ленинградской школы финансовой науки добавили к распределительной  и контрольной функциям еще и  производственную, то есть обслуживание кругооборота фондов. Ведущий ученый ленинградской школы финансовой науки Э. А. Вознесенский наделял финансы следующими функциями:

  • Формирование денежных фондов и доходов;
  • Использование денежных фондов;
  • Контроль за формированием и использованием денежных фондов и доходов

По мнению последователей ленинградской школы, финансы, как экономическая категория выполняют только две функции: формирование и использование денежных фондов.

2 Структура финансовой системы.

Принципы  построения финансовой системы.

Финансовая  система -(англ. financial system) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Она состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, налоговая полиция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.  
 
Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающими все виды денежных агрегатов, - наличные деньги (банковские, казначейские билеты), безналичные формы денег (деньги на счетах, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др.  

 Финансовые системы различных стран обладают определенным своеобразием и зависят от экономического и политического строя государства. Например, в странах с централизованно управляемой экономикой финансовая система в основном огосударствлена и обладает меньшим разнообразием элементов и функций по сравнению со странами с рыночной экономикой, где более высок удельный вес финансов корпораций, функционирующих согласно законам рынка.  
 
  В финансовой системе страны укрупнено выделяют несколько уровней, образующих ее структуру.

 Верхний  уровень занимают государственные  финансы, которые в странах  с федеративным устройством разделяются  на федеральные финансы и финансы  субъектов федерации (в России - это республики в составе  Федерации, края, области; в США,  Индии, Мексике - штаты; в ФРГ  - земли; в Швейцарии - кантоны). Следующий уровень занимают местные,  муниципальные финансы отдельных  городов, районов. Еще один  уровень образуют финансы хозяйствующих  субъектов, предприятий и организаций  разных форм собственности.

 Государственные  финансы в зависимости от целевого  назначения, способов формирования  делят на государственный бюджет (федерального и субфедерального  уровней) и внебюджетные целевые  фонды, такие, как пенсионный  фонд, государственные страховые  фонды. В составе государственных  финансов может быть выделен  также государственный кредит.  
 
Финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций делят на финансы коммерческих организаций  и финансы некоммерческих организаций (общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, потребительские кооперативы и др.).  
Элементами финансовой системы являются отдельные источники образования и направления расходования денежных средств, налоги, платежи, пошлины, штрафы, денежные санкции.  
Финансовая система страны обладает развитыми внешними связями в виде прямых и обратных финансовых потоков, устанавливающими отношения между страной и правительствами, банками, компаниями других стран, международными финансовыми центрами, фондами. [2]

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.

Финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем:

1) государственных  и муниципальных финансов;

2) финансов  хозяйствующих субъектов. В последнее время в публикациях по теории финансов предлагается финансовую систему дополнить и сферой финансов домашних хозяйств. [3]

Профессор Поляк Г. Б. приводит следующую трактовку  понятия финансовой системы: Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов. [4]

Государственные и муниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов свою очередь делятся на звенья:

Государственные и муниципальные финансы:

    • Бюджетная система; внебюджетные фонды;
    • Государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов:

    • Коммерческих предприятий и организаций;
    • Финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
    • Некоммерческих организаций.

В настоящее  время государственная бюджетная  система России представлена следующими звеньями:

    • Федеральный бюджет;
    • Территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автонмных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);
    • Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). (рис. 1.)

    Рисунок 1. Подсистемы и звенья финансовой системы.

Современная бюджетная система России трех уровней  определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.

Внебюджетные  фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или не принятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение и здравоохранение.

Государственный кредит выделяется как самостоятельное  звено государственный финансов. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, когда государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы  организаций и предприятий различных  форм собственности, - относительно самостоятельное  звено финансов.  Именно здесь  формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения  по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а так же внебюджетных фондов.  В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных  ссуд,  гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.

В сфере  финансов хозяйствующих субъектов  выделяют следующие звенья: финансы  коммерческих организаций, финансы  не коммерческих организаций.

Таким образом, можно дать следующее определение финансовой системы: финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций, учреждений и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения.

Финансовая система состоит из трех взаимосвязанных подсистем, каждая из которых включает несколько подсистем более низкого уровня. (рис. 2)

В подсистеме финансов секторов экономики выделяют три взаимосвязанные сферы:

    Финансы государства;

    Финансы хозяйствующих субъектов;

    Финансы граждан (домохозяйств).

Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы. Институциональная  подсистема как совокупность финансовых рынков, организаций – посредников, финансовых инструментов и информационных технологий обеспечивает перераспределение финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком в определенный период времени к экономическим субъектам с недостатком ресурсов.

Перераспределение средств с помощью различных  финансовых инструментов и институтов принято называть движением денежных потоков (рис. 3). 
 
 
 

Рис. 2. Финансовая система как сложно структурированный  объект. 

 

Рис. 3. Финансовые потоки.

Финансовые  организации и учреждения как  коммерческие, так и не коммерческие являются активными посредниками в  реализации финансовых отношений, движении финансовых потоков. К таким финансовым институтам относятся организации и учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании..

Финансовая система, постоянно развиваясь, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Построение российской  модели «бюджетного  федерализма. 

Конституцией  РФ 1993 года закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Субъектами  РФ являются республики в составе  РФ, края, области, автономные округа, автономная  область, города Москва и Санкт –  Петербург.

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и  органами государственной власти субъектов  РФ в том числе и в области  бюджета.  Каждый субъект федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В ст. 15 Бюджетного кодекса РФ он назван региональным бюджетом.

Административные  – территориальные образования (муниципальные  образования), составляющие территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты. 

Бюджет  субъекта федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов)  составляют консолидированный  бюджет субъекта Федерации. В свою очередь, совокупность  региональных и местных  бюджетов составляют территориальные  бюджеты.

Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система.