Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:09, курсовая работа
Финансы – это не только экономическая, но и историческая категория. Их существование насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах.
Перефразируя известное изречение, можно сказать, что финансы являются концентрируемым выражением экономики. В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с созданием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении предпринимателей, государства, и предназначены для выполнения ими хозяйственных и управленческих функций.
2. Контрольная
функция. Контрольная функция
проявляется в контроле за
распределением ВВП по
Финансовый контроль направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий.
3. Помимо
распределительной и
4. В
условиях рыночных отношений
финансы должны также
Основоположники ленинградской школы финансовой науки добавили к распределительной и контрольной функциям еще и производственную, то есть обслуживание кругооборота фондов. Ведущий ученый ленинградской школы финансовой науки Э. А. Вознесенский наделял финансы следующими функциями:
По мнению последователей ленинградской школы, финансы, как экономическая категория выполняют только две функции: формирование и использование денежных фондов.
2 Структура финансовой системы.
Принципы построения финансовой системы.
Финансовая
система -(англ. financial system) - совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих
частей, звеньев, элементов, непосредственно
участвующих в финансовой деятельности
и способствующих ее осуществлению. Она
состоит из финансовых институтов (организации,
учреждения, осуществляющие и регулирующие
финансовую деятельность, министерство
финансов, казначейство, центральный банк,
налоговая инспекция, налоговая полиция,
фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные
учреждения) и финансовых инструментов,
создающих необходимые условия протекания
финансовых процессов.
Финансовая система оперирует разнообразными
денежными средствами, включающими все
виды денежных агрегатов, - наличные деньги
(банковские, казначейские билеты), безналичные
формы денег (деньги на счетах, денежные
аккредитивы, денежные сертификаты), ценные
бумаги в виде акций, облигаций, векселей,
опционов, фьючерсов и др.
Финансовые
системы различных стран обладают определенным
своеобразием и зависят от экономического
и политического строя государства. Например,
в странах с централизованно управляемой
экономикой финансовая система в основном
огосударствлена и обладает меньшим разнообразием
элементов и функций по сравнению со странами
с рыночной экономикой, где более высок
удельный вес финансов корпораций, функционирующих
согласно законам рынка.
В финансовой системе страны укрупнено
выделяют несколько уровней, образующих
ее структуру.
Верхний
уровень занимают
Государственные
финансы в зависимости от
Финансы хозяйствующих субъектов, предприятий,
организаций делят на финансы коммерческих
организаций и финансы некоммерческих
организаций (общественные и религиозные
организации, благотворительные фонды,
потребительские кооперативы и др.).
Элементами финансовой системы являются
отдельные источники образования и направления
расходования денежных средств, налоги,
платежи, пошлины, штрафы, денежные санкции.
Финансовая система страны обладает развитыми
внешними связями в виде прямых и обратных
финансовых потоков, устанавливающими
отношения между страной и правительствами,
банками, компаниями других стран, международными
финансовыми центрами, фондами. [2]
Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.
Финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем:
1) государственных и муниципальных финансов;
2) финансов хозяйствующих субъектов. В последнее время в публикациях по теории финансов предлагается финансовую систему дополнить и сферой финансов домашних хозяйств. [3]
Профессор Поляк Г. Б. приводит следующую трактовку понятия финансовой системы: Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов. [4]
Государственные и муниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов свою очередь делятся на звенья:
Государственные и муниципальные финансы:
Финансы хозяйствующих субъектов:
В настоящее
время государственная
Рисунок 1. Подсистемы и звенья финансовой системы.
Современная бюджетная система России трех уровней определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.
Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или не принятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение и здравоохранение.
Государственный
кредит выделяется как самостоятельное
звено государственный
Финансы
хозяйствующих субъектов, или финансы
организаций и предприятий
В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяют следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы не коммерческих организаций.
Таким образом, можно дать следующее определение финансовой системы: финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций, учреждений и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения.
Финансовая система состоит из трех взаимосвязанных подсистем, каждая из которых включает несколько подсистем более низкого уровня. (рис. 2)
В подсистеме финансов секторов экономики выделяют три взаимосвязанные сферы:
Финансы государства;
Финансы хозяйствующих субъектов;
Финансы граждан (домохозяйств).
Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы. Институциональная подсистема как совокупность финансовых рынков, организаций – посредников, финансовых инструментов и информационных технологий обеспечивает перераспределение финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком в определенный период времени к экономическим субъектам с недостатком ресурсов.
Перераспределение
средств с помощью различных
финансовых инструментов и институтов
принято называть движением денежных
потоков (рис. 3).
Рис. 2. Финансовая
система как сложно структурированный
объект.
Рис. 3. Финансовые потоки.
Финансовые организации и учреждения как коммерческие, так и не коммерческие являются активными посредниками в реализации финансовых отношений, движении финансовых потоков. К таким финансовым институтам относятся организации и учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании..
Финансовая
система, постоянно развиваясь, предлагает
новые финансовые инструменты и услуги,
обеспечивающие бесперебойное движение
финансовых потоков в пространстве и времени.
3.
Построение российской
модели «бюджетного
федерализма.
Конституцией РФ 1993 года закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт – Петербург.
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в том числе и в области бюджета. Каждый субъект федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В ст. 15 Бюджетного кодекса РФ он назван региональным бюджетом.
Административные – территориальные образования (муниципальные образования), составляющие территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты.
Бюджет субъекта федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь, совокупность региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.
Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система.