Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:09, курсовая работа
Финансы – это не только экономическая, но и историческая категория. Их существование насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах.
Перефразируя известное изречение, можно сказать, что финансы являются концентрируемым выражением экономики. В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с созданием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении предпринимателей, государства, и предназначены для выполнения ими хозяйственных и управленческих функций.
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами РФ является предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово – бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов федераций и местными органами самоуправления в области финансов и в частности в бюджетной сфере.
Финансово – бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.
Финансово – бюджетный федерализм базируется на следующих принципах:
Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса – есть межбюджетные отношения.[3]
Бюджетный процесс - (англ. budgetary process) - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других ее участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению, исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ. Главный акт, регулирующий порядок формирования и исполнения бюджетов на территории России - Бюджетный кодекс РФ. [2]
Межбюджетные
отношения организуются в любом
государстве, имеющем административно
– территориальное деление, но строиться
они могут на разных принципах.
Условно принято различать
Унитарным
бюджетным системам
Федеративным
бюджетным системам присуща высокая
степень самостоятельности
Принципы,
на основе которых
Бюджетный
федерализм, или фискальный федерализм
(от слова «фиск» - казна) – это
система управления публичными финансами,
основанная на разграничении между
различными уровнями власти бюджетных
прав и полномочий в области формирования
и расходования бюджетных средств
при сочетании интересов
К федеративным государствам, где в разной степени реализуются принципы бюджетного федерализма, относят Швейцарию, Германию, США, Канаду, Россию, Австрию, Бельгию, Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Мексику, Австралию и другие страны.
Основная
задача бюджетного федерализма –
есть выбор конкретных экономических
и политических условий наиболее
эффективной модели бюджетных отношений.
для этого необходимо четко распределить
расходные функции между уровнями власти,
закрепить за ними соответствующие источники
финансирования, сформировать систему
оказания финансовой помощи (межбюджетных
трансфертов) регионам рис. 4.
Рисунок 4. Схема межбюджетных отношений.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ все субъекты РФ равны между собой. Принцип равенства не исключает различия в степени их соответствия реально сложившимся историческим, социально – экономическим и политическим условиям для функционирования и развития субъектов Федерации. Ассиметричность субъектов РФ не является отступлением от принципов федерализма, если она вызвана объективной необходимостью. [3]
Не является отступлением от принципов федерализма разная степень автономии субъектов федерации, если она вызвана объективными причинами. Так, в Канаде особый статус получила провинция Квебек. В Австралии особые налоговые привилегии (спец. налоговый режим) предоставлены Северной Территории - с ней федеральный центр заключил спец. бюджетное соглашение. В США особые привилегии в разграничении налогов получил штат Аляска, когда возникла необходимость выровнять его социально-экономическое развитие до среднего по стране Для федерации договорные отношения имеют важное значение: единство федеративного гос-ва обеспечивается не силой, а взаимовыгодой.
В связи с тем, что в Конституции РФ предусмотрено большое число предметов совместного ведения (их 40 согласно ст. 72), правовое регулирование по ним, включая и распределение бюджетных ресурсов, может осуществляться на договорной основе и через федеральные законы. [2]
Формирование российской модели бюджетного федерализма прошло несколько качественных этапов: от стадии децентрализация межбюджетных отношений, когда бюджетное выравнивание производилось с применением крайне не стабильных нормативов отчислений от основных федеральных налогов, при отсутствии четких критериев предоставления финансовой помощи, когда сама процедура проходила в рамках индивидуальных согласований, что в итоге привело к острому бюджетному кризису, до ряда этапов реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. В результате проведенных реформ были разграничены расходных полномочия и ответственность между органами власти и управления различных уровней; разграничены доходных источников между уровнями бюджетной системы РФ; усовершенствована методика формирования фонда федеральной поддержки регионов. Многие положения Концепции нашли отражение в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ.
Новая система бюджетного устройства призвана обеспечить:
Большое внимание сегодня уделяется системе межбюджетных трансфертов, в основу построения которой положено образование различных фондов.
Таким
образом, в России действует принципиально
новая система межбюджетных отношений,
направленная на достижение задач социально
– экономического развития РФ в целом,
ее субъектов, а также муниципальных образований.
[3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изложенного материала, можно сделать вывод, что, финансы можно отнести к разным видам категорий:
Возникли финансы как полноценная система в средние века посредством развития производства, торговли, товарно-денежных отношений, межстранового денежного оборота, банковского и биржевого дела.
Функционирование
финансов, осуществление финансовой
деятельности проявляются через
доходы, расходы, прибыль, налоги, платежи,
отчисления, накопление денежных средств,
образование денежных фондов, формирование
бюджета и бюджетное
Сосредоточенные
у государства финансы
Сущность
финансов проявляется в двух основных
функциях: распределительной и
Помимо
распределительной и
Основоположники ленинградской школы финансовой науки добавили к распределительной и контрольной функциям еще и производственную, то есть обслуживание кругооборота фондов.
Финансовая система состоит из финансовых институтов и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.
В странах
с централизованно управляемой
экономикой финансовая система в
огосударствлена и обладает меньшим
разнообразием элементов и
Элементами
финансовой системы являются отдельные
источники образования и
В отечественной литературе понятие финансовой системы трактуется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств.
Финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственных и муниципальных финансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. В последнее время в публикациях по теории финансов предлагается финансовую систему дополнить и сферой финансов домашних хозяйств.
Бюджетная система – есть часть государственных и муниципальных финансов.
В настоящее
время государственная
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами РФ является предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово – бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов федераций и местными органами самоуправления в области финансов и в частности в бюджетной сфере, реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса. Основная задача бюджетного федерализма – есть выбор условий наиболее эффективной модели бюджетных отношений.
Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система.