Сущность и функции финансов. Финансовая система.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

Финансы – это не только экономическая, но и историческая категория. Их существование насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах.

Перефразируя известное изречение, можно сказать, что финансы являются концентрируемым выражением экономики. В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с созданием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении предпринимателей, государства, и предназначены для выполнения ими хозяйственных и управленческих функций.

Работа состоит из  1 файл

Сущность и функции финансов. Финансовая система.docx

— 85.19 Кб (Скачать документ)

Федеративное  устройство России, разграничение прав и полномочий  между центром  и  субъектами РФ является предпосылкой  финансово-бюджетного федерализма.

Финансово – бюджетный федерализм – это  разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов  федераций и местными органами самоуправления в области финансов и в частности  в бюджетной сфере.

Финансово – бюджетный федерализм реализуется  главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных  доходов и расходовании бюджетных  средств.

Финансово – бюджетный федерализм базируется на следующих принципах:

  1. Законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
  2. Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
  3. Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
  4. Наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных, прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
  5. Самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, выражающиеся в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе определении направления использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т. д. [4]

Взаимоотношения между федеральными органами государственной  власти и и органами государственной  власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса – есть межбюджетные отношения.[3]

Бюджетный процесс - (англ. budgetary process) - регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и других ее участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению, исполнению бюджетов и  бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Основные  положения формирования бюджетов установлены  Конституцией РФ. Главный акт, регулирующий порядок формирования и исполнения бюджетов на территории России - Бюджетный кодекс РФ. [2]

Межбюджетные  отношения организуются в любом  государстве, имеющем административно  – территориальное деление, но строиться  они могут на разных принципах.  Условно принято различать унитарные  и федеративные бюджетные системы.

 Унитарным  бюджетным системам соответствует  высокий уровень централизации  бюджетных средств, отсутствие  или незначительный объем бюджетных  прав нижестоящих органов власти.

Федеративным  бюджетным системам присуща высокая  степень самостоятельности территориальных  бюджетов при соблюдении единства общегосударственных  интересов.

 Принципы, на основе которых функционируют  федеративные бюджетные системы,  называют принципами бюджетного  федерализма.

Бюджетный федерализм, или фискальный федерализм (от слова «фиск» - казна) – это  система управления публичными финансами, основанная на разграничении  между  различными уровнями власти бюджетных  прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств  при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях  бюджетной системы страны и интересов  всего общества в целом.

К федеративным государствам, где в разной степени  реализуются принципы бюджетного федерализма, относят Швейцарию, Германию, США, Канаду, Россию, Австрию, Бельгию, Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Мексику, Австралию и  другие страны.

Основная  задача бюджетного федерализма –  есть выбор конкретных экономических  и политических условий наиболее эффективной модели бюджетных отношений. для этого необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить за ними соответствующие источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи (межбюджетных трансфертов) регионам рис. 4.  

Рисунок 4. Схема межбюджетных отношений.

 

     
     

     
     
     
     
     

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ все субъекты РФ равны между собой. Принцип равенства не исключает различия в степени их соответствия реально сложившимся историческим, социально – экономическим и политическим условиям для функционирования и развития субъектов Федерации. Ассиметричность субъектов РФ не является отступлением от принципов федерализма, если она вызвана объективной необходимостью. [3]

Не является отступлением от принципов федерализма  разная степень автономии субъектов  федерации, если она вызвана объективными причинами. Так, в Канаде особый статус получила провинция Квебек. В Австралии  особые налоговые привилегии (спец. налоговый режим) предоставлены  Северной Территории - с ней федеральный  центр заключил спец. бюджетное соглашение. В США особые привилегии в разграничении налогов получил штат Аляска, когда возникла необходимость выровнять его социально-экономическое развитие до среднего по стране Для федерации договорные отношения имеют важное значение: единство федеративного гос-ва обеспечивается не силой, а взаимовыгодой.

В связи  с тем, что в Конституции РФ предусмотрено большое число  предметов совместного ведения (их 40 согласно ст. 72), правовое регулирование  по ним, включая и распределение бюджетных ресурсов, может осуществляться на договорной основе и через федеральные законы. [2]

Формирование  российской модели  бюджетного федерализма  прошло несколько качественных этапов: от стадии децентрализация межбюджетных отношений, когда бюджетное выравнивание производилось с применением крайне не стабильных нормативов отчислений от основных федеральных налогов, при отсутствии четких критериев предоставления финансовой помощи, когда сама процедура проходила в рамках индивидуальных согласований, что в итоге привело к острому бюджетному кризису, до ряда этапов реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации. В результате проведенных реформ были разграничены  расходных полномочия и ответственность между органами власти и управления различных уровней; разграничены доходных источников между уровнями бюджетной системы РФ; усовершенствована методика формирования фонда федеральной поддержки регионов. Многие положения Концепции нашли отражение в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ.

Новая система бюджетного устройства призвана обеспечить:

  1. Экономическую эффективность – создание долгосрочных стимулов для органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, содействовать росту доходов населения и экономическому развитию соответствующих территорий;
  2. Бюджетную ответственность – управление общественными финансами от имени и в интересах населения ;
  3. Социальную справедливость – выравнивание доступа граждан не зависимо от места их проживания к основным общественным услугам и социальным гарантиям;
  4. Политическую консолидацию – достижение общественного согласия по вопросам распределения между властями разных уровней налогово – бюджетных полномочий;
  5. Территориальную интеграцию – обеспечение единства налогово – бюджетной системы, предотвращение и смягчение диспропрций регионального развития, упрочение территориальной целостности страны.

Большое внимание сегодня уделяется системе межбюджетных трансфертов, в основу построения которой положено образование различных фондов.

Таким образом, в России действует принципиально новая система межбюджетных отношений, направленная на достижение задач социально – экономического развития РФ в целом, ее субъектов, а также муниципальных образований. [3] 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

На основе изложенного материала, можно сделать вывод, что, финансы можно отнести к разным видам категорий:

  1. экономической – так как они характеризуют процессы образования, распределения и перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов, накоплений и возникающие при этом денежные отношения;
  2. исторической – так как их существование насчитывает не одну тысячу лет.

Возникли финансы как полноценная система в средние века посредством развития производства, торговли, товарно-денежных отношений, межстранового денежного оборота, банковского и биржевого дела.

Функционирование  финансов, осуществление финансовой деятельности проявляются через  доходы, расходы, прибыль, налоги, платежи, отчисления, накопление денежных средств, образование денежных фондов, формирование бюджета и бюджетное финансирование, инвестирование, финансовую поддержку  и финансовые льготы.

Сосредоточенные у государства финансы способствуют решению экономических и социальных задач, обеспечению стабильности, предотвращению кризисных ситуаций, экономическому росту, формированию рыночных отношений.  
 

Сущность  финансов проявляется в двух основных функциях: распределительной и контрольной, которые осуществляются финансами  одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного  продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Помимо  распределительной и контрольной  функции финансы выполняют также  регулирующую функцию, посредством  вмешательства государства через  финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в  процесс воспроизводства. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию, содержание которой заключается  в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан  стабильные условия в экономических  и социальных отношениях.

Основоположники ленинградской школы финансовой науки добавили к распределительной  и контрольной функциям еще и  производственную, то есть обслуживание кругооборота фондов.

Финансовая  система состоит из финансовых институтов и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.

В странах  с централизованно управляемой  экономикой финансовая система в  огосударствлена и обладает меньшим  разнообразием элементов и функций  по сравнению со странами с рыночной экономикой, где более высок удельный вес финансов корпораций, функционирующих  согласно законам рынка.

Элементами  финансовой системы являются отдельные  источники образования и направления  расходования денежных средств, налоги, платежи, пошлины, штрафы, денежные санкции.

В отечественной  литературе понятие финансовой системы  трактуется как совокупность взаимосвязанных  сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств.

Финансовая  система России в целом состоит  из двух укрупненных подсистем: 1) государственных  и муниципальных финансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. В последнее  время в публикациях по теории финансов предлагается финансовую систему  дополнить и сферой финансов домашних хозяйств.

Бюджетная система – есть часть государственных  и муниципальных финансов.

В настоящее  время государственная бюджетная  система России представлена следующими звеньями:

    • Федеральный бюджет;
    • Территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автонмных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);
    • Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Федеративное  устройство России, разграничение прав и полномочий  между центром  и  субъектами РФ является предпосылкой  финансово-бюджетного федерализма.

Финансово – бюджетный федерализм – это  разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов федераций и местными органами самоуправления в области финансов и в частности в бюджетной сфере, реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса. Основная задача бюджетного федерализма – есть выбор условий наиболее эффективной модели бюджетных отношений.

Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система.