Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа
Потребности динамичного включения национальных экономических систем в мировое хозяйство являются универсальными, представляют собой своего рода глобальную закономерность конца ХХ столетия. Эта закономерность стала еще более рельефной в результате экономических и политических изменений, происходящих в странах бывшего СССР и бывшей мировой социалистической системы, которые при решении сложных внутренних задач могли бы с большей пользой использовать возможности национальных хозяйств в международном разделении труда.
Введение
Глава I: Сущность всемирного хозяйства
1.1. Сущность и структура всемирного хозяйства, его единство и противоречия.
1.2. Формирование единого всемирного хозяйства.
1.3. Общемировой характер современных производительных сил и экономического прогресса.
1.4. Мировой рынок и эффективность разделения труда.
Глава II: Интернациональные экономические отношения
а) Международное разделение труда.
б) Международная торговля товарами и услугами.
в) Международное движение капиталов и зарубежных инвестиций.
г) Международная миграция рабочей силы.
д) Международные валютно-финансовые и кредитные отношения.
е) Международная экономическая интеграция.
2.1. Россия и интернациональные экономические отношения.
Глава III: Современная торговля и валютные отношения между странами
3.1. Понятие валютных отношений и валютной системы
3.2. Валютная политика развивающихся стран.
1.4. Мировой рынок и эффективность разделения труда.
Мировой рынок: историко-методологический аспект. Формирование всемирного хозяйства поставило перед экономической наукой проблему выгодности или невыгодности для национальных экономик участия в мировых экономических отношениях. Экономическая наука стала интересоваться этими вопросами достаточно давно. Первыми, кто начал их обсуждать, были меркантилисты. Работы меркантилистов были посвящены изучению проблем, возникающих в результате следования той или иной внешней торговой политике. Меркантилисты считали, что государство должно как можно больше продавать на внешнем рынке и как можно меньше покупать, накапливая золото — основу, по их мнению, богатства.
“Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами можем изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом”[1].
Теория мировой экономики нашла дальнейшее развитие в работах Д. Рикардо. Им были сформулированы общие принципы взаимовыгодной торговли и международной специализации производства. Ему принадлежит заслуга в выявлении специфики внешнеэкономических отношений, разработке теории сравнительных преимуществ международного разделения труда. Эти преимущества обусловлены прежде всего природно-географическими условиями. Заслуга Д. Рикардо состоит в доказательстве выгодности торговли между государствами даже тогда, когда экономика страны высокоэффективна. Ученый показал, что обмен через внешнюю торговлю целесообразен даже в тех случаях, когда страна производит все товары при более высоких издержках производства, чем другие страны, но при условии, что разница между сравнительными издержками в данной стране выше, чем в других. В одной из глав “Начал политической экономии и налогообложения” Д. Рикардо использует пример обмена английского сукна на португальское вино. Допустим, подчеркивает Д. Рикардо, что производство сукна в Англии требует труда 100 рабочих в течение года. На данное количество сукна Англия приобретает португальское вино, собственное производство которого потребовало бы труда 120 рабочих в течение года. Поэтому для Англии выгоднее ввозить вино, чем производить его. Посмотрим на условия производства вина в той же Португалии. Допустим, что на производство тех же количеств сукна и вина в Португалии затрачивается труд соответственно 90 и 80 человек. Сопоставим условия. В Португалии производство сукна дешевле, чем в Англии (90 и 100 рабочих смен труда за год), но здесь производство сукна дороже, чем производство вина. В то же время изготовление вина значительно дешевле, чем производство сукна. Поэтому и для Англии, и для Португалии будет выгоднее обменять сукно на вино. Д. Рикардо сопоставляет неизменные издержки производства для этих случаев и выводит преимущества открытого рынка над закрытым (таблица 1)
Таблица 1: Сравнительная характеристика открытого и закрытого рынков
Страна | Рынок | |||||
Закрытый | Открытый | |||||
Вино | Сукно | Всего | Вино | Сукно | Всего | |
Португалия | 80 | 90 | 170 | 160 | - | 160 |
Англия | 120 | 100 | 220 | - | 200 | 200 |
Итого | 200 | 190 | 390 | 160 | 200 | 360 |
При анализе и сопоставлении характера производства в Англии и Португалии обнаруживаем, что производство в Португалии более эффективное, чем в Англии. На основе этого можно было бы сделать вывод о нецелесообразности со стороны Португалии налаживать торговые отношения с Англией. Однако Д. Рикардо показал, что абсолютным характеристикам здесь следовать нельзя, надо смотреть на относительный эффект. В данном примере торговля взаимовыгодна для обеих стран. С точки зрения интересов Англии, казалось бы, что ей выгодно ввозить и тот и другой продукт из Португалии, но логика вещей подсказывает, что все виды производства страна закрыть не может, в таком случае экономический выбор падает на вино, оно в Португалии относительно дешевле. Для изготовления вина в Португалии требуется 67% ((80 ґ 100) / 120) от издержек его производства в Англии.
Что же касается сукна, то на изготовление единицы данного товара Португалия затрачивает 90 % ((90 ґ100) / 100) издержек английского производства. Португалия также не может свернуть все виды производства, поэтому логика сравнения подсказывает, что ей выгоднее специализироваться на производстве вина (оно обходится значительно дешевле) и обменивать его на сукно, т.е. 100 : 120 (Англия) < 90 : 80 (Португалия). Португалия, по Д. Рикардо, имела абсолютное преимущество перед Англией и в производстве сукна, и в производстве вина, а относительное — только в производстве вина. Поэтому с точки зрения принципов внешнеэкономических отношений выгодно, чтобы Португалия специализировалась на производстве вина, а Англия — на производстве сукна. “Португалией, — писал Д. Рикардо, — товар мог быть произведен с меньшим количеством труда, чем в Англии. Если даже она будет изготавливать сукно трудом 90 человек, то будет ввозить его из страны, где на его производство требуется труд 100 человек. Для нее предпочтительнее употреблять свой капитал на производство вина, за которое она получит больше сукна из Англии, чем она произвела бы сама, если бы переместила часть своего капитала из виноделия в производство сукна.
Таким образом, Англия отдавала бы продукт труда 100 человек за продукт 80. Такой обмен не мог бы иметь места между индивидами одной и той же страны. Труд 100 англичан не может быть отдан за труд 80 англичан, но продукт труда 100 англичан может быть отдан за продукт труда 80 португальцев, 60 русских или 120 индусов"[2].
На основе таблицы 1 можно иллюстрировать преимущества открытых рынков над закрытыми. В случае, если национальные рынки изучаемых стран не соприкасаются между собой, совокупные издержки производства вина и сукна составляют 390 единиц рабочего времени.
Рассмотрим издержки производства для условий специализированного внешнего рынка. В данном случае в Португалии будет выгодно производить вино из расчета потребностей и Португалии, и Англии. Издержки в таком случае составят 160 единиц труда. Сукно же для обоих государств будет производиться в Англии и на него будет затрачиваться 200 единиц труда. Совокупные затраты труда на производство вина и сукна составят 360 единиц труда. Итак, закрытый рынок требует 390 единиц труда, а открытый — 360. Неизбежное следствие политики автаркии — снижение темпов экономического роста, падение жизненного уровня населения и другие негативные моменты, которые имели место, например, в деятельности экономик бывших социалистических стран.
Внешнеэкономическая политика: протекционизм и фритредерство. Выгода от разделения труда и свободы торговой политики понята давно и теоретиками, и практиками. Еще в 1776 г. А. Смит об этом заявлял следующее: “Основное правило каждого здравомыслящего главы семьи — никогда не пытаться сделать дома то, что дешевле купить, нежели произвести самому. Портной не пытается шить себе обувь, а покупает ее у сапожника. Сапожник не пытается сшить себе одежду, а нанимает портного. Фермер не пытается сделать ни то, ни другое, а пользуется услугами этих ремесленников”. Каждому выгоднее использовать преимущества специализированного труда и направить часть полученных средств на приобретение на рынке части нужных продуктов, чем налаживать собственное производство этих товаров. Такая характеристика вполне соответствует и мировой экономике. Между тем во внешнеэкономической деятельности не всегда все гладко. Здесь существуют не только чисто экономические связи и не только торговое соперничество, но и политическое и военное соперничество и противоборство, что вынуждает государства проводить политику защиты своего национального производства, поощрения его действий на внешнем рынке или, наоборот, проникновения иностранных товаров на внутренний рынок. Часто государства по отношению к отдельным товарам предпринимают меры, способствующие экспортным возможностям, по отношению к другим товарам создается благоприятная импортная ситуация. В зависимости от характера действий внешнеэкономическая политика определяется как протекционизм или фритредерство.
Протекционизм (от лат. protectio — покровительство, защита) представляет собой государственную политику, направленную на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранной конкуренции, создание условий для активного проникновения ее на внешний рынок. Поэтому протекционизм осуществляется через систему взаимосвязанных мер внутренней и внешней экономической политики.
Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала и утверждения мануфактурного производства. Его теоретической базой явилось учение меркантилистов, видевших источник богатства общества в активном балансе внешней торговли, обеспечивающем приток в страну золота и серебра. В последующем государства поощряли развитие отечественной промышленности путем расширения казенного строительства, выплаты субсидий, предоставления прибыльных заказов.
Протекционистская политика особенно наглядна в отношении развивающихся стран. С одной стороны, развитые государства проводят по отношению к ним протекционистскую политику, ввозя туда изделия промышленности и вывозя по дешевым ценам сырье и продовольственные товары; с другой — сами развивающиеся страны стремятся защитить рождающуюся национальную экономику и вводят комплекс защитных мер.
Фритредерство (от англ. free trade — свободная торговля) — политика, проводимая крупными предпринимателями, монополистическими союзами, требующими невмешательства государства в экономическую жизнь. Фритредерство зародилось в Великобритании в последней трети XVIII в. и было связано с начавшимся промышленным переворотом. Зарождающийся мировой рынок внес свои коррективы во внешнеэкономическую деятельность государства: с одной стороны, увеличилась тенденция развития свободной торговли, что усилило фритредерские действия предпринимателей, государств; с другой — государства были вынуждены использовать комплекс мер, направленных на защиту интересов отечественной экономики. С учетом этого в нынешней рыночной экономике протекционизм и фритредерство шагают рука об руку. Особенно наглядно это проявляется в действиях различных экономических блоков и союзов, таких как, ЕС, ОПЕК и т.д. Европейский союз устраняет различные экономические препятствия во взаимодействии государств — членов этого союза, придерживаясь концепции фритредерства, но проводит активную протекционистскую политику за пределами данного экономического блока. Аналогичные действия осуществляют и страны-производители нефти (ОПЕК). Они проводят совместную политику относительно цены на нефть и нефтепродукты, объемов ее добычи, но отличную по защите интересов зарождающейся национальной промышленности.
Протекционизм и фритредерство проводятся развитыми государствами через Международный валютный фонд и другие международные организации в отношении стран СНГ, навязывая им принципы свободной торговли, но они же проводят жесткий протекционизм, направленный на удушение нашего отечественного производства. В результате “свобода торговли” выступает свободной торговлей для США, Германии, Японии, но сопровождается установлением экономической зависимости стран СНГ от названных государств и возглавляемых ими блоков и союзов.
Глава II: Интернациональные экономические отношения
Интернациональные экономические отношения устанавливаются между комплексными экономическими системами, каковыми являются нации, государства. В экономическом плане нация предстаёт понятием сложным и богатым:
а) это центр экономической деятельности, различающийся:
-по своей природе: сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д;
-по своему происхождению: индивидуальные предприятия, крупные предприятия, государственные предприятия;
-по условиям деятельности: условия конкуренции, монополии и т. д.
б) во-вторых, нация – это центр сил, значение и влияние которых выходят за рамки географического и политического пространства.
Информация о работе Сущность и главные тенденции мировой экономики