Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа
Потребности динамичного включения национальных экономических систем в мировое хозяйство являются универсальными, представляют собой своего рода глобальную закономерность конца ХХ столетия. Эта закономерность стала еще более рельефной в результате экономических и политических изменений, происходящих в странах бывшего СССР и бывшей мировой социалистической системы, которые при решении сложных внутренних задач могли бы с большей пользой использовать возможности национальных хозяйств в международном разделении труда.
Введение
Глава I: Сущность всемирного хозяйства
1.1. Сущность и структура всемирного хозяйства, его единство и противоречия.
1.2. Формирование единого всемирного хозяйства.
1.3. Общемировой характер современных производительных сил и экономического прогресса.
1.4. Мировой рынок и эффективность разделения труда.
Глава II: Интернациональные экономические отношения
а) Международное разделение труда.
б) Международная торговля товарами и услугами.
в) Международное движение капиталов и зарубежных инвестиций.
г) Международная миграция рабочей силы.
д) Международные валютно-финансовые и кредитные отношения.
е) Международная экономическая интеграция.
2.1. Россия и интернациональные экономические отношения.
Глава III: Современная торговля и валютные отношения между странами
3.1. Понятие валютных отношений и валютной системы
3.2. Валютная политика развивающихся стран.
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группа государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.
Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства и капитала между странами — участницами этого процесса. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной (с обратной связью) цепочкой: развитие производительных сил — международное разделение труда — интернационализация производства и капитала — экономическая интеграция. На экономическую интеграцию существенным образом влияют два фактора: научно-техническая революция и транснациональные корпорации.
Региональная интеграция проходит на двух уровнях. На уровне отдельных компаний, которые в своей хозяйственной деятельности вступают в интеграционные процессы. И на межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов.
Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. Помимо объективных экономических процессов западноевропейская интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвигаемыми многими европейскими политическими, общественными деятелями и мыслителями.
Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран — Франция, ФРГ, Италия Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же стороны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообщества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста.
Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто называли его, «Общего рынка» были:
— постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
— установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
— ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
— разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
— создание валютного союза;
— унификация налоговой системы;
— сближение законодательства;
— разработка принципов согласования экономической политики.
Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х годов до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономического сообщества, на протяжении всего его существования реализовывались достаточно последовательно и успешно.
Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание в развивающихся регионах мира. В Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Однако наиболее заметным, развивающимся интеграционным процессом стал процесс организации и функционирования североамериканской зоны свободной торговли — НАФТА. Существующая экономическая интеграция США с Канадой и их сотрудничество с западноевропейскими партнерами перестала удовлетворять США. В результате интеграционные процессы в Северной Америке вышли за пределы двух государств, был заключен договор о североамериканской зоне свободной торговли, вступивший в силу 1 января 1994 г. НАФТА, кроме США и Канады, включила Мексику. Территория блока составляет обширную территорию с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли.
Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (ОЭС—ЭКО). Инициаторами ее создания стали Иран, Пакистан и Турция. ОЭС—ЭКО, по замыслу учредителей, должна стать прообразом будущего Центрально-азиатского общего рынка, который должен включать в себя и мусульманские республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан, Азербайджан.
2.1. Россия и интернациональные экономические отношения.
На фоне устойчивого роста мирового производства в России наблюдается его падение, в результате происходит углубление отставания нашей страны от мирового хозяйственного развития, особенно по отношения к промышленно развитым странам. Это ведёт к снижению роли России в мировой торговле и производстве, снижается также значение внешней торговли в решении задач экономической стабилизации.
Так, ВВП в странах ЕС в последние годы растёт на 2,5%, в США – на 2,5-3% в среднем за год. В России в 1997 году прирост ВВП составил 0,8% , а в 1998 году – по предварительной оценке – спад на5 %.
Аналогичные тенденции прослеживаются в динамике экспорта: при росте объёма мирового экспорта в 1998 году по сравнению с 1997 годом примерно на 7%, произошло существенное его сокращение в нашей стране.
В результате сокращения товарооборота России ухудшается её положение в мировой торговле. По данным, опубликованным ООН, мы занимаем по товарообороту 18-е место в мире. Удельный вес России в международной торговле сократился с 2,5% в начале 90-х годов да 1,3% в настоящее время.
По данным таможенной статистики, в 1998 году внешнеторговый оборот России составил 115,0 млрд. долл. США и по сравнению с 1997 годом сократился на 16,7%, в том числе экспорт – 71,3 млрд. долл. (на 16,2%), импорт 43,7 (на 17,6%). В 1998 году существенных изменений в товарной структуре экспорта и импорта не произошло. При этом объёмы торговли сократились как в экспорте, так и в импорте по всем товарным группам. В экспорте основное место по-прежнему занимали топливно-энергитические товары - 41,4% от общего объёма экспорта. В импорте основное место занимали машины и оборудование – 35,8% от всего объёма российского импорта.
Последствия финансового кризиса более сильно проявились в сентябре 1998 года. При общем снижении импорта из стран дальнего зарубежья по сравнению с августом на 41%, поставки продовольственных товаров сократились в 2,2 раза, товаров химической промышленности – в 1,8, текстиля и обуви – в 2,1 раза. В десятку основных торговых партнёров России в 1998 году вошли: Германия, товарооборот с которой составил 41,2 млрд. долл. США, США – 9,2, Белоруссия – 9,1, Украина – 8,0, Италия – 5,1, Нидерланды – 4,9, Китай – 4,3, Великобритания – 4,2, Казахстан – 3,8, Финляндия – 3,5 млрд. долл.
Одним из условий полноценной интеграции России в международное сообщество является совершенствование товарной структуры экспорта и импорта во многом определяющей эффективность внешней торговли. Однако глубокая сырьевая зависимость российского экспорта в страны дальнего зарубежья от коньюктуры мирового рынка исключает возможность быстрого и безболезненного приспособления российской экономики к его меняющимся условиям.
В экспорте по-прежнему значительна доля топливно-энергитических, сырьевых товаров и материалов при незначительном удельном весе машин и оборудования. В то же время именно обмен продукцией машиностроения стран ЕС с другими промышленно развитыми странами выступает главным фактором динамизации торговли ЕС и роста производства. Таким образом, тенденции в структурных сдвигах российского экспорта диаметрально противоположны мировым тенденциям промышленно развитых стран и свидетельствуют об углублении отставания России от прогрессивных изменений в мировой торговле.
Помимо отмеченных выше российская внешняя торговля сталкивается с рядом других серьезных проблем. И одна из главных среди них — это необходимость стимулирования промышленного экспорта.
Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны.
Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 80-х годов пытается активно использовать и иностранные инвестиции.
Как свидетельствует практика, мировое хозяйство не может эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его постоянной миграции. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая принципы следования идеям открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов вывоза капитала из России и его импорта в Россию.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
1) ускорения экономического и технического прогресса;
2) обновления и модернизации производственного аппарата;
3) овладения передовыми методами организации производства;
4) подготовка кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
К тому же в условиях инвестиционного кризиса в России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромное количество инвестиций для обеспечения такого перехода.
Имея множество альтернативных предложений на более благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику. Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия, как отмечалось выше, получили значительную часть иностранных инвестиций с начала 90-х годов. И хотя по абсолютной сумме иностранных инвестиций Россия занимает 2-е место после Венгрии, это не должно вводить в заблуждение.
Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также как капитал международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в форме портфельных инвестиций и в виде кредитов, как ссудный капитал.
Величина иностранного капитала, привлечённого в экономику РФ по итогам 1998 года, оценивается в 11,8 млрд. долл. Это составляет 96% от всех зарубежных инвестиций, пришедших в Россию в 1997 году.
Приток иностранного капитала в РФ
Инвестиций всего, в том числе: прямые портфельные прочие
| 1997 г. млн. долл. |
% | 1998 г. млн. долл. |
% | 1998 г. к 1997 г. % |
12295
5333 681 6281 |
100%
43,4 5,5 5,1 |
11773
3361 191 8221 |
100%
28,6 1,6 69,8 |
95,8
63,0 28,1 130,9
|
Информация о работе Сущность и главные тенденции мировой экономики