Сущность и принципы рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 09:18, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы явилось всестороннее рассмотрение сущности и принципов рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
При изучении рыночной экономики необходимо рассмотреть понятие рыночной экономики. условия ее возникновения и существования, а также структуру рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
1. Понятие рыночной экономики. Условия её возникновения и существования. Структура рынка…………………………………………….4
Основные понятия рыночной экономики…………………………………...4
Условия возникновения и существования рыночной экономики………...8
Структура рынка…………………………………………………………….15
2. Принципы и признаки существования рыночной экономики. Конкуренция…………………………………………………………………….20
2.1 Принципы и признаки существования рыночной экономики….............................................................................................………..20

2.2 Конкуренция как основополагающий принцип рыночной экономики………………………………………………………………………...23
3. Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики………………………………………………………………….........25
3.1 Аргументы в пользу рыночной экономики……………………………..….25

3.2 Аргументы против рыночной экономики…………………………….........27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….30

Список используемой литературы…………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)
align="justify">     объем товарно-материальных запасов;

     динамика  цен, прибылей, процентных ставок, курса ценных бумаг;

     темпы инфляции;

     масштабы  банкротств;

     уровень занятости и процент безработных;

     состояние государственного долга;

     платежный баланс и курс валюты.

     Изучение  конъюнктуры рынка позволяет  оценить последствия, порождаемые  рыночной конъюнктурой, их влияние на экономические законы страны, выработать стратегию и тактику поведения на рынке в определенный момент времени, а на макроуровне осуществить ряд мероприятий по регулированию экономики.

     Экономические законы — это прочно установившиеся связи и взаимозависимость экономических явлений, объективная реальность, вытекающая из сущности экономики и экономических отношений /3, с.153/.

     Экономические законы, как и законы природы, имеют  объективный характер. В то же время  они отличаются от законов природы тем, что возникают и действуют только в процессе экономической деятельности людей — в производстве, распределении, обмене и потреблении. Таким образом, хотя экономические законы не зависят от сознания людей, они зависят от их сознательной деятельности.

     В современных условиях стихийное  действие экономических законов  дополняется элементом государственного и межгосударственного регулирования  экономики. Государство не может  отменить объективные экономические  законы, но может создавать условия  для развития этих законов через государственное регулирование.

     Все экономические законы можно разделить  на три основных типа:

     общие экономические законы, которые присущи  всем экономическим системам;

     специальные, действующие в нескольких однотипных системах;

     специфические, т.е. характерные лишь для одной экономической системы.

     Законы  рыночной экономики — это специальные  законы. К ним относятся законы предельной полезности, количества денег  в обращении, спроса и предложения  /5, с.125/.

     Одним из основополагающих экономических понятий является понятие товара. Люди производят, потребляют и обмениваются товарами. Что же такое товар? В создании любой вещи участвует сегодняшний (живой труд) и прошлый (овеществленный труд). Таким образом, любой товар — это концентрированный человеческий труд.

     Товар имеет два очень важных свойства: потребительную и меновую стоимость. Главное свойство всех товаров —  потребительная стоимость — то есть та польза, которую приносит вещь. Поэтому, например, квадратное колесо — не товар. Полезность хлеба, а значит, его потребительная стоимость, заключается в том, что его можно разрезать и употребить в пищу. Полезность - это удовлетворение, которое получают от потребления товара. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность — это удовлетворение, получаемое от потребления определенного набора единиц товара (например, двух булок хлеба, трех рыб и т.д.). Предельная полезность равна приращению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы товара. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара при увеличении количества приобретаемых единиц этого товара. В рыночной экономике большое значение получила теория предельной полезности товара /5, с.129/.

     Закон убывающей предельной полезности. Если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-либо товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого товара падает /3, с.78/.

     Другое  важное свойство товара заключается  в том, что его можно обменять. Соотношения, в которых обмениваются товары, называются меновой стоимостью. Если в товарах заключено одинаковое количество человеческого труда то определяет одинаковую стоимость товаров. Стоимость товара — это общественный труд, который овеществлен в товаре и на основе которого осуществляется обмен.

     Первоначально обмен одной полезной вещи на другую носил разовый, случайный характер. С развитием международной торговли выделился один признанный всеми  народами эквивалент — деньги. Деньги — это особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом. Их потребительная стоимость заключается в том, чтобы выражать стоимость всех товаров. Деньги выполняют ряд функций, являясь одновременно мерой стоимости, средством обращения и средством накопления. Количество денег, которое должно быть уплачена при покупке товара, представляет собой его цену. С точки зрения покупателя, цена представляет собой расходы, которые он готов понести для приобретения товара. Если же рассматривать цену с позиции производителя, то она должна покрывать затраты на производство и обеспечивать получение прибыли .

     Для нормального функционирования рыночной экономики существенное значение имеет  количество денег, находящихся в  обращении.

     Закон количества денег в обращении. Количество денег в обращении должно равняться отношению суммы цен товаров к скорости оборота денежных средств /4, с.45/.

       Если количество денег в обращении  меньше этого соотношения, такая  ситуация называется дефляцией.  Дефляция проявляется в падении  уровня цен. Совокупность мероприятий, осуществляемых правительством и направленных на преодоление дефляции, заключается в том, чтобы:

     напечатать  деньги;

     ускорить  оборачиваемость;

     снизить цены;

     убрать  товар.

     Небольшие темпы дефляции выгодны потребителям, однако для экономики в целом  явление дефляции нежелательно, так как она ведет к экономическому спаду, ухудшению условий предпринимательства, стагнации и, в конце концов, к экономическому кризису.

     Если  количество денег в обращении  больше указанного соотношения, то такая  ситуация называется инфляцией. Инфляция — обесценивание бумажных денег, находящихся в обращений, т. е. падение их покупательной способности. В повседневной жизни инфляция проявляется в повышении цен на все товары и услуги. Инфляция возникает не только из-за эмиссии бумажных денег. Инфляция — сложное экономическое явление, вызываемое комплексом причин, действующих в сфере производства, денежного обращения и государственных финансов. Важнейшие из них — взвинчивание цен монополиями, чрезмерное развитие кредита, огромные непроизводительные расходы государства, покрываемые за счет систематического превышения расходов государственного бюджета над его доходами. Хронический бюджетный дефицит покрывается за счет выпуска государственных займов и банковских кредитов, предоставляемых также под обеспечение бумажными государственными обязательствами, что экономически равносильно дополнительной эмиссии бумажных денег. Возможные пути выхода /10, с.64/:

     изъять  деньги;

     замедлить скорость оборота;

     повысить  цены;

     увеличить товарную массу.

     Потребность общества в различных товарах проявляется в виде спроса.

     Спрос — это форма проявления потребности  в товаре, обеспеченная денежными  средствами. Предложение — это  вся масса предназначенных для  продажи товаров. На рынке постоянно  сталкиваются спрос как представитель потребления и предложение как представитель производства. Сбалансированность спроса и предложения является основным принципом рыночной экономики.

     Закон спроса и предложения. Если спрос  на товар превышает предложение, то цена на него поднимается, если же предложение превышает спрос, цена падает /3, с.79/.

     Ситуация, при которой спрос превышает  предложение, представляет собой дефицит  товаров. В противоположном случае, когда предложение превышает  спрос, говорят о перепроизводстве товаров. Закон спроса и предложения регулирует объем производимой продукции путем выравнивания цены, и при его действии отсутствует дефицит товаров и их перепроизводство. В таком случае говорят, что рынок находится в равновесии, а цена, при которой величина спроса равна величине предложения, называется ценой равновесия.

     Таким образом, главным свойством рыночной экономики является принцип установления цены на основе спроса и предложения.

     Рыночная  экономика — это сложная система  взаимосвязей, посредством которой  интересы потребителей и производителей товаров учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Через эту систему связей общество решает, что экономика должна производить, как наиболее эффективно организовать производство и каким образом следует распределять результаты общественного труда между участниками производственного процесса /9, с.77/.

 

      1.3 Структура  рынка.

     Развитие  рыночных отношений в АПК в  значительной степени определяется структурой рынка, то есть внутренним строением, расположением, соотношением его отдельных элементов. Она определяется многими факторами, среди которых важнейшими являются формы собственности и хозяйствования, количество товаропроизводителей и покупателей, типы производимой продукции, степень контроля над ценами, барьеры входа в отрасль и выхода из нее, уровень развития экономических отношений, государственная политика /11, с. 70/.

     Аграрный  рынок включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственного сырья и продовольствия, земли, средств производства (материальных ресурсов), рабочей силы. Отсутствие или недостаточное развитие любого из указанных элементов приводит к снижению эффективности рыночных отношений /9, с. 51/.

     Инфраструктура  рынка представляет собой совокупность коммерческих организаций и служб, обеспечивающих успешное функционирование всех видов рынка. К ней относятся товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, рекламные агентства, консультативные и информационные службы, аудиторские компании /3, с. 68/.

     Товарная  биржа – это организационная форма оптовой торговли товарами по стандартам и образцам, функционирующая на постоянной основе. Основное назначение товарных бирж заключается в оказании услуг при заключении сделок, регулировании процесса торгов между продавцами и покупателями, публикации информации о ценах. Аукционом называется публичная продажа товара, при которой покупателем  становится тот, кто предлагает более высокую цену. Ярмарка – это периодически устраиваемые встречи сельскохозяйственных, промышленных и торговых организаций разного рода, коммерсантов преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.

     Службы  информации занимаются сбором сведений о спросе и предложении товаров на различных рынках, о норме прибыли. Полученные данные используются для выработки стратегии поведения товаропроизводителей. Консультативные (консалтинговые) службы осуществляют консультирование на коммерческой основе продавцов, покупателей и производителей по различным вопросам хозяйственной деятельности организации. Аудиторские фирмы проводят комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью подтверждения их официально публикуемой отчетности и оценки реальных возможностей участия в сфере бизнеса. Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры находятся в России на различных стадиях становления и развития /6, с. 40/.

     Рыночная  инфраструктура облегчает осуществление  товарообменных операций, повышает их оперативность и эффективность, объединяет производителей и потребителей в едином хозяйственном процессе /5, с. 14/.

      Рыночный  механизм АПК обеспечивает взаимосвязь  и взаимодействие агентов рынка  и включает такие элементы, как  спрос, предложение, конкуренция, цена, аграрное законодательство. Он содержит важнейшие элементы саморегулирования, но допускает и государственное регулирование (путем воздействия государства на спрос, предложение, цены,  конкуренцию). Каждый элемент рыночного механизма прежде всего связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Рынок автоматически заставляет предпринимателей, преследующих свою собственную цель (извлечение прибыли), действовать, в конечном счете, на пользу потребителей.

       Решающее  значение при определении экономической  эффективности производственных агропромышленных объединений наряду с показателями роста объема производства и увеличения прибыли имеет показатель улучшения использования капитальных вложений, который, в свою очередь, определяется суммой годового экономического эффекта от организации объединения, коэффициентом эффективности использования этих дополнительных капитальных вложений и сроком их окупаемости.

Информация о работе Сущность и принципы рыночной экономики