Экономический
эффект, получаемый в результате создания
объединения, определяется как сумма
результатов каждого осуществленного
мероприятия, направленного на повышение
эффективности производства. Эти мероприятия
связаны прежде всего с совершенствованием
управления, расширением уровня концентрации
и специализации профильных производств,
а также с централизацией основных производственно-хозяйственных
функций. Проведение их способствует увеличению
объема производства продукции, снижению
ее себестоимости и повышению ее качества.
В
связи с тем, что и в автономных хозяйствах
производство продолжало бы развиваться,
сложно определить точный размер увеличения
объема основной продукции только в результате
перехода к агропромышленной форме организации
производства и управления. Однако в случае
продолжительного организационного периода
создания объединения прирост объема
продукции может быть определен путем
сопоставления среднегодовых темпов роста
объема производства продукции за базовый
(до объединения) и расчетный (после объединения)
периоды деятельности.
Сумма
годового экономического эффекта производственного
агропромышленного объединения Э (в руб.)
может быть определена по формуле
Э=
Эс.х.+Эп+Эц
где Эс.х—экономический
эффект, полученный в сельскохозяйственном
производстве, руб.; Эд —экономический
эффект, полученный в промышленном производстве,
руб.; Эц —экономический эффект
от централизации основных производственно-хозяйственных
функций, руб.
Годовой экономический
эффект, полученный в сельскохозяйственном
производстве,
Эс.х.=
Эс.х В,
где В
— объем производства в расчетном году,
т (ц, дал и др.)
Годовой экономический
эффект, приходящийся на единицу
сельскохозяйственной продукции,
где С1
и С2 — себестоимость 1 т (ц) профильной
культуры по соответственно базовому
и расчетному вариантам, руб.; Ен
— нормативный коэффициент эффективности
капитальных вложений; К1—
удельные капитальные вложения базового
года в сельскохозяйственном производстве,
руб.; Корг -
удельные капитальные вложения в сельскохозяйственное
производство на проведение мероприятий
по организации объединения за все годы
его становления, руб.; Пк — прибыль
от повышения качества сельскохозяйственной
продукции, руб.
Удельные
капитальные вложения
Корг
= К1 + Кдоп
где Кдоп-
сумма удельных капитальных затрат
каждого года организационного периода
(в руб.), определяемая по формуле
Кдоп
=( К΄- К1)+( К"- К1)+…+( К2-
К1)
где К΄,
К", К2
- удельные капитальные затраты каждого
года, руб.
Прибыль
от повышения качества сельскохозяйственной
продукции можно вычислить по формуле:
Пк=(а1-а2)(Ц2-Ц1)/100
где а1
и а2 — удельный вес некондиционной
продукции в базовом и расчетном годах,
%; Ц1и Ц2—средняя сдаточная
цепа 1 т (ц) в расчетном и базовом годах,
руб.
Годовой
экономический эффект в промышленном
производство определяется аналогично.
Годовой экономический эффект от централизации
основных производственно-хозяйственных
функций (снабжения и сбыта, строительства
и капитального ремонта, финансовых функций,
планирования и т. д.) определяется как
разница между затратами на выполнение
этих функций до и после их централизации,
т. е. в базовом и расчетном годах. Так,
например, эффект от централизации материально-технического
снабжения и сбыта продукции — это годовая
экономия транспортных расходов по доставке
оборудования и материалов, затрат по
реализации готовой продукции.
2. Принципы и признаки
существования рыночной
экономики. Конкуренция
2.1
Принципы и признаки
существования рыночной
экономики.
Рынок
– сложная экономическая система
общественных взаимоотношений в
сфере экономического воспроизводства.
Он обусловлен несколькими принципами,
которые обуславливают его сущность и
отличают от других экономических систем.
Эти принципы основываются на свободе
человека, его предпринимательских талантах
и на справедливом отношении к ним государства.
Действительно, данных принципов немного
– их можно посчитать по пальцам одной
руки, однако их важность для самого понятия
рыночной экономики трудно переоценить.
Причем эти основы, а именно: свобода индивида
и честное соревнование – очень тесно
связаны с понятием правового государства.
Гарантии же свободы и честного соревнования
могут быть даны лишь в условиях гражданского
общества и правового государства. Но
и сама суть прав, обретенных человеком
в условиях правового государства, есть
право свободы потребления: каждый гражданин
вправе устраивать свою жизнь так, как
ему представляется, в рамках его финансовых
возможностей /6, c.78/.
Сама
рыночная экономика как механизм
регулирования экономических отношений
является лишь научной абстракцией,
упрощенной моделью для демонстрации
принципа ее функционирования и сравнения
с существующими формами так называемой
смешанной экономики. В рыночной экономике
в полной мере реализуются все принципы,
обусловленные ею.
Хотя
рыночная экономика и многозначное
понятие, главный ее признак все
же можно выделить. Это принцип свободы
хозяйственной деятельности.
Естественно,
экономическая свобода, как и
политическая, социальная, духовная, нравственная,
ограничена общественно устанавливаемыми
пределами, не позволяющими ей вылиться
в анархию, превратиться в средство
необузданного экономического произвола.
Без системы общественных ограничений
свобода одних станет засильем для других.
Но в то же время наличие ограничений не
свидетельствует, что в условиях их действия
свобода заключена в заранее заданные
рамки. Весь вопрос в том, каков уровень
ограничений. Сужая ограничения, можно
свести зону экономической свободы к нулю,
а, расширяя свободное экономическое пространство,
можно сделать его и при наличии ограничений
не сковывающим хозяйственную деятельность,
инициативу, предприимчивость.
Главный
принцип рыночной экономики декларирует
право любого хозяйствующего субъекта,
будь то человек, семья, группа, коллектив
предприятия, выбирать желаемый, целесообразный,
выгодный, предпочтительный вид экономической
деятельности и осуществлять эту деятельность
в любой допускаемой законом форме. Закон
же призван ограничивать и запрещать те
виды экономической и хозяйственной деятельности,
которые представляют реальную опасность
жизни и свободе людей, общественной стабильности,
противоречат нормам морали. Все остальное
должно быть разрешено как в форме индивидуальной
трудовой, так и в ее коллективных и государственных
формах деятельности /8, c.79/.
Таким
образом, в рыночной экономике действует
следующий исходный принцип: «Каждый
субъект вправе избирать для себя произвольную
форму экономической, хозяйственной деятельности,
кроме запрещенных законом, ввиду их общественной
опасности».
Следует
отметить, что в рынке реализуется
и принцип всеобщности. Он обусловливает
комплексность рыночного хозяйства,
где не должно быть структур, не пользующихся
товарно-денежными отношениями, которые
являются наиболее важными атрибутами
рынка в экономике.
Определяющим
принципом рыночной экономики является
также равноправие рыночных субъектов
с разными формами собственности.
Этот принцип гласит: экономические права
каждого из данных субъектов, включая
возможности осуществления экономической
деятельности, ограничения, налоги, льготы,
санкции, должны быть адекватны для всех
субъектов. В том смысле, что они не зависят
от формы собственности, существующей
на данном предприятии.
Естественно,
равноправие или, лучше говорить,
адекватность прав предприятий с
разными формами собственности
не следует воспринимать как абсолютное
равенство, одинаковость, неразличимость.
Разные формы собственности сами собой,
поневоле создают разные производственные,
экономические возможности. К тому же
нерационально иметь одинаковые правила,
скажем, налогообложения для предприятий
с большим и малым коллективами и частников.
Речь
идет о другом: чтобы не создавать
«особых» условий специального режима
благоприятствования по признаку формы
собственности, ставя в выгодное положение
одну из них и в невыгодное – другую. В
сущности, это предпосылка честной конкуренции
разных форм собственности /7, c.122/.
Вторая,
не менее важная сторона декларируемого
принципа заключена в предоставлении
всем формам собственности права на существование,
права быть представленными в экономике.
Здесь имеется в виду, прежде всего устранение
геноцида по отношению к частной, семейной,
групповой собственности на средства
производства, столь свойственного в недалеком
прошлом советской экономике.
Плюрализм
форм собственности в рыночной экономике,
их экономическое равноправие порождают
многообразие этих форм, не присущее обычно
экономике государственного типа.
Уже
было сказано о самостоятельности
в выборе форм и видов деятельности,
однако к этому следует добавить:
рыночной экономике свойственны
процессы саморегулирования, распространяющиеся
не только на управление предприятием,
но и на его создание и ликвидацию.
2.2
Конкуренция как
основополагающий
принцип рыночной
экономики.
Конкуренция
– это соперничество, экономическая
борьба, состязательность между продавцами
– производителями за право получения
максимальной прибыли и между
покупателями при покупке товаров за большую
выгоду.
Конкурентная
борьба способствует эффективному использованию
ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются
по отраслям и видам производства
таким образом, чтобы продукция,
полученная от этих ресурсов, приносила
им прибыль. Она является регулирующей
силой в условиях рынка /4, c.69/.
Хотя
организационным механизмом чистого
капитализма служит рыночная система,
необходимо признать важную роль конкуренции
в качестве механизма контроля в
такой экономике. Рыночный механизм
предложения и спроса сообщает желания
потребителей (общества) предприятиям,
а через них – и поставщикам ресурсов.
Однако именно конкуренция заставляет
предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим
образом удовлетворять эти желания.
Между
тем конкуренция не ограничивает
свою роль гарантированием надлежащей
реакции на потребности общества. Именно
конкуренция заставляет фирмы переходить
на самые эффективные технологии производства.
На конкурентном рынке неспособность
некоторых фирм использовать самую экономичную
технологию производства в конечном счете
означает их устранение другими конкурирующими
фирмами, которые применяют наиболее эффективные
методы производства /14, c.56/.
Весьма
примечательным аспектом функционирования
и корректировочных операций конкурентной
рыночной системы является то, что она
создает необычайное и важное тождество
– тождество частных и общественных интересов.
Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся
увеличения собственной выгоды и действующие
в рамках остроконкурентной рыночной
системы, одновременно – как бы направляемые
«невидимой рукой» – способствуют обеспечению
государственных, или общественных интересов.
Известно, например, что при существующей
конкурентной конъюнктуре фирмы применяют
самую экономичную комбинацию ресурсов
для производства данного объема продукции,
поскольку это отвечает их частной выгоде.
Поступать по-другому означало бы для
них отказаться от прибылей или даже рисковать
со временем потерпеть банкротство. Но
вместе с тем очевидно, что интересам общества
отвечает использование редких ресурсов
с наименьшими издержками, т.е. наиболее
эффективными методами. Поступать иначе
означало бы производство данного объема
продукции с большими издержками или принесение
в жертву альтернативных товаров, которые
действительно необходимы обществу.
Итак,
сила конкуренции контролирует или
направляет мотив личной выгоды таким
образом, что он автоматически и непроизвольно
способствует наилучшему обеспечению
интересов общества /12, c.71/.
3. Положительные
и отрицательные стороны
рыночной экономики
3.1
Аргументы в пользу
рыночной экономики.
Основной
экономический аргумент в пользу
рыночной системы состоит в том,
что она способствует эффективному
распределению ресурсов. Согласно этому
тезису, конкурентная рыночная система
направляет ресурсы в производство тех
товаров и услуг, в которых общество больше
всего нуждается. Она диктует применение
наиболее эффективных методов комбинирования
ресурсов для производства и способствует
разработке и внедрению новых, более эффективных
технологий производства. Короче говоря,
поборники рыночной системы доказывают,
что «невидимая рука», таким образом, управляет
личной выгодой, что она обеспечивает
общество производством наибольшего количества
необходимых товаров из имеющихся ресурсов.
Это, следовательно, предполагает максимальную
экономическую эффективность. Именно
эта презумпция эффективности распределения
заставляет большинство экономистов сомневаться
в необходимости правительственного вмешательства
в функционирование свободных рынков,
или правительственного регулирования
их операций, за исключением тех случаев,
когда такое вмешательство становится
вынужденным /12, c.93/.