Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:49, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании сущности инфляции, ее видов, социально-экономических последствий и механизмов управления. Следует отметить, что разработка и реализации антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней.
Введение ………………………………………………………………… 3
1 Инфляция как фактор макроэкономической нестабильности……… 5
1.1 Понятие, причины возникновения и количественная оценка
инфляции ……………………………………………………………………….. 5
1.2 Виды и типы инфляции……………………………………………… 11
1.3 Социально-экономические последствия инфляции……………….. 16
2 Механизмы управления инфляцией …………………………………. 18
2.1 Сущность и типы антиинфляционной политики ………………… 18
2.2 Основные варианты антиинфляционной программы …………… 21
3 Инфляция в России и методы борьбы с ней ………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………… 28
Глоссарий ……………………………………………………………….. 30
Список использованных источников ………………………………… 31
Список сокращений ……………………………………………………. 32
Уровень цен
1,2 А2
1,1
1,0
0 11
Рис. 1.3
Развитие инфляции предложения
Инфляция издержек производства (предложения) обусловлена:
Таким
образом, инфляция цен может вызываться
такими экономическими факторами, которые
лишь косвенно связаны с деньгами, и действует
вне денежной сферы (например, повышением
качества товаров, экономическим циклом,
изменением производительности труда
в различных отраслях экономики, государственным
регулированием цен, падением доверия
к властям, психологическим давлением
и т. д.). Денежная инфляция также может
вызываться, хотя и косвенно (через скорость
обращения денег), теми же экономическими
факторами, которые сами по себе являются
причинами инфляции цен.
1.3
Социально-экономические последствия
инфляции
Оценка
последствий инфляции является весьма
сложной и в научно-
Инфляция может иметь негативные социальные последствия как сама по себе, так и по результатам ее регулирования. Обесценение денег и рост цен могут привести к понижению уровня жизни населения. Однако если рост цен сопровождается таким же ростом заработной платы (путем индексации), то реального обесценения денег не наблюдается, то есть изменяется масштаб цен. Более того, может происходить опережениями рост заработной платы к производительности труда. В этой связи как для определения самой инфляции, так и ее негативных социальных последствий необходимо проводить сопоставление роста цен с динамикой заработной платы и производительности труда. Движение производительности труда в развитых странах сдерживало увеличение инфляции и способствовало понижению темпов роста цен. Исключением стали лишь некоторые европейские страны, где низкая инфляция достигалась другими факторами.
В
большей степени инфляция цен
развивалась в странах с
Оптимальным
уровнем прироста индекса потребительских
цен для развитых стран, видимо, может
стать показатель в 2-4 процента годовых,
а для развивающихся стран и стран с переходной
экономикой, требующих более высоких темпов
экономического развития, годовая инфляция
может достигать 4-6 процентов. Для обеспечения
такого уровня цен необходимо проведение
финансовой политики, которая предусматривала
бы оживление цен в развитых странах и
ограничение инфляционного роста цен
в развивающихся странах и странах с переходной
экономикой.
2 Механизмы управления инфляцией
2.1
Сущность и типы
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и сравнительно умеренным. Как свидетельствует мировой опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Государственное регулирование инфляции может быть активным и адаптивным. Активные меры направлены на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Адаптивная политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции и безработицы вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику – экспансии или сдерживания.
Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов. Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а, следовательно, и общий объем спроса, что, в свою очередь, ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом. В условиях инфляции повышение спроса вызывает одновременно и повышение занятости, и рост инфляции. Через некоторое время возникает ожидание будущей инфляции, и будут нарастать требования повышения заработной платы. Данная политика дает временный положительный эффект, но в долгосрочной перспективе приносит лишь более высокий темп инфляции. Чтобы достичь устойчивого положительного воздействия на экономику, государства стремятся совершенствовать функционирование экономики, проводя целенаправленную антиинфляционную политику и политику занятости. При проведении государством политики сдерживания адаптация, напротив, сопровождается возросшей безработицей. Требуется время, прежде чем цены и заработная плата придут в соответствие друг другу.
Важная задача политики стабилизации заключается в том, чтобы попытаться сломить инфляцию, не вызывая повышения безработицы. Это значит, что необходимо искать пути, позволяющие избежать длительных перемещений к более высоким уровням безработицы. Дело в том, что между инфляцией и безработицей существует зависимость, графически выражаемая кривой Филлипса (рис. 2.1).
π
и
Рис. 2.1
Кривая Филлипса10
Кривая
Филлипса иллюстрирует альтернативную
связь между инфляцией и
Так, когда правительство считает, что инфляция вызвана чрезмерным спросом, оно может избрать один или несколько способов воздействия на экономику с целью сокращения совокупного спроса:
Рестриктивная политика, безусловно, позволяет снизить темпы инфляции, но лишь ценой безработицы. Существует опасность, что такая безработица будет обширной и долговременной, если рынки недостаточно гибкие. В то же время политика экспансии обеспечивает лишь кратковременное положительное воздействие на производство и занятость, однако приводит к устойчивому повышению темпов инфляции. Поэтому одной лишь фискальной и денежной политики, воздействующей на спрос, недостаточно. Большинство экономистов пришли к заключению, что политика спроса должна дополняться государственным воздействием на предложение.
Суть политики предложения заключается в следующем: если бы с помощью различных мер экономической политики можно было бы переместить вниз кривую предложения, удалось бы одновременно и снизить инфляцию, и расширить производство.
Необходимо
отметить, что каждая инфляция специфична
и предполагает применение таких экономических
инструментов, которые соответствуют
характеру и глубине протекания инфляционных
процессов.
2.2 Основные варианты
Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики. Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России и рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты. Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.
Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы. Мировой опыт регулирования инфляции свидетельствует о существовании четырех типов антиифляционной политики. Первый – таргетирование валютного курса, т.е. фиксация национальной валюты к валюте страны с меньшим уровнем цен. Примером может служить Франция, которая, привязав свою валюту к немецкой марке в 1987 году, имела инфляцию 3 процента, что было на 2 процента больше, чем в Германии. Второй – таргетирование денежной массы. Среди стран, которые путем контролирования денежных агрегатов пытались оптимизировать уровень инфляции, можно выделить США, Канаду, Великобританию. Третий – таргетирование инфляции. Первым государством, принявшим рассматриваемый режим, была Новая Зеландия (1990 год). Затем последовали Канада (1991 год), Великобритания (1992 год), Швеция (1993 год), Финляндия (1993 год), Австралия и Испания (1994 год). Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя несколько элементов: