Сущность рынка труда и проблемы его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:08, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы автор ставит - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы сущности рынка труда, во второй – современное состояние рынка труда в России, и в третьей – перспективы его развития.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 56.67 Кб (Скачать документ)

Выделяют два основных типа регулирования занятости, с  помощью которых осуществляется воздействие на ее уровень: активный и пассивный типы.

Активный тип - это стимулирование создания новых рабочих мест и  предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости  на предприятиях. Этот тип включает:

-мероприятия по профилактике увольнения рабочих и сокращения рабочих мест

-обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу

-активный поиск и подбор рабочих мест

-финансирование создания новых рабочих мест

-организацию новых рабочих мест через систему общественных работ

-государственная помощь безработным в создании собственного бизнеса (субсидирование, льготное кредитование и налогообложение, консультации).

Общепризнано, что наиболее эффективными являются активные меры по снижению безработицы. Они направлены на поощрение экономических возможностей и активности людей, усиление их конкурентоспособности  на рынке труда. Это особенно важно  для тех, кому угрожает долгосрочная безработица, и кто в результате долгого перерыва в работе утратил  потенциал трудоустройства.

Пассивный тип - это выплаты  всевозможных пособий безработным  и предоставление услуг по подбору  рабочих мест через государственную службу занятости.

Социальная защита безработных  граждан закреплена в виде обязательств государства в ст. 28 Закона «О занятости  населения в РФ», которые гарантирую оказание гражданину материальную поддержку  в виде пособия по безработице, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости и т.д.

Назначение и выплаты  пособия по безработице:

1) Гражданам, признанным  в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется  с первого дня признания их  безработными.

2) Пособие по безработице  для граждан, уволенных из организации  в связи с их ликвидацией,  сокращением численности или  штата, начинает выплачиваться  после получения материальных  компенсаций от предприятий, предусмотренных  Трудовым кодексом РФ.

3) Продолжительность выплаты  пособия в каждом периоде безработицы  не может превышать 12 месяцев  в суммарном исчислении в течение  18 календарных месяцев.

4) При наличии иждивенцев, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается.

5) Пособие по безработице  выплачивается не реже 2 раз в  месяц при условии прохождения  безработным перерегистрации в  установленные службой занятости сроки.

Выплата пособия может  быть прекращена с одновременным  снятием с учета в качестве безработного в случаях:

-признание гражданина занятым

-длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин

-переезда безработного в другую местность

-попытки получения пособия по безработице обманным путем

-осуждения лица в виде лишения свободы

-назначения пенсии по старости (возрасту) за выслугу лет

-отказа от предложенной работы более 2-х раз

Но работа не может считаться  подходящей в случаях, когда:

-она связана с переменной места жительства человека без его согласия

-она не соответствует уровню образования и квалификации работника

-условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда,

-предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка человека по последнему месту работы.

Иногда к пассивным  мерам помощи безработным относят  досрочный выход на пенсию, когда  им позволяется уйти на пенсию до наступления  пенсионного возраста.

Пассивные меры, например, пособия  по безработице, конечно же, необходимы, но они уменьшают желание трудиться. Продление периода их выплаты, как  и мягкие условия предоставления, способно увеличить длительность безработицы. Особенно опасно распространять выплату  пособий на несовершеннолетних трудоспособного  возраста. Во многих странах человек, впервые входящий на рынок труда  в поисках работы, пособие не получает.

В России основная часть  средств федерального бюджета концентрируется  на пассивной защите безработных (пособия  по безработице, стипендии). Мероприятия, направленные на активную политику занятости  финансируется слабо. В 2005г на активные и пассивные программы занятости, включая содержание самих служб  занятости, было израсходовано 13 млрд. руб., что составило 0,21% от ВВП, при  этом около 64%общей суммы расходов относилась к пассивным программам (0,16% от ВВП) и гораздо меньшая  часть - 20% (0,005% от ВВП) - к активным программам. Остальные средства (0,04% от ВВП) распределялись на административные расходы обоих  типов программ. Подобное соотношение  сохранялось и в последующие годы.

      Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, является Федеральная государственная служба занятости населения (ФГСЗН), созданная в 1991 году, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ (положение о министерстве утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г.).

ФГСЗН осуществляет следующие  меры:

1) предоставление информации  о рынке труда

2) содействие (посредничество) в трудоустройстве

3) организация «клубов  ищущих работу» для помощи  гражданам в приобретении навыков  поиска работы

4) организация аналогичных  клубов (под названием «новый  старт») для тех, кто долго не  имел работы и испытывает в  этой связи серьезные психологические  трудности

5) профессиональное консультирование  зарегистрированных безработных

6) профессиональное обучение  безработных людей, относящихся  к «группе риска» (беженцев, вынужденных  переселенцев, тех, кому грозит  опасность потерять работу)

7) специальные программы  для молодежи, для инвалидов

8) квотирование рабочих  мест

9) поддержка безработных,  открывающих свое предприятие  (консультации и т.д.)

10) организация общественных  работ, обычно временного характера;

11) выплата пособий по  безработице;

ФГСЗН в России играет очень  позитивную роль, но далеко не все проблемы она в состоянии решить. В результате самостоятельно устраивающихся на работу в России больше, чем трудоустроенных  службой занятости. Например, в Нижегородской  области в 2007-2008 годах через службу занятости трудоустраивается примерно 45% ищущих работу, а 55% находят ее сами.

Недостатком работы служб  занятости является слабый контроль за лицами, получающих в последние  годы пособия по безработице. Обычно им предлагают мало вариантов трудоустройства  и довольно формально принимают  отказы от предлагаемой службой занятости  работы.

Службы занятости испытывают недостаток финансовых ресурсов для  осуществления мероприятий, реализующих  активную социальную политику. Поэтому для их финансирования ФГСЗН использует помощь со стороны местных предпринимателей, различных фондов и коммерческих банков, платные услуги, оказываемые службами занятости для предпринимателей и т.д. Например, в 2003 г на реализацию всех программ, реализуемых ФГСЗН по Нижегородской области, было направлено 284,7 млн. руб., из них лишь 86,6 млн. руб. - на активную социальную политику (примерно треть этих расходов финансировали работодатели).

Наряду с государственными органами проблемами трудоустройства  занимаются негосударственные службы занятости - рекрутинговые агентства - осуществляют коммерческие и социальные проекты, поиск, оценку, сертификацию и  тестирование лиц, имеющих работу, оказывают  помощь студентам и выпускникам  ВУЗов в адаптации к современному рынку труда.

Развитие интернет привело  к возникновению виртуальных  кадровых агентств (берут деньги с  заказчика помесячно за доступ к  электронной базе данных мини - резюме) и электронные биржи труда (провайдер  создает сайт, бесплатный как для  заказчика, так и для работника; издержки поиска минимальны, как, впрочем, и гарантии достоверной информации).

Государственные и негосударственные  структуры не должны мешать друг другу. Если существует рынок услуг по трудоустройству  и подбору персонала, то конкуренция, как обычно, способна выявить и  спрос на них, и цену в разных профессиональных и территориальных сегментах  этого рынка. Государство должно действовать там, где рынок или  не справляется, или предъявляет  слишком высокие (в частности, по цене) требования к социально ослабленным  и слабо конкурентным группам граждан.

 

2.3 Аспекты мирового финансового кризиса и перспектива развития рынка труда в России.

 

Мировой финансовый кризис, появившийся в 2008 году, значительно  повлиял на экономику многих государств. Он проявился в виде ухудшения  благосостояния и других экономических факторов по всему миру. Предшествовал данному кризису упадок продаж жилья в Соединенных Штатах Америки. Таким образом, ипотечный кризис, протекающий на территории этого государства, со временем преобразовался в финансовый кризис и в свою очередь через определенный промежуток времени вышел за его пределы. Этот фактор придал данному кризису мировой характер. Исходя из этого, можно понять, что под его негативное влияние попал весь мир в целом.  
Результатом мирового финансового кризиса стало снижение уровня производства, продаж, добычи, а также спроса на различное сырье. В результате этого увеличился уровень безработицы, так как на предприятиях, специализирующихся на добыче и обработке сырья стало происходить сокращения штата сотрудников. Если взять, к примеру, производство таких изделий как стальные двери, то можно понять, что оно полностью зависит от поставляемого сырья и тем самым наиболее уязвимо для кризиса. Постоянное возрастание цен на сырье со временем стало наносить значительный ущерб экономикам многих государств, что также наглядно показывает весь вред причиненный мировым финансовым кризисом. 
Стоит также отметить то, что с приходом проблем начали прекращать свое существования многие ведущие мировые банки. Таким образом, финансовая мировая система заметно пошатнулась в результате течения всех неблагоприятных экономических процессов в целом. Как уже было сказано выше, пострадало огромное количество производств, в том числе те, на которых производилась различная продукция, играющая важную роль в строительстве. Так, например, цены на межкомнатные двери выросли, а, следовательно, данная продукция стала менее доступной для определенных слоев населения. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, как мировой финансовый кризис негативно отразился на жизни населения каждого государства, которое подверглось его атаке. 
Также нельзя забывать о том, что существуют альтернативные мнения о кризисе. Так имеет место целый ряд высказываний, которые подчеркивают значимость кризиса в нравственных и социальных аспектах, нежели в финансовых. Поэтому для решения данной проблемы следует привлечь все мировое сообщество в целом.

        Повышению занятости населения будет способствовать реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, а также реализация приоритетных национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Вместе с тем в сфере  занятости населения остаются нерешенными  проблемы, в том числе:

-  дифференциация ситуации  на локальных рынках труда  (высокий уровень безработицы  в территориях с моно экономической структурой производства, сельских районах);

-  несоответствие спроса  и предложения на рынке труда  рабочей силы (как в профессионально-квалификационном, так и в территориальном отношении);

-  увеличение среди  незанятых и безработных граждан  числа лиц, имеющих низкую конкурентоспособность  на рынке труда и испытывающих  трудности в поиске работы.

Рыночные реформы радикальным  образом изменили социально-трудовую сферу жизни российского общества. Современное состояние сферы  занятости характеризуется сокращением  спроса на труд, резкой дифференциацией  оплаты труда, что ведет к падению  престижа труда отдельных социально-профессиональных групп. Ликвидация института гарантированного трудоустройства, отсутствие четкой государственной  политики в сфере занятости привели  к разрушению прежней системы  приоритетов в сфере труда.

В настоящее время сфера  занятости населения и рынок  труда характеризуются наличием безработицы. Распределение безработного населения по территории России отличается большой неравномерностью. В промышленно развитых регионах уровень безработицы несколько ниже, в то же время в отдельных территориях этот показатель существенно превышает среднероссийский, доходя в ряде случаев, по оценкам специалистов, до 35% трудоспособного населения. Значительно выше среднероссийского значения и безработица в сельской местности.

Заметно изменился за период реформ и социально-демографический  состав безработного населения. Около 50% безработных составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Среди безработного населения по-прежнему высока (около 35%) доля лиц с высшим и средним  профессиональным образованием. Эти  данные свидетельствуют о том, что  напряженность на рынке труда  за период реформ увеличилась, возросли социальные и экономические издержки от безработицы.

Снижение спроса на труд привело к сокращению уровня занятости  населения. В настоящее время  занятость населения в сфере  формальной экономики составляет около 60% трудоспособного населения. Скрытая  занятость оценивается в 20-22% трудоспособного  населения.

Информация о работе Сущность рынка труда и проблемы его формирования