Сущность рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:36, реферат

Описание

Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.
В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………3 стр.
Сущность рынка…………………………………………………..4 стр.
Функции рынка……………………………………………………5 стр.
Структура,виды,сигментация рынков…………………………...6 стр.
Преимущества и недостатки рыночной экономики…………….9 стр.

Заключение……………………………………………………………11 стр.



Литература…………………………………………………………….12 стр.

Работа состоит из  1 файл

реферат по экономике.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

                           Содержание

   Введение………………………………………………………………3 стр. 

  1. Сущность  рынка…………………………………………………..4 стр.
  2. Функции рынка……………………………………………………5 стр.
  3. Структура,виды,сигментация рынков…………………………...6 стр.
  4. Преимущества и недостатки рыночной экономики…………….9 стр.

   Заключение……………………………………………………………11 стр.

 

   Литература…………………………………………………………….12 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

      Известно, что зарождение рыночных отношений  началось еще при разложении первобытнообщинного  строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.

      Необходимо  подчеркнуть, что не существует экономической  системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая  экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.

      Разные  экономические системы мира различаются  между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к  решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) между частной и общественной собственностью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования. Необходимо выделить следующие экономические системы: чистый капитализм, командную экономику, или коммунизм, авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику, или основанную на обычаях.

      Основное  экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против  рыночной системы выдвигается несколько  критических аргументов: а) ее контрольный  механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен. 

      Цель  экономистов любой страны состоит  в том, чтобы добиться такого сочетания  капитализма и социализма, которое  обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.

В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики. 

1. Сущность рынка 

      Рынок - обязательный компонент товарного  хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного  производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

      Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии  под редакцией В. Медведева и  Л. Абалкина дается такое определение  рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения". Здесь возникает ряд других вопросов:

1. Что  это за законы товарного производства  и обращения?

2. Как  понимать совокупность отношений  товарного и денежного обращения?

      Есть  упрощенное толкование рынка как  места продажи, где встречаются  продавцы и покупатели.

      Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это  общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

        Самуэльсон определяет рынок  как "процесс конкурентных  торгов". Можно (а может быть  и лучше) определять рынок как  механизм, сводящий вместе покупателей  (предъявителей спроса) и продавцов  (поставщиков) отдельных товаров  и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.

      Рынки принимают самые разные формы. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей  и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения.

      Конкуренция между продавцами вела к тому, что  нежизнеспособный предприниматель  выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

      На  экономическом рынке постоянно  совершаются революции. Выросли  цены на мясо и другую продукцию  животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг. 

2. Функции рынка 

      Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

* функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

* стимулирующая  функция. При понижении цен  производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности  снижения издержек путем внедрения  новой техники, технологии, совершенствования  организации труда;

* функция  установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

* регулирующая  функция. С помощью рынка устанавливаются  основные микро- и макропропорции  в экономике, в производстве  и обмене;

* функция  демократизации хозяйственной жизни,  реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей. 
 
 

3. Структура, виды, сегментация рынков 

      Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

• формами  собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

• особенностями  сферы товарного обращения;

• уровнем  приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

• видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности  накладывают своеобразный отпечаток  на рыночную систему, которая приобретает  специфические черты.

Достаточно  отметить, что в 90-м году в стране действовало более 40 тыс. государственных предприятий в промышленности, около 3 тыс. совместных предприятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий и строительных организаций, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс. магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Эти предприятия потребляли 25 млн. наименований средств производства, при этом продукция сводилась в 16 тыс. групп условных наименований. Такова структурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. В условия; такого многообразия предприятий (фирм) и наименований продукции движение средств производства между производителями и потребителями путем централизованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса и предложения, налаживание равновесия, активизация производства могут осуществлять :я лишь через рыночные методы хозяйствования.

      По  структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По  экономическому назначению объектов  рыночных отношений:

• рынки  благ и услуг;

• рынки  средств производства;

• рынки  научно-технических разработок;

• рынки  ценных бумаг;

• рынки  рабочей силы.

      Многообразие  рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

2. Рынки  можно классифицировать по товарным  группам:

• рынки  товаров производственного назначения;

• товаров  народного потребления; продовольственных  товаров;

• рынки  сырья и материалов и т. д.

      Так на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

Информация о работе Сущность рынка