Сущность рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:36, реферат

Описание

Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.
В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………3 стр.
Сущность рынка…………………………………………………..4 стр.
Функции рынка……………………………………………………5 стр.
Структура,виды,сигментация рынков…………………………...6 стр.
Преимущества и недостатки рыночной экономики…………….9 стр.

Заключение……………………………………………………………11 стр.



Литература…………………………………………………………….12 стр.

Работа состоит из  1 файл

реферат по экономике.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

3. Образование  рынков по пространственному  признаку представляет собой  рынки:

• внутрирегиональные;

• межрегиональные;

• республиканские;

• межреспубликанские;

• международные (мировые).

      Формирование  таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

4. По  степени ограничения конкуренции  различают:

• монопольный;

• олигопольный;

• межотраслевые  рынки.

5. По  видим субъектов рыночных отношений  рынки могут подразделяться на:

• рынки  оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают  предприятия и организации;

• рынки  розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

• рынки  государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает  государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

      Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид — установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями, например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках: 

• обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение  спроса и предложения:

• создании развитой инфраструктуры рынка (складские  помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

6. С  учетом соблюдения законности  в экономике рынки делятся  на:

• легальные, официальные:

• нелегальные  «теневые», «черные» и т. д.

Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров  и услуг. В эту группу включаются рынки:

•товаров потребительского назначения продовольственные и непродовольственные товары:

• рынки  услуг бытовые, транспортные, коммунальные;

• рынки  жилья и зданий непроизводственного  назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

• рынки  недвижимости;

• орудий труда;

• сырья  и материалов;

• энергетических ресурсов;

• полезных ископаемых.

      Финансовые  рынки. Это:

• рынки  капиталов, т. с. инвестиционные рынки;

• кредитные  рынки;

• рынки  ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными  контрактами и др.;

• валютно-денежные рынки.

      Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы.Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.

      Региональные  рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного  товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

1. Географические:

• по регионам: Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;

• по административному  делению: республика, край, область, район, город; 

• по плотности  населения: город, пригород, сельская местность:

• по климатическим  условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

2. Демографические:

• группировка  населения по возрасту;

• по полу;

•размеру  семьи;

• по уровню дохода;

• по профессиональному составу: научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;

• по уровню образования; по религиозной принадлежности:

• по национальному  составу.

3. Психографические:

• группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;

•по стилю  жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный;

• по личным качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие:

• приобретение товаров носит случайный характер;

• поиск  выгод при покупке товаров: изделия  высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;

• статус постоянного клиента; степень нуждаемости  в продукте: нужен постоянно, нужен  время от времени:

• эмоциональное  отношение к продукции: положительное, безразличное, негативное. 

4. Преимущества и недостатки рыночной экономики 

      В условиях товарного хозяйства рынок  является регулятором общественного  производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры  производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.

      В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя

находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает  в конечном итоге определяющее влияние  на то, что производится и куда идут произведенные товары.

      Наиболее  эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической  свободы, которая подразумевает  свободу предпринимательства, свободу  перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.

      Другими словами, рыночная экономика — это  саморегулирующаяся система, которая  способна эффективно функционировать  без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

      Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько  тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.

      Вместе  с тем, было бы большой ошибкой  рассматривать рынок как идеальный  механизм, лишенный каких-либо недостатков  и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними.

      Стихийное колебание цен и предложения  имеет следствием неустойчивость положения  участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы.

      Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли  и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом  задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окрущающей среды и т.д.

      Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости  его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства  в экономическую жизнь. 
 

Заключение 

      Переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

      Парадоксом  переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

      Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в  целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

      Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы 

* Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 2002г.

* Бушмарин  И. В. «Рынок труда в современной  экономике. Общество и экономика» 2004г.

* «Курс  экономической теории». Под ред.  Чепурина М.Н., Киров, 1998г.

* Четвернина  Т. «Положение безработных и  государственная политика на  рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г.

Информация о работе Сущность рынка