Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:35, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что теневая экономика, основанная на объективных экономических законах, более адаптивна к изменению внешней среды, и, в связи с этим, она заслуживает не только более пристального внимания к себе с точки зрения борьбы с ней, но и с точки зрения ее изучения и понимания.
.
Объектом исследования является теневая экономика как одна из подсистем рыночного хозяйства, оказывающая негативное влияние на экономическую безопасность государства.
Содержание
Введение
Глава 1. Определение и сущность теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики
1.2 Структура теневой экономики
Глава 2. Причины возникновения и условия формирования
Глава 3. Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности
3.1 Функции и масштабы теневой экономики с учетом мирового опыта
3.2 Теневая экономика в современной России
3.3. Методы борьбы с теневой экономикой и коррупцией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг;
на рынках инвестиционных товаров;
на финансовых рынках;
на рынке труда;
других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).
В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.
Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:
а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике; | |
б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму; | |
в) запрещенная законодательством экономическая деятельность. |
Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.
Т.И. Корягина использовала термин "фиктивная экономика" - экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег[1].
В.О. Исправников включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей[2].
Существую два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.
Домашняя экономика представлена сферой общественно-необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.
Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, не противоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.
Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в не денежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п. Общинная экономика - это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.
Признаками общинной экономики являются: производительный, не противоправный, характер, обмен в не денежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, не учитываемый характер.
Данные сектора, на мой взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.
Условиями возникновения современной теневой экономики являются неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на экономику страны в целом, а также на социальный аспект. Сюда относится кризис, инфляция, социальные обострения, дефицит товаров и услуг, социальные волнения.
Основные группы факторов, способствующие развитию теневой экономики в современном мире:
A. Экономические
·мировой финансовый кризис и его неблагоприятные последствия для экономики в целом
·коррумпированность процесса приватизации
·высокие налоговые ставки для бизнеса, вынуждающие предпринимателей укрывать часть деятельности
·деятельность незарегистрированных экономических субъектов, укрывающихся от налоговых выплат
Б. Социальные
·высокий уровень безработицы и желание безработного населения получить доход любым способом, независимо от его законности
·низкий уровень социальных гарантий, практическое отсутствие страхования, низкий уровень жизни в целом
·совокупный доход распределяется между группами населения неравномерно, слишком большие "ножницы" между богатыми и бедными
В. Правовые
·отсутствие реальной борьбы с экономической преступностью
·коррумпированность и бездеятельность правоохранительных органов
·несовершенное и морально устаревшее законодательство
Развитию теневой экономике в банковской и финансовой сфере способствуют следующие факторы:
1. Хозяйствующие субъекты обладают свободным доступом к наличным средствам клиента, этот процесс ничем не контролируется.
2. До сих пор в России не предусмотрена административная и уголовная ответственность организаций за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и проведением кассовых операций, включая:
3. За осуществление наличных расчетов с другими организациями, если размер этих расчетов превышает установленные законодательством размеры
4. За несоблюдение условий, согласованных с кредитной организацией, касаемо использования поступающей наличности в организацию, а также ее использование без согласования с кредитной организацией
5. За препятствование проведению проверок кредитными организациями по соблюдение установленного порядка использования денежных средств
6. За неверное оформление первичных учетных документов и их отсутствие, ненадлежащее ведение бухгалтерского учета.
7. Дополнительной возможностью нарушения установленного порядка платежей является возможность организации открывать в банке множество счетов (расчетные, бюджетные, текущие, аккредитивные, ссудные, депозитные, валютные, и другие).
8. Отсутствие законодательных актов по приему в качестве залога под кредит земли и другого недвижимого имущества
9. В условиях развития электронных платежных систем имеет место отсутствие регламентированной процедуры по ее проведению
10. Отсутствие единой базы данных о лицах, причастных к экономическим преступлениям
Более 2/3 выявленных за последнее время в России нарушений в финансовой сфере являются следствием недобросовестного или неполного контроля финансового сектора со стороны банков. Треть обнаруженных нарушений законодательства приходится на махинации с валютными выплатами, а одна пятая - проведением коммерческими банками разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений Банка России.
Необходимо заметить, что Банк России, оказывает противодействие теневой экономике, используя свои функции, такие как валютное регулирование, валютный надзор, банковский надзор и другие элементы, оказывающие максимальное противодействие незаконным сделкам.
При содействии Банка России были созданы и отправлены в Государственную Думу предложения, полностью прописывающие деятельность банков и других кредитных организаций. Также ведется работа по пресечению проникновения преступных капиталов на финансовый рынок страны.
С целью защиты интересов банков, инвесторов и других субъектов финансового сектора, а также в соответствии с банковским законодательством и федеральным законом Банк России утвердил Положение “Об организации внутреннего контроля в банках“. Действие данного постановления распространяется на все действующие коммерческие банки и небанковские кредитные организации и полностью регламентирует порядок проведения проверок, выдачи займов и кредитов, проверку кредитоспособности клиента и остальные важнейшие элементы функционирования банка. Но для дальнейшего улучшения положение рынка капитала, привлечения иностранных инвестиций и создание здоровой экономики необходимы более жесткие меры для исключение теневой экономики из всех сфер общественной жизни, как экономической и финансовой, так и социальной.
Налоговая и бюджетная сферы.
Сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и уклонение от уплаты налогов приводят к значительному сокращению доходной части бюджета, что является причиной недо-финансирования социальных программ и государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов). В развивающихся странах и странах с переходной экономкой сокращение средств, предназначенных для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.
В России резкое сокращение государственных расходов обострило структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение предприятия военно-промышленного комплекса, отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.
Недофинансирование государственных расходов - одна из важнейших причин -кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом обязательств - одна из причин обострения проблемы неплатежей. Оно ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Кроме того, уклонение от уплаты налогов- одних налогоплательщиков приводит к возрастанию налогообложения доходов других, законопослушных, налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.
Значительные масштабы имеют неэффективное распределение бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей из-за незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий.
Эффективность макроэкономической политики.
Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется прежде всего в возрастании цены ошибок макроэкономического регулирования.Они связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторах. Можно выделить следующие типичные ситуации.
Если нелегальная экономика растет более быстрыми темпами, чем легальная, и этот факт не отражается в статистике, то правительство может продолжать политику стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-финансовой политики), в то время как в этом нет -необходимости. Результатом подобной политики может стать «перегрев» экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции. Если при более динамичном развитии нелегальной экономики товары и услуг, прелагаемые в ней, оказываются дешевле, возникает риск завышенной оценки темпов инфляции.
Возможен также вариант, когда темпы инфляции занижаются, так в расчет не берутся цены нелегального рынка, масштабы которого могут увеличиватъся при дефиците товаров на официальном рынке.
Отсутствие адекватного учета масштабов нелегальной экономики может негативно отразиться на политике занятости. Если занятые в нелегальной экономике учитываются как безработные, то оценка уровня безработицы окажется выше реальной. Это может подтолкнуть правительство проводить экспансионистскую политику в условиях, когда в этом нет необходимости. Иными словами, политика будет направлена на повышение совокупного спроса, подъем уровня производства и занятости путем смягчения денежноно-кредитной политики, а также увеличения государственных расходов. Результат же нехватка рабочей силы и рост инфляции.
Ошибки при разработке экономического курса могут возникать и по другим причинам, связанным с недооценкой последствий нелегальной экономики:
●искажение реального состояния платежного баланса, вызываемое неконтролируемым движением через границу товаров и капиталов;
●завышение удельных показателей налогового давления и государственных расходов в силу того, что они определяются по отношению к заниженному ВВП, без учета товаров и услуг в нелегальном секторе;