Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:35, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что теневая экономика, основанная на объективных экономических законах, более адаптивна к изменению внешней среды, и, в связи с этим, она заслуживает не только более пристального внимания к себе с точки зрения борьбы с ней, но и с точки зрения ее изучения и понимания.
.
Объектом исследования является теневая экономика как одна из подсистем рыночного хозяйства, оказывающая негативное влияние на экономическую безопасность государства.
Содержание
Введение
Глава 1. Определение и сущность теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики
1.2 Структура теневой экономики
Глава 2. Причины возникновения и условия формирования
Глава 3. Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности
3.1 Функции и масштабы теневой экономики с учетом мирового опыта
3.2 Теневая экономика в современной России
3.3. Методы борьбы с теневой экономикой и коррупцией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Подобные сделки трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций.
Экономический спад в странах Евросоюза привел к увеличению сектора теневой экономики.
Теневая экономика, которая включает в себя необлагаемую налогами торговлю товарами и представление услуг (к примеру, строительные работы или ремонт автомобиля), но не включает криминальную деятельность (наркотики и проституцию), увеличилась в этом году с 0,3% до 0,9% в 14 наиболее благополучных странах ЕС.
Наиболее высокий - до 9% - рост теневой экономики приходится на Ирландию, Великобританию и Испанию. В то же время Бельгия, Австрия и Германия занимают самую низкую позицию.
Изменения в показателях теневой экономики в странах ЕС произошли впервые после 15-летнего спада активности на "черном рынке" в то время, когда официальная экономика ЕС сокращается на 2%. Также возросла преступная активность.
Размеры теневой экономики варьируются в зависимости от региона. На севере Европы и в Скандинавии она находится в пределах 10-18% от реального ВВП, в странах Средиземноморья: Португалии и Италии – от 20% до 25%.
Многие бывшие советские страны имеют теневой сектор на уровне стран Средиземноморья. Но в Эстонии, Латвии, Румынии и Болгарии цифры достигают от 36 до 39% .
В Белоруссии и Молдавии теневая экономика составляет половину от экономической деятельности, на Украине - около 57%, в Грузии – 68%, утверждается в исследовании.
Итак, в данном подпункте были приведены цифры теневой экономики зарубежья. Кризис не благоприятно действует на экономику, он помогает развиваться теневому сектору и создает для него благоприятную среду.
Основными сферами теневой экономики в России являются: чисто криминальная (нарко-, порнобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, контрабанда, проституция, выбивание долгов, заказные убийства, рэкет, похищение людей с целью выкупа и др.); финансово-кредитная; внешнеэкономическая; фондовый рынок; естественные монополии; автомобилестроение; потребительский рынок, в частности, незаконное производство и продажа алкогольной продукции; незаконное производство интеллектуальной продукции.
Теневой сектор в российских регионах достигает 20 - 25%, и из-за кризиса цифра будет только расти, ожидают, что через два три года теневой рискует оказаться уже треть национальной экономики. Вклад теневой экономики в валовой региональный продукт оценивают в 20 - 25%.
Данные цифры Росстата, получены путем изучения двух из трех видов экономических отношений, которые не поддаются оценке прямыми методами. К ним относятся преступные виды деятельности (проституция, торговля наркотиками и оружием), скрытое производство (предприятие изготавливает товар законно, однако скрывает его объемы и полученные доходы, чтобы не платить налоги), а также производство товаров и услуг гражданами, не зарегистрированными как предприниматели.
Вместе с тем данные об объеме теневого сектора в российской экономике предоставляет и другое ведомство - МВД. Согласно данным министерства, в тени находится около 40%. Подсчитывая ущерб государству, милиция анализирует собственные данные, то есть учитывает все нелегальные финансовые потоки, включая коррупцию.
Способов анализировать нелегальный сектор у статистиков много, один из них - простое сравнение произведенных ресурсов с их потреблением.
Постепенно уменьшается доля прямого обналичивания средств, когда предприниматели просто кладут деньги в карман, уводя их от налогов. В то же время сильно выросли операции со скрытыми платежами, когда клиент благодарит делового партнера или чиновника, оплачивая за него ряд услуг.
В первой половине 2008 года МВД раскрыло почти 150 тыс. экономических преступлений, ущерб от которых составил свыше 24,5 млрд рублей. В первой половине 2009 года количество преступлений выросло незначительно - до 155 тыс., однако объем ущерба увеличился почти вдвое, до 44,5 млрд рублей.
А связанно это с тем, что начинающие бизнесмены предпочитают не проходить сложные административные процедуры, а работать без соответствующих лицензий и документов. Так трудятся частные извозчики, нянечки, репетиторы.
Таким образом, теневая экономика как общественное явление, объективна, искоренить ее полностью не представляется возможным. В современной России она воспроизводится устойчиво и расширенно. Теневой капитал неуклонно и ускоренно набирает вес, проникая во все сферы общественной жизни.
Поэтому необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой, - осуществлять специальную программу интеграции здоровой части теневой и легальной экономики. Необходим, конкретнее говоря, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
Борьба с теневым сектором экономики представляет собой сложную задачу. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. Теневая экономика в целом - это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:
- является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
- препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;
- формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;
- разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);
- не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.
Сказанное не является сегодня предметом принципиального спора во власти и обществе - все согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции.
О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).
Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "тене-вой" экономики.
Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: критические масштабы, отмеченные выше, "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.
Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания.
В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие в России Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги.
Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания "теневой" части экономики. В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную, то экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.
Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно - распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.
В настоящее время применяются такие меры как:
• реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
• ужесточение борьбы с коррупцией;
• меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
• выявляются подпольные производства и пресекается их деятельность;
• усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления теневой экономики. Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить.
Одно из характерных явлений рыночной системы - развитие теневой экономики. Это - неконтролируемое обществом движение товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления социально-экономические отношения между отдельными гражданами социальными группами. Теневая экономика существует и в командной, и в рыночной системах, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться.
Основным фактором, влияющим на образование теневой экономики и питающим ее, выступает несбалансированность спроса и предложения, вызывающая огромный дефицит товаров и услуг. Экономическими и социальными последствиями такой деятельности является изъятие из легальной экономики значительной доли средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой неплатежи, падение производства, а также сокращение налоговых и иных обязательных взносов в бюджет, в свою очередь вызывающей задержки выплаты заработной платы и пенсий как источником существования основной части населения.
В России теневая экономическая деятельность пустила глубокие корни. Особенно активно она проявляется на рынке ценных бумаг. Здесь имеет место некий симбиоз различных видов криминального менеджмента: мошенничество, фальсификация документов, заключение незаконных сделок с ценными бумагами, хищение финансовых средств. Наиболее масштабно представители теневой экономики ведут себя в процессе приватизации.
Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Основные результаты исследования составляют основы достижения цели и определяют перспективную концепцию по преодолению и ограничению теневой экономики.
1. Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. - СПб.: Фонд «Университет». - 2005.-С.304
2. Есипов В.М. Теневая экономика. - М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997
3. Завельский М.Г. Теневая экономика и трансформационные процессы // Социол. исслед. - 2003. - N 1. - С.126-130
4. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила//М.: Российский экономический журнал. - 1997.-С.16
5. Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР//Вопросы экономики. - 1990.-№ 3.-С. 33
6. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. - Вопросы экономики. - 1998.-№ 10.-С.76-77