Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:15, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть феномен теневой экономики на примере России, а так же затронуть возможные способы борьбы с ней.
Задачи: дать понятие теневой экономики, ее формам, оценить влияние теневой экономики, на экономику страны в общем, выявить основное проявление теневой экономики в стране, а так же рассмотреть возможные пути сокращения теневой экономики.
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Сущность и понятие теневой экономики ……………………………. 5
2. Причина возникновения и роста теневой экономики ……………….. 8
3. Типы теневой экономики …………………………………………..… 10
4. Формы теневой экономики ………………………………………..…. 13
5. Факторы, влияющие на развитие теневой экономики …………….. 15
6. Негативные и позитивные последствия теневой экономики …………..… 21
7. Методы борьбы с теневой экономикой ……………………………... 24
Заключение ……………………………………………………………… 26
Список используемой литературы ……………………………………. 28
Позитивные стороны теневой экономики
Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное воздействие на экономические процессы. Это присуще, прежде всего, некрминализованной ее части.
К числу положительных
сторон скрытой экономической
Нелегальная деятельность не
вносит усовершенствований в систему
регулирования экономики, а лишь
приводит к усилению борьбы за раздел
существующих рынков. Развитие нелегального
сектора наносит ущерб
Деформация налоговой
сферы находит проявление во влиянии
на распределение налоговой
Сокрытие экономической
деятельности от контроля и уклонение
от уплаты налогов приводит к возрастанию
налогообложения доходов, получаемых
законопослушными налогоплательщиками.
Возрастание налоговой нагрузки
стимулирует дальнейшее сокрытие доходов
от налогообложения, усиливает неоправданную
дифференциацию доходов и собственности.
Последствием нелегальной занятости
является вытеснение из сферы общественно-полезного
труда легальных работников. Общий
объем производства не увеличивается,
а официальная его часть
Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры.
Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.
Не менее важным результатом сокращения государственных расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.
Резкое сокращение государственных
расходов обострило структурный
кризис, поставив в тяжелое экономическое
положение предприятия военно-
Недофинансирование
Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Прямой вклад долгов бюджета в образование чистой задолженности экономики в целом составляет, по экспертным оценкам, 24%.
Значительные масштабы имеет
неэффективное распределения
7. Методы борьбы с теневой экономикой
Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Одной из главных причин сложности этой задачи является положительная обратная связь, упомянутая выше. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.
В настоящее время применяются такие меры как:
На мой взгляд, этого недостаточно. Я считаю, что примерная программа действий государства должна состоять в следующем:
Необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным.
Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;
Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами; Важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство; Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.
Реализация
предполагаемых мер приведет к снижению
объема кредитных и фондовых операций
при обеспечении их эффективности
и надежности. Многократно возрастут
масштабы безналичных расчетов –
это для финансовой элиты. Государство
получит прирост бюджетных
Для ликвидации теневой экономики необходим комплекс законных актов основанных на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин теневых процессов. И, конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью.
Заключение
На сегодняшний день в нашей стране очень развита теневая экономика. Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Итак, природа теневой экономики определяется деятельностью экономических агентов, стремящихся максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций. Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом экономической преступности, тесно связанной с теневой экономкой.
Роль теневой экономии
в трансформирующихся социально-экономических
системах неоднозначна. С одной стороны,
уход от налогообложения повышает конкурентные
преимущества предприятий, практикующих
теневые действия, позволяет получать
дополнительные доходы работникам этих
предприятий, снижает уровень реальной
безработицы. С другой стороны, теневая
экономика наносит ущерб
Масштабы теневой экономики
и экономической преступности в
значительной степени связаны с
качеством действующей
Безусловно, теневую экономику
ликвидировать как
Во-первых, потому что это неотъемлемая составляющая любой рыночной экономической системы во всех странах мира.
Во-вторых, в России теневая
экономика укоренилась, и стала
привычным для большинства
В-третьих, а стоит ли вообще
искоренять теневой сектор? Ведь в
кризисные периоды именно теневой
сектор играет роль стабилизатора. Задача
правоохранительных органов будет
сводиться к сдерживанию
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что необходима выработка специальной стратегии длительного и постепенного вытеснения теневых институтов легальными путем создания для этого политических, экономических, правовых и культурных условий. Необходимо создание специального коллегиального органа для выработки такой стратегии, в состав которого входили бы представители органов государственной власти, правоохранительных структур, институтов гражданского общества, ученые, бизнесмены. 2010 и 2011 годы продемонстрируют дальнейший уход бизнеса в тень. Способствовать этому, будет увеличение налогового бремени, связанного с реформированием ЕСН. Налоги не будут платить, и заставить бизнес это делать будет сложно.
Поэтому развитие теневой экономики будут только способствовать все те факторы, которые были перечислены в данной работе.
Список используемой литературы