Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа
Актуальность проблем, выбранной мною курсовой работы, не нуждается в
специальном обосновании. Удельный вес и влияние криминального сектора в
экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом
контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.
В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном
изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической
деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права,
так и экономических наук.
Введение
Глава 1. Определение и сущность теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики................3
1.2 Структура теневой экономики................7
1.3 Масштабы теневой экономики...............9
Глава 2 Причины и последствия теневой экономики
2.1 Причины возникновения теневой экономики.........11
2.2 Эволюция теневой экономической деятельности......13
2.3 Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности.........16
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в
России......................27
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики.......35
Заключение..........................38
Список использованной
литературы.............39
повышение качества обслуживания населения, соблюдение градостроительных,
экологических и санитарных норм, правил торговли.
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
лицензирование;
надзор за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий;
приостановление действия
лицензий;
возобновление действия лицензий;
переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
формирование и ведение реестра лицензий.
Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий
осуществляется
лицензирующими органами.
Лицензирующие органы имеют право:
проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия
осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и
условиям;
запрашивать и получать от лицензиата необходимые
объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием
конкретных нарушений;
выносить решения, обязывающие лицензиата
устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких
нарушений;
выносить предупреждение лицензиату;
осуществлять иные предусмотренные законодательством полномочия.
Государственные надзорные и контрольные органы, иные органы государственной
власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий сообщают об
этом лицензирующему органу.
Контроль за соблюдением лицензионных условий осуществляют лицензирующие
органы. В случае грубых или
систематических нарушений
лицензия аннулируется или ее действие приостанавливается.
За осуществление
без лицензии, а также за
нарушение установленных
предприниматели привлекаются к административной или уголовной ответственности
(ст. 171 УК РФ).
Антимонопольный
контроль и контроль за
правах потребителей.
Принятый 22 марта 1991 г. Закон РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" определил организационные
и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения правонарушений,
связанных с монополистической деятельностью и нарушением прав потребителей.
Государственным органом, осуществляющим контроль в этой сфере является
Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке
Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства утверждено постановлением Правительства РФ от 12 июля
1999 г. N 793.
Министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику и осуществляющим управление в области
предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на
товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании
и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на
транспорте.
Под монополистической
хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на
недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб
потребителю. В статьях 5-8 Закона содержатся запреты на совершение различных
действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию.
Статья 5. Злоупотребление
хозяйствующим субъектом
рынке
Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов,
ограничивающие конкуренцию.
Статья 7. Акты и действия
федеральных органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, направленные на ограничение конкуренции.
Статья 8. Соглашения (согласованные действия) федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию.
В статье 10 вышеуказанного Закона запрещены недобросовестная конкуренция в
различных ее формах.
Министерство и его территориальные формирования имеют право давать
обязательные для исполнения
предписания о прекращении
нарушений Закона РФ "О
конкуренции и ограничении
деятельности на товарных рынках".
Должностные лица хозяйствующего субъекта, не выполнившие в срок законное
предписание Антимонопольного комитета, привлекаются к административной
ответственности. Задачи, функции, права Министерства РФ по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства определены
соответствующим Положением. Монополистическая деятельность и
ограничение конкуренции влечет в соответствии с действующим законодательством
уголовную ответственность (ст. 178 УК РФ).
Торговый контроль.
Важнейшими государственными
осуществляющими контроль в этой криминогенной сфере экономики являются:
Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России),
Госторгинспекции МВЭС России, Государственный санитарный надзор России,
Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод России),
Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
В обеспечении контрольных
функций принимают участие
организации - Министерство здравоохранения РФ, МВД РФ, Государственная
ветеринарная служба и ряд других.
Таможенный
контроль. Осуществляется
комитетом РФ. Его задачами являются:
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности
РФ;
защита экономических интересов РФ;
организация
применения и
хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики РФ и
необходимости создания благоприятных условий для участия России в
мирохозяйственных связях;
организация и совершенствование
таможенного дела в РФ;
обеспечение соблюдения законодательства по
таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением
которого возложен на таможенные органы РФ; обеспечение участия РФ в
международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
Функции, права таможенных
органов в осуществлении
закреплены Положение о Государственном Таможенном Комитете Российской
Федерации.
Наряду с этим указанные органы федеральной исполнительной власти оказывают
органам внутренних дел содействие
в выявлении и раскрытии
сфере экономики путем:
участия в мероприятиях по поиску носителей и источников информации,
свидетельствующих о совершенных преступлениях;
направления
(передачи) материалов, в которых усматриваются признаки преступлений;
производства документальных ревизий, исследований, различных проверок и
обследований;
использования специалистов этих организаций для
участия в процессуальных и иных действиях;
выдачи справок,
документов и дачи консультаций по различным вопросам
производственно-хозяйственной деятельности и др.
Предупредительная
деятельность органов
Рассмотрим ее на примере МВД РФ.
Одним из направлений деятельности подразделений по экономическим
преступлениям является контроль за осуществлением предпринимательской
деятельности. Для выполнения возложенных на них обязанностей органам
внутренних дел, в том числе и подразделениям по экономическим преступлениям,
при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность
нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную,
предпринимательскую и торговую деятельность, предоставлены необходимые права
(п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции"):
беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями;
проводить с участием собственника имущества либо его представителей осмотр
производственных, складских и других служебных помещений;
изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства,
кредитные и денежные операции, а также образцы сырья и продукции;
опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и
товарно-материальных ценностей;
проводить контрольные закупки;
требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий
производственной и финансово-
получать от их руководителей
и материально ответственных
объяснения по фактам нарушения законодательства.
Милиция в целях предупреждения экономических преступлений наделена
законодательством также и другими правами (ст. 11 Закона РФ "О милиции").
Органы предварительного следствия и дознания получают полученные в ходе
расследования уголовных дел сведения, имеющие значение для предупреждения
преступлений. При производстве предварительного следствия и дознания они
выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений (п. 1 ст. 10
Закона РФ "О милиции"), и вносят в соответствующие органы и должностным лицам
представления о принятии мер к их устранению (п. 13 ст. 11 Закона РФ "О
милиции").
Требование
о выявлении причин и условий, способствующих совершению преступлений,
закреплено и в нормах
уголовно-процессуального
21'', 68, 140, 213,321, 355 УПК РФ).
Предупредительная
деятельность органов внутренних дел осуществляется также через
взаимодействие со специализированными
контролирующими
. Так, в целях содействия
стабилизации обстановки на
обеспечения взаимодействия министерств и ведомств РФ по вопросам защиты прав
потребителей создан Межведомственный совет по защите прав потребителей, который
возглавляет председатель Министерства по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства. В состав Совета входят и представители Министерства
внутренних дел.
Повышение эффективности
социально-правового контроля
преступностью
Важным условием эффективного
контроля над экономической
является гармоничное, сбалансированное сочетание действенного социально-
правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в
стране и соблюдения фундаментальных прав человека.
Успешное достижение этой цели требует реализации комплекса неотложных мер.
Среди них специалисты выделяют некоторые наиболее важные.
Внедрения открытости ("прозрачности") принятия экономически
значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и
т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого
фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и
связанной с ней криминализации финансовой системы государства. По мнению
В.В.Лунеева, нарушение установленного порядка открытости принятия решения
должно рассматриваться в качестве коррупционного деяния, влекущего жесткие
санкции. Это должно исключить выгодность подобного поведения.
Важнейшим направлением социально-правового контроля является усиление
различных видов контроля за социально-экономическими и политическими
процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского,
валютного, таможенного и других). Причем в среднесрочной перспективе это
направление может дать большие результаты, чем контроль за отдельными
лицами. а за социально-экономическими процессами. Сложность проблемы
состоит в том, что углубление дискреционного контроля является фактором
коррупции и экономической преступности.
Последовательно вводить
ограничения на совмещение должностей в системе государственной службы и в
акционерных обществах с долей государственного участия. В настоящее время
такое совмещение вполне законно. Так, Указом Президента РФ "О мерах по
реализации промышленной политики при приватизации государственных
предприятий" (1992 г.) утвержден список важнейших отраслей промышленности,