Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:02, курсовая работа
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит. Причем такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в экономике любой страны. Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, что теневая экономика охватывает три самостоятельных понятия, три сектора:
Введение
Глава 1. Характеристика теневой и незаконных видов деятельности.
1.1 Понятие теневой экономики и формы ее проявления.
1.2 Причины возникновения теневой экономики.
1.3 Оценка объемов теневой деятельности.
Глава 2. Особенности теневых процессов в российской экономике.
2.1 Легализация криминальных денежных фондов.
2.2 Способы уклонения от уплаты налогов.
Глава 3. Пути противодействия теневой экономике.
3.1 Основные принципы противодействия теневой экономике в ОВД.
3.2 Возможности законодательного воздействия на теневую экономику.
Заключение
Список использованной литературы
ОВД, обладая
сильно разветвленной территориальной
структурой, должны собирать социологическую
и криминологическую
Деятельность ОВД должна быть освобождена от навязанных «сверху» функций. В то же время ее не следует слишком жестко регламентировать.
Должна быть довольно высокая степень свободы, ибо социальный заказ органам внутренних дел в демократическом обществе - категория подвижная. В совершенствовании деятельности ОВД чрезвычайно важной является проблема преемственности и новаторства. Поэтому необходимо, с одной стороны, избавиться от догматизма, предвзятости к новым социальным субъектам, а с другой - не потерять то хорошее, ценное, что традиционно имело место в деятельности ОВД. Реальная социальная структура общества и особенности образа жизни различных слоев населения должны быть объектом пристального внимания ОВД.
Уникальность общественного сознания современного российского общества накладывает особый отпечаток на сознание сотрудников всех уровней ОВД.
Нужны реальные вложения в так называемый человеческий фактор. Это касается, прежде всего, повышения уровня экономической культуры. Настоятельность этого требования обусловливается и тем, что более половины преступлений сейчас совершается на основе реализации корыстных экономических интересов.
Предупреждение и раскрытие этих преступлений требует компетентной экономической экспертизы.
ОВД должны взять на себя инициативу по обучению и консультированию предпринимателей эффективным методам защиты от нечестной конкуренции. В противном случае эта ниша на рынке правоохранительных услуг будет монополизирована негосударственными правоохранительными структурами. Помимо того, что любая монополия вредна для общества и нарушает интересы потребителей, отставание ОВД от запросов рынка правоохранительных услуг оборачивается большой упущенной выгодой для ОВД. Ориентация экономики страны на экономические методы управления предполагает использование методов в борьбе с экономической преступностью. Экономический анализ должен стать одним из приоритетных методов борьбы и профилактики экономической преступности, теневой экономики вцелом. Исследование различных косвенных экономических показателей может дать сотруднику ОВД не меньше информации, чем специальные оперативно-розыскные действия. Сегодня, когда ОВД сильно отстают в своих возможностях использовать экономический анализ в контроле законности поведения новых коммерческих структур, очень важно найти приемлемые формы взаимного сотрудничества с аудиторскими фирмами.
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы. Так, практически на всех этапах и во всех службах правоохранительной деятельности ОВД присутствуют в той или иной степени экономические аспекты. ОВД через свою главную правоохранительную функцию активно воздействует на сохранение и более эффективное использование экономических ресурсов и, тем самым, на развитие в нужном направлении производственных отношений. И даже, несмотря на то, что при переходе к рыночной экономике хозяйствующие субъекты, прежде всего, сами перед собой несут ответственность за сохранность и приумножение своей собственности и поэтому сами обязаны и заинтересованы ее охранять, не снимается с повестки дня вопрос о помощи им в этом деле со стороны ОВД.
Давая
свою субъективную оценку происходящему
в экономической жизни страны,
хотелось бы отметить целый комплекс
выводов, мер государственно- правового,
экономического, управленческого и
иного характера, которые могли бы помочь
Российской Федерации решить ряд актуальных
проблем.
В числе
наиболее важных из них могут быть
названы следующие:
1. Повышение
эффективности защиты всех
2. Повысить
влияние ОВД на
3. Усиление уголовной ответственности за экономические и коррупционные преступления;
4. Разовая
«экономическая амнистия» для
представителей «серой»
5. Широкое
материальное стимулирование
6. Усиление
правовой пропаганды
7. Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий с тем, чтобы приватизированные с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами, национализировать.
8. Необходимы жёсткие меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу.
3.2 Возможности законодательного воздействия на теневую экономику.
Противоправность
- признак формальный и, часто, субъективный,
особенно в российских условиях, когда
многие законоположения лоббируются
теневым капиталом и
Подобных законов много. Например, принятый в 2001 году Уголовно-процессуальный кодекс фактически парализовал эффективную борьбу с преступностью. Одна из статей о нем знаково называлась: «Такое впечатление, что новый УПК писали преступники и их адвокаты». Под давлением реалий в течение первого года действия кодекса было принято 12 законов, исправлявших его, что выразилось во внесение в кодекс до 300 изменений и дополнений. Под лозунгом гуманизации, но явно по заказу лиц, участвующих в разграблении России, из Уголовного Кодекса в 2003 году исключен эффективный, гуманный и традиционный вид уголовного наказания - конфискация имущества, который значится в международных конвенциях (о борьбе с терроризмом, организованной преступностью, с коррупцией, отмыванием грязных денег и т.д.), подписанных Россией, и в уголовных кодексах демократических стран. Аналогичными недостатками страдают кодексы Земельный, Трудовой и другие. Ныне ведется ожесточенная борьба вокруг правительственного проекта Лесного кодекса, который многими оценивается как экологически опасный, так как в интересах лесопромышленников разрешает иметь в частной собственности участки в защитных лесах.
В последнее
десятилетие при
Право, как и политика, - искусство возможного. Принятие законов вопреки реальным возможностям лишь дискредитирует их. Однако это обстоятельство практически не принимается во внимание творцами многих законодательных актов, на основе которых организуется борьба с преступностью, особенно в сфере экономики. Причин здесь много: могущественный лоббизм криминалитета от власти и бизнеса, псевдодемократические установки некоторых политических сил, некритическое и лоскутное заимствование правовых норм из разных стран, нежелание учитывать реалии и просчитывать последствия. К великому сожалению, в юриспруденции до сих пор доминирует логико-догматический метод анализа.
Теневая
экономика называется таковой, главным
образом, потому, что она является
неучтенной, нелегальной, скрываемой от
официальных властей, то есть, находится
вне правовых условий. Если абстрагироваться
от признака деструктивности теневой
экономики, то она обоснованно может считаться
прямым результатом социально-правовой
бесконтрольности. Эта бесконтрольность
может быть связана с неудовлетворительным
содержанием правовых положений (наличием
пробелов, зарегулированностью, недостаточностью,
искаженностью) или их неудовлетворительным
исполнением должностными лицами экономических
структур и контрольных органов (халатностью,
злоупотреблениями, коррупционностью
и т.п.). Поэтому проблема минимизации теневой
экономики заключена, главным образом,
в оптимизации социально-правового контроля,
который бы, с одной стороны, стимулировал
прозрачность и правомерность законоразрешенной
экономической деятельности, с другой
- не парализовывал бы инициативу субъектов
этой деятельности. Что касается «черной»,
криминальной экономики - экономики в
сфере преступной деятельности (например,
торговля оружием, наркотиками, людьми
и т.д.), - то тут социально-правовой контроль
должен быть абсолютно бескомпромиссным.
Заключение
Концепция
национальной безопасности Российской
Федерации гласит, что угрозы в
сфере экономики обусловлены
«существенным сокращением
Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой, прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет нас не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое, как свидетельствует история, может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Становится понятно, что особая роль в борьбе с теневой экономикой в настоящее время принадлежит ОВД. Таким образом, следует еще раз заострить наше внимание на выводах из проделанной работы, а именно на чем должна базироваться деятельность ОВД для обеспечения борьбы с «теневой» экономикой.
Как представляется, деятельность ОВД должна базироваться на следующих принципах:
Итак, в России параллельно легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о «теневом порядке» в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Так, в ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона , как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латино-американскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм. Все зависит только от нас.
Список использованной литературы