Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 10:26, курсовая работа
В России в настоящее время осуществляется переход к рыночным отношениям. Этот переход связан с большими трудностями, возникновением многих социально - экономических проблем. Одной из таких является проблема занятости, неразрывно связанная с производственной деятельностью людей. Рынок на сегодняшний день требует иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Но пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – одна из главных проблем, стоящих перед страной2.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Безработица. Причины возникновения безработицы.
Общие сведения о безработице……………………………………... 5
Виды безработицы……………... …………………………………… 6
Причины возникновения безработицы…………………………….. 7
Измерение безработицы…………………………………………….. 8
Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы
2.1 Социальные последствия безработицы…………………………….. 10
2.2 Экономические последствия безработицы………………………… 11
Глава 3. Безработица в современной России
3.1 Особенности рынка труда в России………………………………… 13
3.2 Структура безработицы……………………………………………... 13
3.3. Проблемы безработицы в России на перспективу………………... 15
3.4 Методы снижения уровня безработицы……………………………. 17
Заключение……………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы………………………………………………. 23
Глоссарий…………………………………………………………………………. 24
Около 11% безработных имели высшее образование и 18% - среднее профессиональное. Среди занятых эти данные составили соответственно 25,9% и 25,6%.
Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень безработицы наблюдается в Москве и составляет 1,1%. Не превышает 5% уровень безработицы в Санкт-Петербурге (1,9%), самый высокий уровень безработицы по данным обследования отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет, соответственно, 69,0% и 54,5%; в Республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Тыва и Кабардино-Балкарской уровень безработицы составляет от 20% до 23%.
Такая
дифференциация в уровне безработицы
в различных субъектах РФ объясняется
тем, что в некоторых районах
России отсутствуют вакансии. Размер
минимального пособия по безработице
в РФ в 2007 году составляет – 720 рублей,
максимального – 2880 рублей.
3.3 Проблемы безработицы в России на перспективу.
Уже
с 2007 года на состоянии экономики
сказываться ухудшение
Однако останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд, одновременное существование проблем повышения уровня занятости и нехватки трудовых ресурсов объясняется неоднородностью положения в различных отраслях народного хозяйства, в различных регионах страны, а так же в крупных городах, с одной стороны, и в сельской местности и в малых городах - с другой.11
Наиболее проблематичным станет возмещение потерь среди квалифицированных работников сельского хозяйства и индустриальных отраслей экономики. Поэтому от структуры и качества производимого системой профессионального образования кадрового капитала зависит конкурентоспособность экономики страны. Проведение реформы системы профобразования должно ориентироваться на повышение его качества и соответствие потребностям рынка труда. Большой проблемой становятся сертификация и специализация обучающихся. Отсутствие единой системы создает трудности при трудоустройстве как выпускников, так и уже работающих людей.
Структура
учебных заведений
В связи со сложившейся ситуацией в целях снижения уровня безработицы правительство РФ разрабатывает региональные целевые программы по сокращению числа безработных.
3.4. Методы снижения уровня безработицы в России.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Рассмотрим подробнее данные методы:
Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.
Данные виды политики государства тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности определяют влияние на уровень занятости населения.
Обращаясь
к методам минимизации
Макроэкономическая политика:
Социальная политика:
Политика в сфере занятости населения:
Рассмотрим
подробнее возможность
Для
реализации государственной политики
в области занятости населения
и обеспечения гражданам
Законодательство
предусматривает обязанность
Наиболее актуальные вопросы минимизации уровня безработицы рассматриваются при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год
специалистами
департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития
России. Этот документ обсуждался на заседании
комиссии по регулированию социально-
Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем на рынке труда.
Первая из них – дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура профобразования смещена в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием.
Вторая проблема - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе. Поэтому в проекте концепции большое внимание уделено привлечению трудовых ресурсов.
Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Согласно концепции, должно полностью измениться отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать к активному поиску работы.6
Применение
части приведенных способов минимизации
безработицы и рост доверия безработных
к государственным службам
специалистами
департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития
России будут способствовать дальнейшему
падению уровня безработицы, росту
благосостояния населения, экономическому
развитию страны.
Заключение
Проведение данного исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующим выводам:
Безработица
представляет собой сложное социально-
Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.
Информация о работе Теоретические концепции безработицы и особенности рынка рабочей силы в России