Теоретические концепции безработицы и особенности рынка рабочей силы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание

В России в настоящее время осуществляется переход к рыночным отношениям. Этот переход связан с большими трудностями, возникновением многих социально - экономических проблем. Одной из таких является проблема занятости, неразрывно связанная с производственной деятельностью людей. Рынок на сегодняшний день требует иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Но пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – одна из главных проблем, стоящих перед страной2.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Безработица. Причины возникновения безработицы.

Общие сведения о безработице……………………………………... 5
Виды безработицы……………... …………………………………… 6
Причины возникновения безработицы…………………………….. 7
Измерение безработицы…………………………………………….. 8
Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы

2.1 Социальные последствия безработицы…………………………….. 10

2.2 Экономические последствия безработицы………………………… 11

Глава 3. Безработица в современной России

3.1 Особенности рынка труда в России………………………………… 13

3.2 Структура безработицы……………………………………………... 13

3.3. Проблемы безработицы в России на перспективу………………... 15

3.4 Методы снижения уровня безработицы……………………………. 17

Заключение……………………………………………………………………….. 32

Список использованной литературы………………………………………………. 23

Глоссарий…………………………………………………………………………. 24

Работа состоит из  1 файл

безработица в россии багиров.doc.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

Около 11% безработных имели высшее образование и 18% - среднее профессиональное. Среди занятых эти данные составили соответственно 25,9% и 25,6%.

     Среди субъектов Российской Федерации  самый низкий уровень безработицы  наблюдается в Москве и составляет 1,1%. Не превышает 5% уровень безработицы в Санкт-Петербурге (1,9%), самый высокий уровень безработицы по данным обследования отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет, соответственно, 69,0% и 54,5%; в Республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Тыва и Кабардино-Балкарской уровень безработицы составляет от 20% до 23%.

     Такая дифференциация в уровне безработицы  в различных субъектах РФ объясняется  тем, что в некоторых районах  России отсутствуют вакансии. Размер минимального пособия по безработице в РФ в 2007 году составляет – 720 рублей, максимального – 2880 рублей.  

     3.3 Проблемы безработицы в России на перспективу.

     Уже с 2007 года на состоянии экономики  сказываться ухудшение демографической  ситуации и сокращение численности  граждан трудоспособного возраста. По подсчетам специалистов Минздравсоцразвития, количество занятых в экономике граждан сократилось до 65 млн. человек. Существующие тенденции показывают, что старение населения будет продолжаться, что выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста.

        Однако останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд, одновременное существование проблем повышения уровня занятости и нехватки трудовых ресурсов объясняется неоднородностью положения в различных отраслях народного хозяйства, в различных регионах страны, а так же в крупных городах, с одной стороны, и в сельской местности и в малых городах - с другой.11

      Наиболее  проблематичным станет возмещение потерь среди квалифицированных работников сельского хозяйства и индустриальных отраслей экономики. Поэтому от структуры и качества производимого системой профессионального образования кадрового капитала зависит конкурентоспособность экономики страны. Проведение реформы системы профобразования должно ориентироваться на повышение его качества и соответствие потребностям рынка труда. Большой проблемой становятся сертификация и специализация обучающихся. Отсутствие единой системы создает трудности при трудоустройстве как выпускников, так и уже работающих людей.

      Структура учебных заведений профобразования  за последние 10 лет осталась неизменной. Наибольший вес по-прежнему имеют  начальные профессиональные учреждения, наименьший - вузы. Оставляет желать лучшего и уровень получаемого образования. По данным одного из последних опросов, 25% респондентов считают полученные знания недостаточными для работы в реальных условиях и лишь 15% всем довольны. Присоединяются к ним и руководители - 2/3 из них считают необходимым повышать квалификацию выпускников. 

      В связи со сложившейся ситуацией  в целях снижения уровня безработицы  правительство РФ разрабатывает  региональные целевые программы  по сокращению числа безработных.

     3.4. Методы снижения уровня безработицы в России.

    В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

    Рассмотрим  подробнее данные методы:

    Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

    Пассивные методы включают создание системы социального  страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

    Рассматривая  вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

    Данные  виды политики государства тесно  взаимосвязаны между собой и  в совокупности определяют влияние  на уровень занятости населения.

    Обращаясь к методам минимизации безработицы  в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к вышеуказанной классификации.

    Макроэкономическая  политика:

  • Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

    Социальная  политика:

  • Выплата пособия по безработице признанным безработными,
  • Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,

    Политика  в сфере занятости населения:

  • Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
  • Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
  • Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

Рассмотрим  подробнее возможность минимизации  безработицы с помощью биржи  труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.9

    Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

    Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.7

   Наиболее  актуальные вопросы минимизации уровня безработицы рассматриваются при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год

специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития  России. Этот документ обсуждался на заседании  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

     Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем  на рынке труда.

     Первая  из них – дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура  профобразования смещена  в сторону  высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием.

     Вторая  проблема - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе. Поэтому в проекте концепции большое внимание уделено привлечению трудовых ресурсов.

     Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Согласно концепции, должно полностью измениться отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать к активному поиску работы.6

     Применение  части приведенных способов минимизации  безработицы и рост доверия безработных  к государственным службам занятости  позволили снизить уровень безработицы  в последние три года. Дальнейшее следование рекомендациям возможное  применение положений разрабатываемой концепции действий на российском рынке труда на ближайшие пять лет

     специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития  России будут способствовать дальнейшему  падению уровня безработицы, росту  благосостояния населения, экономическому развитию страны. 

     Заключение

      Проведение  данного исследования по вопросу  безработицы позволило прийти к  следующим выводам:

      Безработица представляет собой сложное социально-экономическое  явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

      Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных  видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

      Несмотря  на разные причины возникновения, безработица  является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

      Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.

Информация о работе Теоретические концепции безработицы и особенности рынка рабочей силы в России