Автор работы: a******************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:23, курсовая работа
Цель данной работы – исследование инфляционных процессов в современных условиях.
Задачи работы:
Изучить сущность и виды инфляции, определить причины ее появления;
Характеристика методов измерения инфляции;
Изучить социально-экономические последствия инфляции;
Проанализировать динамику инфляционных процессов в России;
Изучить антиинфляционную политику в западных странах и в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 5
1.1 Сущность, причины и виды инфляции 5
1.2 Методы измерения инфляции 12
1.3 Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства 14
ГЛАВА 2. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ 20
2.1 Инфляция и методы борьбы с ней в западных странах 20
2.2 Динамика инфляционных процессов в России 23
2.3 Антиинфляционная политика в Российской Федерации на современном этапе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Галопирующая инфляция. Темп роста цен — до 300-500% в год. Месячные темпы роста измеряются в двузначных числах. Такая инфляция негативно влияет на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции — слишком рискованными, уровень жизни населения значительно падает. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой (латиноамериканских стран в 1980-е гг., бывших социалистических стран в 1990-е гг.).
3. Гиперинфляция. Темп роста более 50% в месяц. В годовом исчислении — более 10 000%. Исключительно быстрый рост цен, ведущий к быстрому обесценению денежной единицы, расстройству платежного оборота и экономическому кризису в стране. Принято считать, что гиперинфляция наступает при росте цен более чем на 50% в месяц. Однако отдельные специалисты оспаривают такой критерий, полагая, что гиперинфляция не может иметь какого-либо количественного измерителя. Разрушение денежно-кредитной системы, массовое «бегство» от денег есть признак ее наступления. Причины этого — обвальное падение производства; разрыв хозяйственных связей; потеря управляемости; чрезмерный дефицит государственного бюджета. Последствия гиперинфляции губительны (обесценивание результатов труда; рост безработицы; снижение инвестиционной активности и др.). Наиболее радикальный способ борьбы с гиперинфляцией — жесткий контроль цен, принудительное изъятие продовольствия у производителей. [7, с. 233]
Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляции покупателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции. Одна – со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (рост производственных издержек).
Инфляция спроса – это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров. Подобная ситуация на внутреннем рынке нашей страны наблюдалась в 70-80-х гг.
Чтобы финансировать дополнительные расходы, государство выпускает бумажные деньги, не обеспеченные товарной массой. Подобная практика выпуска «нематериальных» денег представляет собой своего рода инфляционный налог. Печатание дополнительных денег практически ничего не стоит государству, но позволяет наращивать расходы. Налог падает на общество, прежде всего на тех, кто имеет сбережения, хранит наличные деньги.
Инфляция спроса может иметь смысл при специфических условиях: при низком темпе экономического роста, наличии недозагруженных мощностей. В этом случае подстегивание спроса служит своеобразным стимулом активации производства. Как отмечалось, развитие инфляции может иметь место и без дополнительного подстегивания спроса. Инфляционный рост цен происходит в условиях, когда спрос не растет, а падает. Причину следует искать со стороны предложения. Это другой вид инфляции – инфляция издержек. Механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки.
Возможны два исходных момента: а) издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) и в силу удорожания сырья и топлива (рост цен на импорт, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.); б) производители повышают цены, используя свое монополистическое положение или создавая его путем сговора.
В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижение транспортных и трансакционных издержек. [2, с. 428]
В зависимости от соотношения темпа роста цен на отдельные группы товаров инфляция может быть:
– сбалансированная – это инфляция, при которой цены на все группы товаров растут примерно одинаково, и соотношение между ценами остается постоянным;
– несбалансированная – инфляция, при которой цены на различные товары растут разными темпами, в результате изменяются соотношения цен.
В зависимости от прогнозируемости роста цен инфляцию подразделяют на ожидаемую и неожиданную:
– ожидаемая инфляция – это прогнозируемый, планируемый рост цен.
Ожидание роста цен приводит к его действительному росту. Население, исходя из того, что в будущем цены возрастут, увеличивает спрос (ажиотажный, инфляционный спрос), стимулируя действительный рост цен. Таким образом, инфляция носит самоподдерживающий характер, она сама себя генерирует. Образуется порочный круг: ожидание роста цен – рост цен – ожидание нового роста цен – новый рост цен и т.д.
– неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен и стремительным ростом спроса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Примером неожиданной инфляции может служить скачок цен в России в связи с финансовым кризисом 1998 г. [4, с. 247]
В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами, различают экспортируемую и импортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект «импорта» инфляции.
В
зависимости от способности государства
воздействовать на инфляционный процесс
она подразделяется на контролируемую
и неуправляемую. В первом случае государство
может замедлять или ускорять темпы роста
цен в среднесрочном аспекте. Во втором
– реальных источников для корректировки
уровня инфляции нет. [3, с. 386]
1.2 Методы
измерения инфляции
Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей служат индексы цен, в том числе индексы цен в потребительском секторе экономики.
Индексы
цен – это относительные
Один
из них основывается на применении
индекса Ласпейреса: сравниваются цены
текущего периода (р1) и базового
(р0) на одинаковый набор товаров
(товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса
показывает, на сколько фиксированная
товарная корзина становится дороже в
текущем периоде.
Другой
метод опирается на использование
индекса Пааше. Ценовые индексы
по формуле Пааше показывают, на
сколько фиксированная товарная
корзина текущего периода дороже
или дешевле, чем в базовом периоде:
Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера:
Индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.
На основе формулы Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам Федерации в целом за неделю, месяц, квартал и год. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных на три группы: продовольственные товары, непродовольственные, платные услуги.
С
1996 г. в России введено ежеквартальное
исчисление дефлятора ВВП. Дефлятор
– индекс цен, используемый для определения
реального объема ВВП и соответствующей
корректировки экономической
В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения. [2, с. 435]
Другой показатель, характеризующий инфляцию, - темп инфляции, или темп роста цен (π) – определяется как разность между индексами цен текущего и предшествующего периода, деленная на индекс цен предшествующего периода:
где π – темп инфляции в процентах; I1 – индекс цен текущего периода;
I0 – индекс цен предшествующего периода.
Невысокие
темпы инфляции (обычно считается до 10%
в год) могут оказывать положительное
воздействие на экономику. Умеренный рост
цен ведет к увеличению прибылей, росту
потребительских расходов (опасаясь дальнейшего
роста цен, население покупает больше),
что способствуют оживлению рыночной
конъюнктуры, росту предложения товаров.
Однако при высоком уровне и длительном
характере инфляция превращается в величайшее
экономическое "зло". [3, с. 249]
1.3 Социально-экономические
последствия инфляции. Антиинфляционная
политика
Последствия инфляции сложны и противоречивы. Небольшая инфляция даже полезна экономике, так как она оживляет деловую активность. Но постепенно на всех – от потребителей на рынке и вплоть до государства – распространяется критическая точка инфляции, когда ее общий положительный эффект становится отрицательным.
Быстрая, галопирующая инфляция уже привносит элемент дезорганизации в экономику, усиливает диспропорции через неравномерность роста цен, искажает спрос и предложение, приводит к перепроизводству одних товаров и недопроизводству других. В итоге потребители начинают защищаться от инфляции путем избавления от обесценивающихся денег.
Предпринимательский сектор не может в этих условиях вырабатывать стратегию своего поведения на рынке. Банки, страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании, будучи основными кредиторами предпринимательского сектора, также несут потери. Правительство, сталкиваясь с разладом в кредитно-денежной сфере, получает налоги обесцененными деньгами.
Помимо негативных экономических инфляция порождает и социальные последствия:
а) является своеобразным сверхналогом на все слои населения, от которого никто не может защититься;
б) ухудшает материальное положение работников наемного труда, так как реальная заработная плата отстает от номинальной, а та в свою очередь – от резко растущих цен на товары и услуги;
в) является каналом перераспределения национального дохода от одних групп населения к другим, при этом в безусловном проигрыше оказываются получатели фиксированных доходов: бюджетники, пенсионеры, рантье, студенчество;
г) наносит ущерб лицам творческих, свободных профессий, обесценивая их большие, но нерегулярные разовые доходы;
д) подрывает
занятость населения. [6, с. 89]
Так
как инфляция порождает в экономике
целый комплекс негативных последствий,
государство должно осуществлять политику,
направленную на предотвращение ее развития.
Выбор методов
При
невысоком уровне роста цен государственная
политика антиинфляционного