Теория инфляции и ее эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей антиинфляционной политики в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.

Задачами данной курсовой работы являются:

- изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;

- проведение анализа антиинфляционной политики и внутренних дисбалансов в российской экономике;

- рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;

- изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.

Содержание

Введение 3
1. Сущность инфляции, основные направления инфляционного регулирования 4
1.1. Понятие инфляции 4
1.2. Теоретические основы инфляционного регулирования 5
1.3. Анализ истории инфляционного регулирования в России 13
2. Анализ современного состояния инфляции в России 18
2.1. Экономико-математическая модель регулирования инфляции 18
2.2. Направления антиинфляционного регулирования на ближайшие годы 21
Заключение 29
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Инфляция (1).doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

     Инфляция  в России по итогам 2004 года составила 11,7 процентов, сообщает агентство РБК со ссылкой на данные Росстата. Этот показатель превысил первоначальный прогноз МЭРТ, согласно которому рост цен должен был не превышать 10 процентов.

     Рост  цен на товары в 2004 году составил 10,3 процента, в том числе на продовольственные товары - 12,3, а на непродовольственные товары - 7,4 процента. Платные услуги населению подорожали за минувший год на 17,7 процента.

     Инфляция  в России по итогам 2006 года составила 9%, за декабрь - 0,8%, сообщает Росстат. По итогам 2005 года инфляция составила 10,9%, в декабре 2005 года - 0,8%. [5,с.10]

     В декабре 2006 года цены на товары выросли  на 0,8%, (в целом за 2006 год - 7,5%), а цены на платные услуги населению - на 0,7% (за год - на 13,9%). При этом цены на продовольственные товары в декабре по сравнению с предыдущим месяцем повысились на 1,1% (2006 год - 8,7%), на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции - на 0,8% (2006 год - 8,5%), на непродовольственные товары - на 0,5% (2006 год - 6%).

 

2. Анализ современного состояния инфляции в России

2.1. Экономико-математическая  модель регулирования  инфляции

     Опыт  стратегического планирования развитых стран свидетельствует, что вне зависимости от государственного устройства и предлагаемой экономической модели корректировать приходится как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы. В этом смысле индикативное планирование - как процесс формирования системы параметров (индикаторов), определяющих состояние экономики и мер воздействия на нее, - носит, с одной стороны, рекомендательный характер, с другой - дает математически выверенные расчеты тех или иных действий в сфере экономической политики государства. Таким образом находится оптимальный вариант "коллективного баланса" между планом и рынком. При этом стоит еще раз отметить, что речь идет не о доведении многочисленных показателей "тонно-кубометров" до исполнителей государственной воли, а о научной постановке целевых индикаторов развития.

     В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие  динамику, структуру и эффективность  экономики в целом и отдельных  ее сегментов. За послевоенную историю  на Западе освоено несколько типов экономико-математических моделей, включающих параметры состояния финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движения цен, занятости, уровня жизни, темпов инфляции, внешнеэкономических связей т.д. Взаимоувязанная и сбалансированная система этих показателей (индикаторов) и призвана давать картину экономической политики государства. И хотя алгоритмы индикативного планирования не так уж разнообразны и хорошо известны, выработка плановых решений и их юридическое закрепление существенно разнятся в США и Западной Европе.

     Американская  практика индикативного планирования может быть названа адаптивной. План как таковой вообще не формируется, но каждая принимаемая федеральным  правительством задача закрепляется специальным бюджетным законом. Его срок может составлять 10-20 лет - до конца реализации программы. Эта практика напоминает отраслевое планирование с той лишь разницей, что в США на утвержденную программу Конгресс - главный разработчик бюджета - обязан приоритетно выделить средства. Самое сложное - добиться утверждения программы.

     Легкость, с которой выскакивают на свет наши целевые программы развития, не подтвержденные реальным финансированием, ни к чему не обязывает их разработчиков. Если, конечно, в роли заинтересованной стороны не выступают иностранные проекты помощи. Именно федеральные законы США первичны в качестве элементов индикативного планирования. Сведение их воедино на уровне макроэкономических параметров осуществляется на основе принятого в 1976 г. закона Хэмфри-Хоукинса, связывающего показатели прироста денежной массы, темпа инфляции и учетной ставки Федеральной резервной системы. При этом их жесткой фиксации нет: согласно закону, Конгресс ежегодно задает нижнюю и верхнюю границы прироста денежной массы. Если темп "всасывания" кредитной эмиссии выше законодательных ограничений, ФРС обязана повышать учетную ставку. Или применяется другой прием - продажа или выкуп тридцатилетних облигаций Федерального казначейства.

     Иная  технология индикативного планирования применяется в Западной Европе. Пионером "плановой экономики" в современном ее понимании по праву можно считать Францию. Учрежденная в 1946 году система государственного планирования имела директивный характер и просуществовала в таком виде до 1980 г. С 1981 г. Франция отказывается от директивных показателей и переходит к рекомендательным параметрам, а также сценарным вариантам экономического развития. На базе статистических моделей выстраиваются так называемые тренды, которые служат основой для среднесрочных прогнозов развития страны. В этих рамках используются и динамические модели экономического роста, а также межотраслевые балансы. На прогноз "накладываются" инструменты макроэкономического регулирования с тем, чтобы добиться отклонения трендов в сторону зафиксированных социально-экономических индикаторов. Разработанный набор инструментов фиксируется в законодательном акте о бюджете. Эта методология индикативного планирования в настоящее время активно используется не только отдельными странами Западной Европы (французская система оказала существенное влияние на развитие макропланирования прежде всего в Германии и Великобритании), но и практически внедрена органами ЕС для решения проблем межгосударственного регулирования.

     Фактически  используемый сегодня в России набор методов прогнозирования содержит элементы и той, и другой систем индикативного планирования. Иными словами, мы пытаемся наугад применять и программные, и сценарные методики. Бесчисленное количество написанных "стратегий" национального развития, борьбы с бедностью, приватизационных, реорганизационных, сельскохозяйственных программ и проектов, - зародыши аналогичных механизмов планирования. Разрабатываемые в минэкономики и его научными институтами прогнозы социально-экономического развития, основные положения денежно-кредитной политики Нацбанка и утвержденная в ноябре Правительством Стратегия среднесрочного планирования на 2002-2006 гг. - все это приближает нас к западноевропейскому подходу, хотя синтез методик, как считают экономисты, в принципе допустим.

     Предпринятые  в последние годы меры экономической  политики дали определенные результаты - инфляция снижена, есть первые признаки стабилизации. На повестке дня - переход  к действиям, активно стимулирующим  экономический рост. В этих условиях признание индикативного планирования как официального механизма госрегулирования будет весьма своевременно, - сходятся во мнении многие экономисты.

         

2.2. Направления антиинфляционного регулирования на ближайшие годы

     Инфляция  в России в марте 2007 года составила 0,6% против 0,8% в марте 2006 года и 1,1% в феврале 2007 года. За январь-март 2007 года инфляция в РФ равнялась 3,4%, что на 1,6 процентного пункта меньше, чем за январь-март 2006 года (5%). Эксперты считают, что снижение темпов инфляции преимущественно связано с замедлением роста тарифов на платные услуги населению. [20]

     Рост  цен оказался немного ниже ожиданий аналитиков, а также оценки Центробанка. Снижение инфляции в марте по сравнению  с февралем объясняется замедлением  роста тарифов на платные услуги населению (0,6% в марте против 2,6% в феврале). Основной вклад в инфляцию в феврале внес скачок тарифов на услуги городской телефонной связи (на 26,6%) из-за введения в России с 1 февраля новой схемы, по которой абоненты рассчитываются за услуги местной телефонной связи (МЭРТ оценил этот вклад в инфляцию в феврале в 0,3 процентного пункта). Кроме того, в марте существенно замедлился рост тарифов на услуги ЖКХ (0,2% против 1,3% в феврале), а также тарифов на услуги пассажирского транспорта (0,8% против 4,2% в феврале). В марте также продолжилось снижение цен на сахарный песок (на 2,2% после уменьшения на 1,7% в феврале) и бензин (на 0,2% после снижения на 0,6% в феврале).

     В целом динамика цен на товары в  марте 2007 года не изменилась по сравнению  с февралем 2007 года (рост по 0,6% в каждый месяц). При этом продовольственные товары в России в марте 2007 года подорожали на 0,8%(в феврале 2007 года — также на 0,8%), в том числе без учета плодоовощной продукции цены на продовольствие выросли на 0,5% (также на 0,5%). Непродовольственные товары в марте 2007 года стали дороже на 0,4% (0,3% в феврале).

     В марте в 4 субъектах РФ (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен  составил более 1%, наибольший прирост  цен был зафиксирован в Чеченской республике (на 1,5%). В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,7 (за январь-март — 104,1%), в Санкт-Петербурге — 100,7% (104,2%).

     Официальный прогноз правительства РФ по инфляции на текущий 2007 год составляет 7-8%. В 2006 году рост цен в РФ был равен 9%. Таким образом, достигнутая величина уже составляет больше трети [5,с.10]

    Целевые параметры инфляции на ближайшие  годы установлены в следующих пределах: в 2006 году – 9 %, в 2007 году – 6,5 - 8 %, 2008 году – 4,5 - 6 %, 2009    году – 4 - 5,5 % (см. табл. 1). Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, которое стерилизуется посредством Стабилизационного фонда, но и факторы структурного характера.

    Во-первых, это незавершенность процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также опережающий инфляцию рост регулируемых тарифов на электроэнергию и газ.

    Во-вторых, слабость конкуренции на внутреннем рынке ведет к опережающему росту  цен на бензин и другие ГСМ, которые  вплотную приблизились к мировому уровню (с поправкой на различия в уровне налогообложения). Эффекты локального монополизма на рынках стимулируют рост цен и по другим товарным группам, включая плодоовощную продукцию.

    В-третьих, опережающий рост доходов населения по сравнению с возможностью российских производителей увеличивать предложение качественных товаров подстегивает рост цен на потребительские товары. 

    Таблица 1.

    Динамика  инфляции (прирост цен и тарифов  декабрь к декабрю, в %)

Показатели 2005 2006,

оценка

2007, прогноз 2008, прогноз 2009, прогноз
Инфляция (ИПЦ) 10,9 9 6,5-8 4,5-6 4-5,5
Базовая инфляция (БИПЦ) 8,3 7,5-7,7 5,6-7,1 3,8-5,2 3,3-4,8
Продовольственные товары 9,6 8,6-8,8 7,4-7,6 5,1-5,3 4,8
Непродовольственные товары 6,4 6,0-6,1 5,4-5,6 4,7 4,4
Платные услуги населению 21,0 14,3-14,5 11,7-12,2 8,9-9,1 7,7-7,9
Услуги  ЖКХ 32,7 18-19 14-15 10-12 10-11
Прочие  услуги 14,3 11,8-12,3 10-10,5 7,3-7,5 5,8-6
 

     Снижение  темпов инфляции в прогнозном периоде  будет обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, утвержденным Правительством Российской Федерации [2, c. 14]. Он включает следующие основные направления:

       - ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Предельный уровень повышения тарифов ЖКХ, устанавливаемый Правительством, позволит снизить вклад данного фактора в инфляцию с 1,6 п.п. в 2006 году до 1,1 п.п. в 2009 году.

    - сдерживание роста цен на ГСМ  посредством стимулирования конкуренции,  в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора. Предполагается, что реализация этих мер в сочетании с поворотом мировых нефтяных цен в сторону снижения позволят снизить темп роста цен ГСМ с 16 % в 2005 году до 6-8 % в 2007 году.

    - стимулирование роста предложения  продовольственных товаров путем  повышения уровня конкуренции,  облегчения выхода на рынки  крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции. Ожидается, что в 2007-2009 годах рост цен на продовольственные товары не будет опережать общий уровень инфляции. Прогнозируется последовательное замедление роста цен на продовольственные товары - прирост цен с 8,6-8,8 % в 2006 году снизится до 7,4-7,6 % в 2007 году и    4,8 % к 2009 году.

    - меры по повышению доверия  населения к финансовым рынкам  и банковской системе, направленные  на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег.

    - проведение консервативной денежной  и бюджетной политики.

    Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного  предложения в сочетании с  замедлением скорости обращения  денег. Прирост денежного спроса (денежного агрегата М2) снизится с 35-39 % в 2006 году до 25-30 % в 2007 году, а в 2009 году опустится до 16-20%. В структуре денежной массы повысится доля депозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общей тенденции к росту доходов населения и будет способствовать снижению инфляции.

    Об  уровне цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий:

Информация о работе Теория инфляции и ее эволюция