Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 18:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей антиинфляционной политики в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
- проведение анализа антиинфляционной политики и внутренних дисбалансов в российской экономике;
- рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
- изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.
Введение 3
1. Сущность инфляции, основные направления инфляционного регулирования 4
1.1. Понятие инфляции 4
1.2. Теоретические основы инфляционного регулирования 5
1.3. Анализ истории инфляционного регулирования в России 13
2. Анализ современного состояния инфляции в России 18
2.1. Экономико-математическая модель регулирования инфляции 18
2.2. Направления антиинфляционного регулирования на ближайшие годы 21
Заключение 29
Список литературы 30
Темпы роста цен и тарифов на основные товары естественных монополий – электроэнергию, газ – в 2007 - 2009 годах будут превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет, что обусловлено необходимостью обеспечения безубыточности реализации газа на внутреннем рынке, проведения реконструкции и модернизации мощностей в электроэнергетике, а также создании условий для интенсификации процессов энергосбережения. Предельное повышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом не будет превышать верхней границы целевого уровня инфляции.
Тарифы на товары и услуги, отпущенные субъектами естественных монополий для населения, будут расти несколько более высокими темпами в связи с необходимостью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.
Предельные
параметры повышения
Таблица 2.
Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем по России (в %, за годовой период)
Показатели | 2005 г. отчет | 2006 г.
оценка |
2007 г.,
прогноз |
2008 г.,
прогноз |
2009 г.,
прогноз |
Инфляция (ИПЦ) | 10,9 | 8-9 | 6,5-8 | 4,5-6 | 4-5,5 |
Электроэнергия | |||||
предельный рост среднеотпускных тарифов для всех категорий потребителей | 9,5 | 7,5 | 10 | 9 | 8 |
- для населения | 25 | 15-20 | 13 | 11 | 10 |
Газ природный (оптовые цены, в среднем для всех групп потребителей) | 23 | 11 | 15 | 14 | 13 |
- реализуемый населению | 34,7 | 11,9 | 15 | 15 | 14 |
Железнодорожные перевозки: | |||||
Пассажирские
перевозки в дальнем |
12 | 12 | 12 | 11 | 10 |
Перевозки
грузов
(средний рост тарифов) |
12,8 | 7,5 | 8 | 6 | 5,5 |
Услуги ЖКХ (средний рост тарифов) | 32,7 | 18-19 | 14-15 | 10-12 | 10-11 |
Цены на газ. Оптовые цены на газ для всех групп потребителей увеличиваются в 2007 году на 15 %, в 2008 году - на 14 %, в 2009 году - на 13 %. Предусматривается ограничение по отклонению изменения оптовых цен на газ между ценовыми поясами до 1,5 - 2 % от среднего уровня.
Такая динамика обеспечивает покрытие долгосрочных предельных издержек в газовой отрасли с учетом возможного ухудшения экспортной конъюнктуры и необходимости замещения падающей добычи на действующих месторождениях разработкой новых. Данное повышение внутренних цен на газ обеспечивает безубыточность реализации газа на внутреннем рынке. Кроме того, опережающий рост цен на газ по сравнению с другими углеводородами будет стимулировать более эффективное использование газа потребителями, развитие энергосберегающих технологий и снижение тем самым энергоемкости ВВП.
Цены на газ, реализуемый населению, в среднем по Российской Федерации увеличиваются более высокими темпами по сравнению с ростом оптовых цен: в 2007-2008 годах - на 15% ежегодно, в 2009 году - на 14 %.
Прогнозируется опережающий темп роста тарифов на газораспределение, вследствие проведения газификации, что связано с включением расходов на инвестиции на строительство распределительных газопроводов. По оценкам ФСТ России, возможный дополнительный прирост конечных цен на газ может при этом в среднем составить в 2007 году до 0,3 процентного пункта.
В 2006-2007 годах будут увеличены оптовые цены на сжиженный газ, поставляемый для бытовых нужд, до уровня, не превышающего 60 % от рыночной оптовой цены на сжиженный газ.
Цены на электроэнергию. В среднем по Российской Федерации предельный рост регулируемых тарифов на электроэнергию для всех категорий потребителей составит в 2007 году 10 %, в 2008 году – 9 %, в 2009 году - 8 %.
Опережение
целевого уровня инфляции обусловлено
как динамикой роста цен на
газ, так и высокой потребностью
электроэнергетики в
Тарифы для населения на электрическую энергию в прогнозный период будут расти опережающими темпами по отношению к тарифам для остальных групп потребителей в целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования. Максимальный прирост тарифов в 2007 году составит, как правило, 13 %, минимальный - 10 %. В 2008 году прирост тарифов не превысит 11 %, в 2009 году - 10 %. Для отдельных субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность повышения тарифов для населения с темпами, отличающимися от средних по России. Планируется реализация согласованных с федеральными органами исполнительной власти программ по ликвидации перекрестного субсидирования в соответствующих регионах. При установлении тарифов учитываются средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, выделяемые в связи с поэтапной ликвидацией перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
При этом в 2007 году ожидается повышение цен на свободном рынке, что связано с растущим спросом на электроэнергию. Свободные цены на электроэнергию для конечных потребителей (кроме населения) будут выше регулируемых тарифов примерно в 1,2 - 1,4 раза. В результате фактически складывающиеся индексы цен на электроэнергию для конечных потребителей несколько превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных) тарифов. По предварительной оценке, рост среднеотпускных тарифов для конечных потребителей может составить: в 2007 году – 11 – 13 %, в 2008 году – 13 - 15,5 %, в 2009 году – 8,5 - 10,5 %.
Тарифы на железнодорожные перевозки. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки планируется проиндексировать в среднем в пределах целевой инфляции: в 2007 году - в размере 8 %, в 2008 году и 2009 году - соответственно 6 % и 5,5 %.
При этом в целях сближения уровней действующих тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, дифференцированных по видам сообщений, в 2007-2008 годах тарифы на перевозки грузов в международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации будут сохранены на уровне действующих, а тарифы на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении и перевозки экспортно-импортных грузов через российские порты планируется проиндексировать в 2007 году в среднем на 10,7 %, в 2008 году - на 9,6 %.
Темпы
роста тарифов на пассажирские железнодорожные
перевозки в дальнем следовании
в регулируемом секторе, с учетом
убыточности пассажирского
Тарифы на услуги связи. Прогноз изменения тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи учитывает доведение тарифов до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г. N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".
В 2007-2009 годах ежегодный прирост тарифов в среднем по услугам телеграфной связи не превысит 25 %, по услугам общедоступной почтовой связи - 15 процентов. Прирост тарифов на услуги связи по распространению телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций составит в 2007 году в среднем не выше 15 %, в 2008 году – 9 %, в 2009 году - 7,5 %.
Тарифы
ЖКХ. Рост тарифов на производство товаров
и оказание услуг организаций коммунального
комплекса будет превышать инфляцию. Обоснованием
более высокого роста тарифов, превышающего
прогнозный ИПЦ, кроме роста тарифов естественных
монополий, могут быть инвестиционные
программы организаций коммунального
комплекса, ориентированные на реновацию
отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры
и улучшение качества оказываемых услуг.
Рост тарифов на товары и услуги организаций
коммунального комплекса в среднем по
Российской Федерации на 2007-2009 годы составит
соответственно в 2007 году 14-15%, в 2008 году
- 10-12%, в 2009 году -10-11 %.
Заключение
Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего. Народное хозяйство, полностью свободное от инфляции существует лишь только в воображении, но никак не на практике. Современная экономика инфляционна по своему внутреннему устройству, и в обозримом будущем много ждать не приходиться. Поэтому, когда правительство обещает гражданам покончить с инфляцией, искоренить ее, оно только верно указывает конечный стратегический ориентир, обозначающий линию горизонта, которая удаляется по мере приближения к ней.
Сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитием по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.
Список литературы