Теория издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является проведение анализа роли средних и предельных издержек в формировании стратегии фирмы..
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные характеристики и виды фирм;
изучить основные концепции издержек производства;
исследовать современную концепцию издержек производства, а также виды издержек;
провести анализ предельных издержек, кривых предельных и средних издержек;
проанализировать издержки производства в долговременном периоде.
Предметом исследования выступает взаимодействие издержек и стратегии фирмы.

Содержание

Теоретические аспекты теории издержек фирмы...…………………..5
1.1. Основные характеристики и виды фирм……………………………..5
1.2. Основные концепции издержек производства…………………….12
Глава 2. Исследование роли средних и предельных издержек в формировании стратегии фирмы………………………………………………………………...16
2.1. Современная концепция издержек производства. Постоянные,
переменные и экономические издержки……………………………16
2.2. Предельные издержки. Кривые предельных и средних издержек..21
2.3. Издержки производства в долговременном периоде………………25

Работа состоит из  1 файл

теория издержек.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

     Диверсифицированное производство получает ряд  преимуществ  по сравнению с узкоспециализированным: расширяется рынок, возрастает мобильность, усиливается реакция на  изменения внешней среды и т.д. Вместе с тем увеличиваются  трудности, связанные с управлением производством, сбором и  обработкой информации. Поэтому такого рода производства, особенно крупные конгломераты, не являются устойчивыми структурами.

     Вследствие  процессов концентрации и централизации,  непрерывного возникновения новых  фирм и прекращения деятельности или реструктуризации старых формируется  структура предприятий в зависимости от их размеров. Различают малые, средние и крупные фирмы. Главным критерием  разграничения является численность занятых7. В разных странах величина этого критерия различна. Например, в странах Европейского союза к малым предприятиям относят предприятия с численностью занятых менее 50 человек, к средним — от 50 до 250, к крупным — более 250 человек. В Российской Федерации, согласно Закону «О развитии малого и среднего предпринимательства», действуют аналогичные параметры8.

     Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, в категорию малых  попадают компании со штатом от 16 до 100 человек, средней  считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Несмотря на всю значимость малого бизнеса, основу современной рыночной экономики составляет крупный бизнес. Более того, в целях координации деятельности, защиты общих интересов, повышения эффективности использования ресурсов и т.д. предприятия могут создавать различные объединения. Это  происходит тогда, когда у предприятий существуют сходная технология, взаимосвязанные производства, имеется необходимость комплексного использования ресурсов, диверсификации и т.д.

     Образование объединения основывается на добровольности,  равноправии, свободе выбора организационных форм,  самостоятельности участников, самоуправлении.

     В настоящее время наиболее распространенными  формами объединений являются: концерн, консорциум, хозяйственная ассоциация, холдинговая компания.

     Концерн — объединение предприятий, осуществляющих  совместную деятельность на основе централизации функции научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности. Участники одного концерна не могут одновременно входить в другие объединения.

     Консорциум  — временное, добровольное объединение предприятий различных форм собственности, созданное для решения конкретных задач с наименьшими издержками.

     Хозяйственная ассоциация — добровольное объединение  самостоятельных предприятий по совместному осуществлению одной  или нескольких производственных функций. В частности, одной из форм хозяйственной ассоциации является синдикат, который организует единую службу сбыта.

     Холдинг — объединение, основанное на владении одной корпорацией акциями или  денежным капиталом другой корпорации с целью получения дохода. Такая форма объединения  предполагает наличие определенного финансового контроля деятельности дочерних фирм со стороны головной компании.

     В России основным видом холдингового объединения  является финансово-промышленная группа. Она представляет собой объединение научно-производственного, финансового и  коммерческого потенциалов в целях технологической или  экономической интеграции ее участников9.

     Работа  предприятия любой организационной  формы и любого размера определена параметрами его внутренней и внешней среды.

     Внешняя среда характеризуется факторами, которые находятся за пределами  предприятия. Обычно выделяют факторы  прямого воздействия (ближнее окружение) и факторы косвенного воздействия (общее окружение). К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на деятельность фирмы и испытывают на себе непосредственное влияние этой деятельности. Такими факторами являются: поставщики  ресурсов; потребители товаров и услуг; конкуренты; собственники (акционеры) данного предприятия, действующие на вторичном фондовом рынке; государство.

     Факторы косвенного воздействия формируют  общее окружение предприятия. К  ним относятся: экономика; политика; технология (уровень научно-технического развития); социально-культурная и международная сферы.

     Внутренняя  среда каждой организации представляет собой совокупность переменных, оказывающих  непосредственное влияние на процесс  производства товаров и услуг. Это  структура предприятия, его культура и ресурсы.

     Под структурой понимается конструкция организации, т.е. состав и соотношение входящих в нее элементов. Все фирмы имеют иерархическую структуру, в которой индивидуальные действия подчинены центральной власти. В отличие от предприятия рынок имеет стихийный способ организации, когда каждый  участник приспосабливает свои действия под определенные условия.

     Культура  организации — это система  коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения людей, работающих на предприятии.

     Наконец, ресурсы — это факторы, используемые в процессе производства: труд, капитал, земля и предпринимательство. Анализ использования ресурсов является важной характеристикой деятельности любого производителя, так как определяет величину и динамику его издержек и в конечном счете — величину прибыли.  

     1.2. Основные концепции издержек производства 

     Классическая  концепция издержек. Обстоятельное  исследование издержек было начато классиками политической экономии. Опираясь на теорию трудовой стоимости, А. Смит и Д. Рикардо  отмечали, что издержки – это средние общественные затраты на единицу продукции (стоимость единицы продукции на среднем предприятии, или средние отраслевые затраты). Издержки производства определялись ими как цена производства с учетом рентных платежей10.

     Марксистская  концепция издержек производства основывается на трудовой теории стоимости. В процессе анализа К. Маркс делит издержки на два вида: издержки производства и издержки обращения.

     Издержки  производства подразделяются на:

    • Издержки производства предприятия в виде затрат капитала (капиталистические издержки производства).
    • Издержки производства общества (действительные издержки производства товара)11.

     Издержки  производства предприятия представляют собой затраты капитала на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. Издержки производства предприятия складываются из затрат на средства производства, или издержек на постоянный капитал (С), и затрат на рабочую силу, или издержек на переменный капитал (V). Следовательно, издержки производства на уровне предприятия выступают в виде затрат капитала (К):

     К = С + V.

     Издержки  производства общества – общая сумма  затрат живого (необходимого и прибавочного) и овеществленного труда, выраженного  в стоимости сырья, машин, оборудования и т. д. Эти затраты труда образуют стоимость товара (T = C + + V + M). После реализации товара капиталист возмещает затраты на средства производства (C) и оплату необходимого труда (V) и присваивает в виде прибыли прибавочную стоимость (M).

     Издержки  обращения. Кроме издержек производства К. Маркс выделяет издержки обращения. Однако в образовании стоимости  участвуют не все издержки обращения, а лишь те, которые представляют собой продолжение процесса производства (затраты на транспортировку товаров, их хранение, расфасовку, упаковку). Издержки обращения, связанные с торговлей, К. Маркс определяет как непроизводительные.

     В последнее время издержки обращения  получили новую трактовку. Американский экономист Р. Коуз ввел понятие трансакционных издержек, к которым относятся главным образом затраты в сфере обращения (расходы на рекламу, получение и обработку информации, содержание рынка и т. д.). К. Эрроу сравнил трансакционные издержки в экономике с эффектом трения в физике. Отсюда главное назначение рынка заключается в экономии трансакционных издержек12.

     В XIX в. теория издержек производства сложилась  в двух вариантах – объективном  и субъективном.

     В первом из них издержки производства товара сводились к затратам труда (фактически к затратам переменного капитала), земли (к ренте), капитала (к средней прибыли). В дальнейшем они стали называться факториальными издержками производства.

     Субъективная  трактовка издержек производства была предложен английским экономистом  Н. Сениором («теория воздержания»). Субъективные издержки определялись им как сумма жертв рабочих (рабочий жертвует досугом ради производства) и капиталистов (капиталист воздерживается от немедленного потребления капитала). Позднее австрийский экономист Ф. Визер разработал «субъективную теорию издержек альтернативных возможностей», согласно которой действительные издержки производства данного товара равны наивысшей полезности тех благ, которые общество могло бы получить, если бы по другому использовало затраченные производственные ресурсы. По «закону издержек» Ф. Визера капиталистическое производство выступает в виде сверхрациональной экономики, в которой распределение ресурсов происходит таким образом, что полезности на единицу затрат выравниваются во всех сферах и достигается наивысшая полезность использования ресурсов в рамках всего общества. Следует отметить, что принцип максимизации, по определению М. Блауга, – это упорядоченный перебор допустимых состояний в экономике. Для того времени он являлся практически неосуществимым13.

     Теория  объективных издержек производства в дальнейшем приняла форму теории предельных издержек производства, которые рассматривались как совокупность всех затрат на худших предприятиях, находящихся на грани банкротства, «на пределе».

     В конце XIX в. А. Маршалл попытался объединить субъективную и объективную теории издержек производства. Издержки производства были признаны им определяющими только для «цены предложения», цены, обеспечивающей необходимую для производителя прибыль. В целом цена, по мнению А. Маршалла, находится под воздействием не только издержек (через «цену предложения»), но и предельной полезности товара, определяющей спрос на данный товар или цену спроса. Соотношение этих двух сил – предложения и спроса – определяют масштабы производства и цены товаров. Теория издержек производства в таком виде вошла в качестве составной части в теорию спроса и предложения14. 
 
 
 
 

     Глава 2. Исследование роли средних и предельных издержек в формировании стратегии фирмы 

     2.1. Современная концепция издержек производства. Постоянные, переменные и экономические издержки 

     Распространенные  в западных странах современные  концепции основываются на неоклассической  теории издержек производства, базирующейся на использовании теории предельной полезности и существенно отличающейся от марксистской как сущностно, так и терминологически.

     Постоянные  и переменные издержки. Издержки производства представляют собой сумму затрат на приобретение факторов производства. В 1923 г. американский экономист Дж. Кларк ввел деление издержек на постоянные и переменные. Если в марксистской концепции постоянные издержки представляют собой затраты на постоянный капитал, то у Дж. Кларка к ним относятся те затраты, которые не зависят от объема произведенной продукции. К переменным издержкам относятся затраты, величина которых непосредственно зависит от количества произведенной продукции (затраты на сырье, материалы, зарплату). Структуры постоянных и переменных издержек изображены на рис. 1 и рис. 2.

     Рис. 1. Структура постоянных издержек

     Рис. 2. Структура переменных издержек 

     Деление на постоянные и переменные издержки проводится только для краткосрочного периода, в течение которого фирма  не может изменить постоянные факторы (здания, сооружения, оборудование). В долгосрочном периоде постоянных издержек не существует. Все издержки становятся переменными, так как все факторы подвергаются изменению, совершенствованию и обновлению15.

Информация о работе Теория издержек