Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:54, курсовая работа
A. Курно, Г. Госсен, Ж. Дюпои, И. Г. Тюнен задолго до основателей теории маржинализма изучали принципы и идеи этого направления экономической мысли. Сложно отдать предпочтение кому-то одному из них, так как их взгляды на теоретические аспекты экономической науки были изложены ими почти одновременно.
Менгера. Она представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале
полезностей и степень насыщения потребности в нем, причем различается
абстрактная полезность разных категорий благ (предметы питания, одежда,
обувь, топливо, украшения и т. п.) и конкретная полезность каждой единицы
данного рода благ (например, первого, второго, третьего и т. д. килограмма
хлеба; первой, второй, третьей и т. д. пары обуви).
Блага первого порядка - это самые насущные блага (потребительские),
обеспечивающие непосредственное удовлетворение человека. Блага более высоких
порядков - это блага, которые используются для производства потребительских
благ. В результате
этого использования
ценностью идущие на них уготовленные производственные ресурсы.
Благами высшего порядка выступают средства производства. К последним К.
Менгер также относил «пользование капиталом и деятельность предпринимателей».
На основе идей Менгера Ф. Визером была выдвинута теория вменения,
математически разработанная Дж. Б. Кларком.
Обмен возникает, когда блага одного субъекта для него менее желательны, чем
блага другого индивида. У последнего такое же отношение к собственным
товарам.
Обмен для них взаимовыгоден, но неэквивалентен. Вместе с выгодой обмен, по
Менгеру, представляет собой экономическую жертву, отнимающую «часть
экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового
отношения».
К. Менгер относит торговцев к производителям, подобно землевладельцам и
фабрикантам, поскольку они способствуют более полному удовлетворению
человеческих потребностей, то есть их деятельность соответствует целям любого
хозяйства. Пропорции взимаемого обмена благ определяются соотношением их
предельных полезностей.
Лозаннская школа
Леон Вальрас (1834 - 1910) — швейцарский экономист, основатель лозаннской
школы, которая является ветвью математической школы. Экономической теорией
увлекся благодаря работам О. Круно. С 1870 года работал на кафедре
политической экономии в Лозаннском университете. Его основная работа
называется «Элементы чистой политической экономии» (1874 г.).
Л. Вальрас — создатель общей статистической экономико-математической модели
хозяйства страны,
известной под названием
равновесия.
Модель общего экономического равновесия, разработанная Л. Вальрасом,
свидетельствует о существовании единственного равновесия множества рынков
(готовой продукции и факторов производства) в условиях действия рыночного
механизма и совершенной конкуренции. Равновесие на определенной части рынков
не гарантирует общего равновесия экономики с данным количеством рынков.
В 50 — 60-е годы модель Вальраса преобразована средствами линейного
программирования.
В модели рынков отражено следующее:
-
определены основные условия
соответствия спроса и
товаров;
- взаимосвязь между основными показателями производства и обмена
представлена системой уравнений;
-
все сделки на рынке
- модель статична (предполагает неизменность запаса и разнообразия
продуктов);
-
идеальная информированность
-
решение задачи для всего
Цель модели - вывести общие законы действия системы цен при наличии множества
рынков.
Государство, по мнению Л, Вальраса, должно осуществлять следующие функции:
-
контролировать стабильность
-
обеспечивать безопасность
-
сдерживать спекулятивные
-
поддерживать всеобщее
-
гарантировать социальную
-
способствовать
-
поощрять производство и
В государстве должен действовать принцип равенства возможностей при
неравенстве фактического положения.
Экономические взгляды А. Маршалла
Альфред Маршалл (1842 - 1924) - английский экономист, основатель кембриджской
школы, с именем которого связывают становление неоклассического направления в
экономической теории. Родился в семье служащего. Закончил с отличием
Кембриджский университет, после чего остался в нем для преподавательской
работы. С 1867 года увлекся экономической наукой и уже в 1875 году изложил
свои собственные доктрины в работе «Принципы экономической науки». Этот труд
принес ему мировую известность.
С 1908 года по инициативе А. Маршалла был введен новый курс под названием
«Economics», который вытеснил учебник Дж. Милля.
А. Маршалл является автором ряда работ, в частности «Экономика
промышленности» (1889 г.), «Промышленность и торговля» (1919 г.). В своих
исследованиях использовал математические и графические методы анализа.
Экономическая теория А. Маршалла является синтезом достижений классической
науки (А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля) и теории маржинализма.
Метод А. Маршалла - метод частичного равновесия. При рассмотрении ситуации
все элементы, кроме одного, принимаются как постоянные, и ведется наблюдение
изменений этого одного элемента.
Концепция ценообразования (спрос и предложение) А. Маршалла: функция спроса
на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса, по Маршаллу, не что
иное, как денежная оценка желания. Далее автор формулирует закон спроса,
согласно которому спрос на товар возрастает при снижении цены и повышается
при превышении цены.
А. Маршалл ввел понятие «эластичность спроса» - функциональная зависимость
спроса от изменения цены. Спрос на товар эластичен, если он меняется в
большей степени, чем цена товара.
После этого А. Маршалл исследует цену предложения как минимальную цену, по
которой продавец согласен продать данное количество товара поданной цене.
Цена предложения определяется исключительно издержками. Под последними
понимается преодоление
нежелания подвергнуться
труда и жертвы капитала.
Далее А. Маршалл представляет в графической форме функциональную зависимость
цены от спроса и предложения. Цена равновесия устанавливается на пересечении
кривых спроса и предложения.
Экономическое учение Дж. Б. Кларка
Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938) - профессор Колумбийского университета,
основатель американской школы маржинализма.
Родился в г. Провиденсе штата Род-Айленд в США. Дж. Б. Кларк обучался сначала
в Амхерстском колледже, а затем в европейских университетах Гейдельберга и
Цюриха. По возвращении
в США занялся
его студентов был Т. Веблен, ставший впоследствии известным экономистом.
С 1893 по 1895 год Дж.
Б. Кларк был президентом
ассоциации.
Среди ряда его научных трудов выделяют работы «Философия богатства» (1886 г.)
и «Распределение богатства» (1899 г.).
Дж. Б. Кларк разделил экономическую науку на три области:
- универсальная экономика - исследование общих законов
производственной деятельности, в том числе закон предельной полезности,
убывающей производительности труда и капитала, народонаселения;
-
социально-экономическая
общества без учета процесса развития;
-
социально-экономическая
экономических процессов и явлений во времени, причем динамический процесс
изучается как
результат исключительно
В теории предельной производительности Дж. Б. Кларка каждый фактор
производства (земля, труд, капитал) обладает соответствующей
производительностью и создает доход, долю от которого и получает собственник
фактора. Это положение являлось оправданием справедливости существования
капиталистического общества.
Дж. Б. Кларк сформулировал закон «убывающей предельной производительности».
Он основан на трактовке закона убывающего плодородия почвы как универсального
и звучит так: если хотя бы один фактор производства остается неизменным, то
дополнительное приращение остальных факторов будет давать все меньший и
меньший прирост продукции; то есть в процессе производства наблюдается
убывающая производительность труда и капитала. Исходя из этого, Дж. Б. Кларк
сформулировал также так называемый закон Кларка, по которому ценность
(стоимость) продукта
определяется суммой
Предельная полезность
Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от
потребления товара или выполнения какого-либо действия. Полезность – понятие
сугубо индивидуальное. Полезность включает важный психологический компонент,
потому что люди достигают полезности, получая вещи, приносящие им
удовлетворение, и отказываясь от вещей, доставляющих неприятности. То, что
полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. В
экономическом анализе, полезность чаще всего используется для того, чтобы
описать предпочтение при ранжировании наборов потребительских товаров и
услуг. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя,
существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его
приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Вместе с тем и
сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.
Функция полезности сопоставляет каждому набору потребительских товаров
некоторое число таким образом, что если набор А предпочтительнее набора Б, то