Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы исследования монополии…………………………...5
1.1 Сущность и причины монополии……………………………………….5
1.2 Виды и формы монополии…………………………………………….16
1.3 Последствия монополии……………………………………………….21
2. Оценка влияния монополии на экономику России………………………...23
2.1 Анализ естественных монополий……………………………………..23
2.2 Реформирование электроэнергии России…………………………….29
2.3 Антимонопольная политика государства…………………………….35
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………………………...
Таблица 2 - Динамика роста регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий за 2005 – 2008 года
(в % к предыдущему году)
| 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год (оценка) |
Электроэнергия (для всех категорий потребителей) | 111,0 | 110,3 | 110,7 | 116,7 |
Газ природный (для всех категорий потребителей) | 123,0 | 111,0 | 115,0 | 125,0 |
Железнодорожные перевозки грузов (за период) | 112,8 | 107,5 | 108,0 | 121,1 |
Что касается роста цен за 2009-2011 гг, данная динамика продемонстрирована в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика роста регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий за 2009-2011 года
(в среднем за год, % к предыдущему году)
| 2009 | 2010 | 2011 | |
Старый прогноз | Действующий график | |||
Газ, в т.ч. | 120,3 | 115,9-116,3 | 130 | 140 |
-средние оптовые цены | 119,9 | 115,9-116,3 | 128 | 140 |
-цены для населения | 125 | 116,3 | 130 | 140 |
Электроэнергия, в т.ч. | 126 | 126 | 122 | 118 |
-средние регулируемые тарифы | 119 | 119 | 113-114 | 116 |
-цены для населения | 125 | 125 | 125 | 125 |
Тепловая энергия | 118,5-122 | 118 | 118 | 120 |
Нефтепроводный транспорт | н/g | 115,7 | н/g | н/g |
Железнодорожные перевозки грузов | 117,1-118,7 | 112,4 | 109,7-113,7 | 110-114 |
Железнодорожные пассажирские перевозки | 113-121,8 | 112-119 | 112-114 | 114-116,7 |
На 2011 г. самый большой рост тарифов предполагался для «Газпрома» - 40 %. Мог быть и еще больше: в 2006 г. правительство пообещало концерну, что с 2012 г. его внутренние цены сравняются с европейскими (в этом году — почти пятикратная разница, $260 за 1000 куб. м в ЕС против 1920 руб. в России). Но эти планы изменились. Как сильно они могут поменяться на этот раз, чиновники Минэкономразвития не говорят. Хотя прежние прогнозы концерна по инвестициям в 2011 г. явно предполагали высокий рост цен в ближайшие годы.
В целях снижения цен и тарифов или, по крайней мере, их стабилизации большие надежды возлагаются на реформирование естественных монополий.
Рассмотрим более подробно электроэнергетику России:
Российская электроэнергетика располагает мощным потенциалом.
Таблица 4 - Мощность электростанций и производство электроэнергии в Российской Федерации
| 1990
| 1995
| 1999 | 2000 | 2000 г. в % к 1990 г. | |
Все электростанции | ||||||
- установленная мощность на конец года, млн.кВт | 213,3 | 215,0 | 214,3 | 215,0 | 100,8 | |
- производство электроэнергии, млрд. кВт.ч | 1082 | 860 | 846 | 876 | 81,0 | |
- число часов использования среднегодовой установленной мощности, час | 5297 | 4144 | 4056 |
|
| |
В том числе: | ||||||
тепловые электростанции | ||||||
- установленная мощность на конец года, млн.кВТ | 149,7 | 149,7 | 148,3 |
|
| |
Продолжение Таблицы 4 | ||||||
| 1990
| 1995
| 1999 | 2000 | 2000 г. в % к 1990 г. | |
- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч | 797 | 583 | 563 | 580 | 72,8 | |
- число часов использования среднегодовой установленной мощности, час | 5663 | 4092 | 3934 |
|
| |
гидроэлектростанции | ||||||
- установленная мощность на конец года, млн.кВт | 43,4 | 44,0 | 44,3 |
|
| |
- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч | 167 | 177 | 161 | 165 | 98,8 | |
- число часов использования среднегодовой установленной мощности, час | 3932 | 4113 | 3720 |
|
| |
атомные | ||||||
- установленная мощность на конец года, млн.кВт | 20,2 | 21,3 | 21,7 |
|
| |
- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч | 118 | 99,5 | 122 | 131 | 110,9 | |
- число часов использования среднегодовой установленной мощности, час | 5910 | 4676 | 5650 |
|
|
В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически.
Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны.
Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.
2.2 Реформирование электроэнергии России
Реформа электроэнергетики – одна из наиболее продвинутых в сфере российских естественных монополий.
Еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии.
В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем
потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.
Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:
По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий.
Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.
Предприятия отрасли были информационно и финансово "не прозрачными".
Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.
Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.
Рисунок 4 - Структура отрасли в 2000 году
Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.
В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных(производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.
Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".
С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5".
Рисунок 5 – Целевая структура отрасли
Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.