Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы исследования монополии…………………………...5
1.1 Сущность и причины монополии……………………………………….5
1.2 Виды и формы монополии…………………………………………….16
1.3 Последствия монополии……………………………………………….21
2. Оценка влияния монополии на экономику России………………………...23
2.1 Анализ естественных монополий……………………………………..23
2.2 Реформирование электроэнергии России…………………………….29
2.3 Антимонопольная политика государства…………………………….35
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………………………...
Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.
Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.
Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.
В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.
В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.
В декабре 2007 – январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".
Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.
В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).
С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок – "рынок на сутки вперед" (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.
Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.
2.3 Антимонопольная политика государства
Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.
В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.
В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.
Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Таблица 5 - Экономические цели политики антимонопольного регулирования
Экономические цели политики антимонопольной политики | ||
Оптимизация экономической структуры рынка | Воздействие на экономическое поведение субъектов: ограничение и пресечение | Корректировка экономических результатов |
Анализ уровня концентрации на товарных рынках | Горизонтальных и вертикальных соглашений | Устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров |
Контроль за процессами концентрации | Недобросовестной конкуренции | Поддержка малого предпринимательства и формирование конкурентной среды |
Определение доминирующего положения | Монополистической деятельности | Проведение политики демонополизации производства и обращения |
Правовая регламентация рыночных отношений и принятие специального антимонопольного закона свидетельствовала о крутом повороте российского законодательства в сторону рыночных экономических отношений.
В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.
Существует множество методов реализации антимонопольной политики.
Таблица 6 - Принципы и методы реализации антимонопольной политики
Принципы | Методы |
1.Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации
| 1.Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных межрегиональных и других барьеров). 2. Поддержка малого предпринимательства. 3. Проведение политики демонополизации производства и обращения. 4.Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, 5.Совершенствование антимонопольного законодательства. 6.Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий |
2.Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
| 1.Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке. 2.Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции. 3.Пресечение недобросовестной конкуренции. 4.Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов |
Продолжение Таблицы 6 | |
Принципы | Методы |
3.Принцип разумного подхода
| 1.Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка. 2.Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка 3.Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления. 4.Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское. |
4.Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов
| 1. Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства. 2.Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил |
Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли.
Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.
Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:
1) естественные монополии;
2) разрешенные монополии;
3) временные монополии.
Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться
отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:
а) Они производят продукцию или услуги, которые невозможно
импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;
б) Они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет
увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.
Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм - производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.
В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.
Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.
Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.