Теория распределения доходов. Политика доходов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования - выявить проблемы справедливого распределения доходов в обществе.
Задачи, которые необходимо рассмотреть в данной работе:
- теоретические аспекты формирования доходов и их регулирования;
- исследовать основные направления государственной политики доходов;
- неравномерное распределение доходов;
- распределение доходов в России и особенности неравномерного распределения в РФ.
Предмет исследования - справедливость распределения доходов.

Содержание

Введение 3
1. СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И СТРУКТУРА
ДОХОДОВ 4
1.1. Понятие доходов 4
1.2. Виды доходов 5
1.3. Распределение доходов. Кривая Лоренца 7
2. ПОЛИТИКА ДОХОДОВ В РОССИИ 12
2.1. Регулирование доходов 11
2.2. Дифференциация доходов 13
2.3. Поддержка бедных слоев населения 17
Заключение 23
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 184.04 Кб (Скачать документ)

Неравенство доходов  определяется следующими обстоятельствами:

  1. различиями в физических и умственных способностях людей;
  2. уровнем образования;
  3. составом  семьи   (количество  членов  семьи,  работающих  и  неработающих);
  4. владением собственностью (жилье, акции, земля, оборудование и др.) и т.д.

 

Глава 2. Политика доходов в России

 

 

2.1. Регулирование доходов

 

 

Государство в  целях поддержания социальной стабильности и стимулирования экономического роста  проводит политику регулирования доходов  населения. Отношение к этому  направлению социальной политики неоднозначно, сторонники смягчения неравенства  считают, что всем членам общества необходимо обеспечить определенный уровень жизни. Противники, наоборот, полагают, что  политика выравнивания доходов и  потребления ослабляет стимулы  к предпринимательскому риску, к  увеличению доходов и сбережений населения.

В рыночной экономике государство  сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы.

К мерам  прямого регулирования относятся:

    • установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;
    • единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы; утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;
  • упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;

индексация доходов  и сбережений.

Меры  косвенного регулирования доходов  и заработной платы включают:

  • эмиссию денег;
  • контроль над инфляцией и валютным курсом;
    • налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;
  • налоговые льготы малому предпринимательству;
  • тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих.

В России в 1990-е годы сложилась система государственного регулирования доходов населения по форме во многом схожая с той, которая используется в высокоразвитых странах, но по содержанию не ориентированная на поддержание экономической и социальной стабильности, на стимулирование экономического роста.

Так, минимальная потребительская корзина  и прожиточный минимум (минимальный) были установлены на уровне физического  выживания человека. При этом следует  иметь в виду, что в России официальные  оценки величины ПМ составляли 4,9 - 12,4 % величины его независимой экспертной оценки, а минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в этот период колебался в пределах 10-39 % от официального прожиточного минимума (ПМ). Отметим, что в Трудовом кодексе РФ введена норма, согласно которой МРОТ не должен быть ниже ПМ.

Уровень заработной платы в бюджетном  секторе на 30 - 40 % ниже среднего по стране, тогда как в высокоразвитых странах  заработная плата в бюджетной  сфере примерно равна уровню заработной платы в рыночном секторе.

Механизм  индексации не эффективен, так как  со значительным запаздыванием индексируется  только МРОТ и оплата труда в бюджетной  сфере.

Неэффективна  система налогообложения. Однако следует  отметить, что введение с 2001 г. пропорционального  подоходного налога увеличивает  реальную оплату труда работникам, получающим заработную плату на уровне средней и выше и стимулирует, тем самым зарабатывать больше.

Система социального  партнерства в условиях слабости профсоюзов, низкой оплаты труда подавляющей  части работников в сочетании  со значительными размерами задолженности  по зарплате и теневой оплатой  не может реализоваться. Последствиями  такой политики стали падение  уровня жизни подавляющей части  домохозяйств, рост бедности и мало обеспеченности, качественное ухудшение человеческого потенциала страны на фоне устойчивого сокращения численности населения.

 

2.2 Дифференциация доходов.

 

 

Дифференциация  доходов населения - реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры.

Общество  с рациональной дифференциацией  доходов, относительно равномерной, наиболее устойчиво за счет многочисленного  среднего класса, имеет интенсивную  социальную мобильность, сильные стимулы  к социальному продвижению и  профессиональному росту и наоборот.

Показатели, отражающие дифференциацию доходов  населения, важны для анализа  реальных социально-экономических  процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, используются также при составлении государственных  программ социально-экономического развития.

Основными показателями дифференциации доходов  являются:

1.Кривая Лоренца (рис. 1) как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения и коэффициент Джини, который степень неравенства в распределении доходов. Чем больше этот коэффициент, тем большую степень неравенства, или дифференциации доходов населения, он характеризует.

 

Рисунок 3. Кривая Лоренца для России в 1991г. и в 2001г.

2. Наиболее часто употребляемым показателем дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Таблица 2. Децильный коэффициент в России (18)

Годы

1992

1995

1998

2001

2004

2007

2008

2009

2010

ДК

8,0

13,5

13,8

13,9

15,2

16,8

16,8

16,7

16,5


 

3. Коэффициент Джини — показатель степени неравенства в распределении доходов.

В российской статистике этот показатель называется индексом концентрации доходов. Вычисляется как доля площади между кривой Лоренца и линией абсолютного равенства доходов от общей площади под прямой абсолютного равенства доходов. Величина коэффициента может изменяться от 0 до 1. Если коэффициент близок к 0, в обществе существует равенство в распределении доходов; чем выше его значение, тем более неравномерно распределены доходы. В России коэффициент Джини на 2000 год составляет 0,395.

 

 

Рис.4 Коэффициент  Джинни (10, с.643)

Таблица 3. Коэффициент Джини в России [17

 

Годы

Коэффициент Джини

2011

44,00%

2010

42,00%

2009

42,20%

2001

39,70%




 

 

 

 

Следует обратить внимание на то, что и коэффициент Джини, и децильный коэффициент могут рассчитываться для различных доходов и их субъектов. Можно рассчитывать индексы по величине заработной платы, по доходу от предпринимательской деятельности, по величине ВВП (ВНП) на душу населения, по валовому доходу домашнего хозяйства и др.

4. Закон Парето или принцип 20/80— эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата». Может использоваться как базовая установка в анализе факторов эффективности какой-либо деятельности и оптимизации её результатов: правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны (согласно кривой Парето).

Приводимые  в законе цифры нельзя считать, безусловно, точными: это скорее просто мнемоническое  правило, нежели реальные ориентиры. Выбор  чисел 20 и 80 является также данью  заслугам Парето, выявившему конкретную структуру распределения доходов  среди итальянских домохозяйств, которой и было свойственно сосредоточение 80 % доходов у 20 % семей. Но любое другое конкретное распределение может  иметь другую структуру и для  каждой отдельной задачи следует  проводить соответствующий анализ, направленный на выявление конкретной зависимости между удельным весом  затраченных ресурсов и полученных результатов.

Можно выделить несколько  главных причин, неравенства доходов:

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку всегда нужно иметь ввиду) человек, наделенный исключительно физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.

Во-вторых, различия во владении собственностью, собственно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать в какой семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна из разновидностей потоков доходов, т.е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных субъектов.

В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в  богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование  и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых стартовых уровнях  образования больший доход будут  получать лица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.

В-пятых, есть такая группа причин, которая  связана просто с везением, случаем, неожиданными выигрышами и т. п. В  условиях неопределенности, характерной  для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении  доходов.

Таким образом, по крайней мере, в силу названных  причин равенство экономических  возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных  высокоразвитых странах.

 

 

 

2.3 Поддержка  бедных слоев населения.

 

Согласно опросу 1 1585 респондентов, проведенному «Интерфакм-АИФ» в Москве 1997 года, субъективные оценки граждан страны относительно причин бедности и богатства выглядят следующим образом.

Таблица 4. Причины  бедности и богатства, по мнению россиян. [10,с.648]

Бедность

%

Богатство

%

Экономическая система

82

Связи

88

Лень и пьянство

77

Экономическая система

78

Неравные возможности

65

Мошенничество

76

Дискриминация

47

Благоприятные возможности

62

Бездеятельность

44

Талант

50

Отсутствие  таланта

33

Удача

42

Неудача

31

Упорная работа

39


Результаты  опроса показывают, что 82% опрошенных вину за свое обнищание возлагают на сложившуюся экономическую систему, а неудача и отсутствие таланта стоят на последнем месте в приведенном ряду. Одновременно устойчивым является мнение, отраженное еще в старинной поговорке «От трудов праведных не наживешь палат каменных» - связи и мошенничество как источники богатства называют соответственно 88% и 76% опрошенных. И в этом случае, так же как и причиной бедности, более чем две трети опрошенных причиной богатства считают экономическую систему. Таким образом, логично предположить, что именно последняя, по мнению россиян, позволяет при помощи связей и мошенничества достичь высокого материального благополучия. Приведенные данные показывают, что современное российское общество во многом еще далеко от тех взаимоотношений власти и общества, которые принято называть «социальным контрактом». Другими словами, отчуждение население от правящей элиты и социальное расслоение остаются злободневными проблемами российской экономики и в начале 21 века.

По мнению известных  американских экономистов П. Самуэльсона и В. Нордхауса, уровень бедности можно определить так: бедность - это уровень дохода, достаточный для того, чтобы поддерживать прожиточный минимум. Для отнесения определенных категорий населения, к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта  бедности — это минимальный уровень  жизни, определяемый на основе физиологических  потребностей человека в продуктах  питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В  России абсолютная черта бедности совпадает  с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный  набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные  товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре  затрат на эти цели бюджета низкодоходных  семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным  социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного  возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная  корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов  питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько  стоит минимальная потребительская  корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (рс1 ионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в С1ранах — членах ЕС — менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Информация о работе Теория распределения доходов. Политика доходов в России