Теория распределения доходов. Политика доходов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования - выявить проблемы справедливого распределения доходов в обществе.
Задачи, которые необходимо рассмотреть в данной работе:
- теоретические аспекты формирования доходов и их регулирования;
- исследовать основные направления государственной политики доходов;
- неравномерное распределение доходов;
- распределение доходов в России и особенности неравномерного распределения в РФ.
Предмет исследования - справедливость распределения доходов.

Содержание

Введение 3
1. СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И СТРУКТУРА
ДОХОДОВ 4
1.1. Понятие доходов 4
1.2. Виды доходов 5
1.3. Распределение доходов. Кривая Лоренца 7
2. ПОЛИТИКА ДОХОДОВ В РОССИИ 12
2.1. Регулирование доходов 11
2.2. Дифференциация доходов 13
2.3. Поддержка бедных слоев населения 17
Заключение 23
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 184.04 Кб (Скачать документ)

Бедность  также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве  стран с переходной экономикой в  середине 90-х гг. она затрагивала  существование почти четверти населения (в России в 1995—1997 гг. — 20—25%). Глубина  бедности— это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии — 25%, в Польше и Венгрии — 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода оценивается  как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов  бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения  определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик  дефицит доходов по отношению  к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов  населения по отношению в ВВП  составлял в 1997 г.: в России — 3%; Эстонии  — 2,7; Польше — 0,6 и Венгрии - 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более  широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров  и услуг в объеме, необходимом  для обеспечения нормальной жизнедеятельности  человека.

В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том  числе 80 продуктов питания. Структура  минимального потребительского бюджета, % : питание - 45,1; непродовольственные товары - 39,0; услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.

Рациональный  потребительский бюджет отражает потребление  товаров и услуг, обеспеченность домашних, хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания — 30; непродовольственные товары — 47 (из них ткани, одежда, обувь — 20, мебель, предметы культуры и быта — 18, прочие товары — 9%); все услуги—23.

Дифференциация  населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет  выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

  1. «бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
  2. «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
  3. «обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;

4) «богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше 
рационального потребительского бюджета.

В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи  приходилось 30— 35% населения, малообеспеченные - 35 - 40, обеспеченные - 20 - 25, состоятельные  и богатые - 6 - 6,5%

Социальная  сфера финансируется за счет следующих  источников:

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъекта РФ;
  • местный бюджет;
  • ресурсы небюджетного перераспределения.

 

Таблица 5. Основные программы социальной защиты в России [3, с.294]

 

Вид пособия

Источник

База

Пенсия за выслугу лет

Пенсионный фонд

Формула основана на трудовом стаже  и прошлом заработке. Нижний порог  равен минимальной пенсии.

Пособие по безработице

Фонд занятости

Формула основана на прошлом заработке

и продолжительности безработицы. Нижний порог равен размеру минимальной  зарплаты.


Семейные пособия

Пособие   на   рождение ребенка

Фонд          социального  страхования

5-й минимальный оклад

Единое      ежемесячное

пособие

Местный бюджет

60-70% минимального оклада

Пособие  по  уходу  за ребенком до 15 мес. (для работающих)

Фонд          социального  страхования

50% суммы пособий

Пособие   по  уходу  за ребенком до 3 лет

Предприятие

Не связано с минимальной  заработной платой

Оплата         временной нетрудоспособности   по болезни

Фонд          социального страхования

Из текущих поступлений. Выплачивается  без установленного срока ожидания.


Внебюджетные  источники:

  1. Государственные социальные фонды;
  2. Внебюджетные фонды субъекта РФ;
  3. Негосударственные социальные фонды;
  4. Кредитные ресурсы;
  5. Привлечение средств фирм и домашних хозяйств (территориальные займы); использование потенциала некоммерческих неправительственных организаций.

Социальная  политика государства - политика, направленная на решение социальных проблем, на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Социальная   политика   должна  учитывать   не  только   материальные,   но   и политические, и духовные потребности членов общества. Социальная политика государства выдвигает  перед экономикой следующие проблемы: как удовлетворить социальные потребности людей, каким образом обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе, как обеспечить, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного воспроизводства.

 

Заключение.

 

 

На основании  проделанной работы, можно сделать  вывод о том, что равенства  распределения доходов в рыночной экономике быть не может, так как  рыночная система - это беспристрастный  механизм. Она «не знает» жалости, не имеет совести, не приспосабливается  к моральным нормам, определяющим, что есть беспристрастное и справедливое распределение дохода. Каждый получает ровно столько, сколько заслужил.

Исходя из поставленной цели, были выявлены такие проблемы распределения доходов в обществе как:

  1. От рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими.
  2. Различия во владении собственностью, собственно доставшейся по наследству.
  3. Различия в образовательном уровне.
  4. Профессиональная принадлежность человека.

Для измерения неравенства в распределении  доходов и выработки политики их выравнивания используются показатели : кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент (коэффициент фондов).

Важным  условием неравенства в доходах  является неравное распределение собственности  па факторы производства: чем большей  собственностью обладают отдельные  индивиды, тем большую долю национального  дохода они присваивают. Снижение доли заработной платы в доходах в  российской экономике сопровождается ее дифференциацией в зависимости  от профессии, должности, отрасли, региона  и предприятия, что подтверждает сделанный ранее вывод о слабой зависимости доходов от трудовых усилий и производительности труда  в условиях становления рыночных отношений.

Высокая дифференциация доходов пагубна  для развития экономики. Она приводит к росту социальных издержек, к  разрушению человеческого капитала (повышается преступность, наркомания и т.д.), к социальной напряжённости в обществе.

Государственное регулирование складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. Социальное регулирование  не является исключительной привилегией  государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и  прочие показатели уровня жизни.

Для решения социальных проблем государство  проводит различные социальные программы, например, пенсия за выслугу лет, пособие  по безработице, пособие на рождение ребенка, единое ежемесячное пособие, пособие по уходу за ребенком до 15 мес. (для работающих) и многие другие.

Основными задачами социальной политики государства  являются:

а) повышение благосостояния;

б) улучшение условий труда и жизни людей;

в) осуществление принципов социальной справедливости.

Основная  социальная функция экономической  политики заключается в обеспечении  заинтересованности работников в повышении  эффективности их экономической  деятельности.

 

  1. Абакумова Н., Подовалова Р.Политика доходов и заработной платы [Текст / Учебное пособие / Абакумова И., Подовалова Р. - М.: Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.-9бс.
  2. Борисов, Е.Ф. Экономика [Текст] /учебное пособие/Е.Ф.Борисов. - М.: Проспект, 2009.- 320 с.
  3. Вечканов, Г.С. Макроэкономика [Текст]/ учебное пособие / Г.С. Вечканов. -Питер-2002.-432 с.
  4. Микроэкономика. Теория и российская практика [Текст] / под. ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. -М.: КНОРУС, 2001. - 544 с.
  5. Сажина, М. А. Экономическая теория [Текст] / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. -М.: Норма, 2009.-671 с.
  6. Самуэльсон, К. Экономика [Текст]/ - Пер. с англ. Самуэльсон, К.- М.: 1997. -403с.
  7. Фишер С , Дорнбуш Р, Шмалензи Р. Экономика Дело ЛТД [Текст] / пер. с англ. со 2-го изд. Фишер С , Дорнбуш Р, Шмалензи Р. - М.: - 1993. - 864с.
  8. Ю.Чепурин, М.Н. Курс экономической теории [Текст]/ М.Н. Чепурин, Е.А.

Киселева. - М.: АСА, 2007. - 848 с. 11

9. Экономика [Текст]/ под.ред. Булатова , А. С. - М.: Юристъ, 2002 .- 896с.

10. http://economica-poitica.ru[Электронный ресурс]

11. http://studentu-vuza.ru[Электронный ресурс]

 

 

 

 


Информация о работе Теория распределения доходов. Политика доходов в России